Использование в деятельности учреждений культуры и искусства мягкого инвентаря. Порядок учета
Практически все учреждения культуры и искусства используют в своей деятельности те или иные виды мягкого инвентаря. В этой статье рассмотрим, что относится к мягкому инвентарю, как организуется его учет, как формируется его стоимость в зависимости от способа его поступления, какими проводками отражается в бухгалтерском учете его поступление и списание, а также другие моменты учета мягкого инвентаря.
Организационные моменты учета мягкого инвентаря
Согласно п. 118 Инструкции N 157н*(1) к мягкому инвентарю относятся следующие виды материальных ценностей:
- белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
- постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);
- одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);
- обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);
- спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);
- прочий мягкий инвентарь.
В состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).
В зависимости от принятого учреждением статуса учет мягкого инвентаря должен осуществляться в соответствии:
- с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н);
- с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н);
- с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденных Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н).
Учет мягкого инвентаря в учреждении должен быть организован следующим образом:
а) поступивший в бюджетное и автономное учреждение мягкий инвентарь должен быть отнесен к особо ценному движимому имуществу либо к иному движимому имуществу. У казенного учреждения весь мягкий инвентарь будет являться иным движимым имуществом (п. 30 Инструкции N 174н, Инструкции N 183н, п. 21 Инструкции N 162н);
б) учет мягкого инвентаря должен быть организован в соответствии с источниками финансирования его приобретения, которым присваиваются следующие коды вида финансового обеспечения (п. 21 Инструкции N 157н):
- 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
- 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 3 - средства во временном распоряжении;
- 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 - субсидии на иные цели;
- 6 - бюджетные инвестиции;
в) аналитический учет мягкого инвентаря должен вестись по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально-ответственных лиц и местам хранения (п. 119 Инструкции N 157н);
г) аналитический учет мягкого инвентаря должен вестись на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции N 157н);
д) операции по выбытию и перемещению мягкого инвентаря нужно отражать в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 119 Инструкции N 157н);
е) операции по поступлению мягкого инвентаря следует отражать в соответствии с содержанием хозяйственной операции (п. 119 Инструкции N 157н):
- в Журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов в части: операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений), операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т.п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;
- в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо Журнале операций расчетов с подотчетными лицами в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
- в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов материальных запасов.
Поступление мягкого инвентаря
Мягкий инвентарь в учреждения культуры и искусства может поступать разными способами, например:
- приобретаться за плату;
- создаваться силами учреждения;
- поступать безвозмездно и др.
Независимо от способа поступления все предметы мягкого инвентаря должны быть промаркированы материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию следует производить дополнительную маркировку с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.
Записи в регистры бухгалтерского учета по поступлению мягкого инвентаря заносятся на основании первичных учетных документов. То есть при любом способе его поступления в учреждении должен иметься или должен быть сформирован первичный документ.
Для учета операций с мягким инвентарем используются следующие счета:
Номер и наименование счета | Применение счетов в соответствии с инструкциями | ||
0 105 25 000 "Мягкий инвентарь - особо ценное движимое имущество учреждения" | - | + | + |
0 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения" | + | + | + |
Согласно п. 100 Инструкции N 157н мягкий инвентарь принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.
Рассмотрим, как формируется фактическая стоимость мягкого инвентаря при приобретении его за плату.
Приобретение мягкого инвентаря за плату. Когда мягкий инвентарь поступает в учреждение в рамках одного государственного (муниципального) договора, это отражается следующими проводками:
Инструкции N 162н |
Инструкции N 174н |
Инструкции N 183н | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
0 105 35 340 | 0 302 34 730 0 208 34 660 0 304 04 340 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 302 34 730 0 208 34 660 0 304 04 340 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | 0 302 34 000 0 208 34 000 0 304 04 340 |
В том случае, когда приобретение мягкого инвентаря осуществляется в рамках нескольких договоров (например, отдельно оплачиваются доставка, консультационные или посреднические услуги и др.), фактическая стоимость изначально формируется на следующих счетах:
Номер и наименование счета | Применение счетов в соответствии с инструкциями | ||
0 106 24 000 "Вложения в материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения" | - | + | + |
0 106 34 000 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" | + | + | + |
В этом случае при формировании фактической стоимости мягкого инвентаря учитываются (п. 102 Инструкции N 157н):
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
- таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
- суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе - расходы по доставке). Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
- суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
По сформированной таким образом фактической стоимости мягкий инвентарь принимают к учету.
Данные операции следует отразить в бухгалтерском учете следующими записями.
Инструкция N 162н | Инструкция N 174н | Инструкция N 183н | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Формирование фактической стоимости мягкого инвентаря, приобретаемого по нескольким договорам | |||||
0 106 34 340 | 0 302 34 730 0 208 34 660 | 0 106 24 340 0 106 34 340 | 0 208 34 660 0 302 34 730 | 0 106 24 000 0 106 34 000 | 0 208 34 000 0 302 34 000 |
Принятие к учету мягкого инвентаря по сформированной фактической стоимости | |||||
0 105 35 340 | 0 106 34 340 | 0 105 25 340 0 105 35 340 | 0 106 24 340 0 106 34 340 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | 0 106 24 000 0 106 34 000 |
Поступление мягкого инвентаря, изготовленного силами учреждения. Когда учреждение изготавливает мягкий инвентарь не для продажи, его фактическая стоимость определяется исходя из затрат, связанных с его изготовлением. Их учет и формирование осуществляется в соответствии с порядком определения себестоимости изготавливаемых учреждением активов, утвержденным его учетной политикой. При этом в фактическую стоимость не включаются сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) мягкого инвентаря (п. 105 Инструкции N 157н).
Формирование фактической стоимости мягкого инвентаря, изготовленного силами учреждения, производится на счете 0 106 34 340 (000). Затем, так же как и в рассмотренном выше случае, мягкий инвентарь учитывается на счете 0 105 25 (35) 340 (000).
Безвозмездное поступление мягкого инвентаря. Операции по принятию к бухгалтерскому учету мягкого инвентаря по стоимости, сформированной при безвозмездном получении, в учете бюджетного и автономного учреждения будут выглядеть следующим образом:
Пункт 34 Инструкции N 174н | Пункт 34 Инструкции N 183н | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
При закреплении права оперативного управления | |||
4 105 24 340 | 421006660 | 4 105 24 000 | 421006000 |
4 105 34 340 | 4 401 10 180 | 4 105 34 000 | 4401 10180 |
От резидентов РФ и физических лиц-нерезидентов РФ | |||
2 105 25 340 | 2 401 10 180 | 2 105 25 000 | 2401 10180 |
2 105 35 340 | 2 105 35 000 | ||
От наднациональных организаций, правительств иностранных государств | |||
2 105 25 340 | 2 401 10 152 | 2 105 25 000 | 2401 10152 |
2 105 35 340 | 2 105 35 000 | ||
От международных финансовых организаций | |||
2 105 25 340 | 2 401 10 153 | 2 105 25 000 | 2401 10153 |
2 105 35 340 | 2 105 35 000 |
В учете казенных учреждений операции по безвозмездному поступлению мягкого инвентаря будут отражены следующими записями (п. 23 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Безвозмездное поступление мягкого инвентаря: | ||
- в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; | 0 304 04 340 | |
- в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций (за исключением государственных и муниципальных) и от физических лиц; | 0 105 35 340 | 0 401 10 180 |
- в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов | 0 401 10 151 |
Перемещение мягкого инвентаря внутри учреждения
В соответствии с п. 24 Инструкции N 162н, п. 35 Инструкции N 174н, 183н операции по перемещению и передаче в эксплуатацию мягкого инвентаря отражаются в регистрах аналитического учета путем изменения материально ответственного лица на основании Требования-накладной (ф. 0315006) и Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Отдельные виды мягкого инвентаря выдаются в эксплуатацию по утвержденным нормам. Например, средства индивидуальной защиты: их выдача работникам осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для работников культуры такие нормы приведены в приложении 13 к Постановлению Минтруда РФ от 25.12.1997 N 66 "Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты".
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н. В них по каждой профессии (должности) приведен перечень видов средств индивидуальной защиты и нормы выдачи в год.
Списание мягкого инвентаря
Списание мягкого инвентаря с регистров бухгалтерского учета производится учреждением с возникновением следующих оснований:
- непригодность к дальнейшему использованию;
- выявленные недостачи, хищения и потери;
- произошедшие стихийные бедствия, иные бедствия, природное явление, катастрофа;
- безвозмездные передачи и др.
Мягкий инвентарь подлежит списанию с регистров бухгалтерского учета на основании надлежащим образом оформленного Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
Инструкцией N 157н предусмотрено, что списание мягкого инвентаря может производиться по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости. Учреждение должно определить, какой из перечисленных способов оно будет применять при списании мягкого инвентаря, и закрепить его в своей учетной политике.
В отношении списания мягкого инвентаря, выдаваемого по утвержденным нормам, следует заметить, что истечение срока носки не является основанием для их списания. Списанию подлежит только непригодный для эксплуатации мягкий инвентарь, который невозможно восстановить или восстановление которого экономически нецелесообразно.
Списание мягкого инвентаря в зависимости от причин его выбытия. Проводки по отражению операций представим в таблице.
Пункт 26 Инструкции N 162н | Пункт 37 Инструкции N 174н | Пункт 37 Инструкции N 183н | |||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Списание по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации | |||||||
0 40120 272 | 0 105 35 440 | 0 401 20 272 0 109 хх 272 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 40120 272 0 109 хх 272 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | ||
Списание по причине физического износа | |||||||
0 401 10 172 | 0 105 35 440* | 0 401 10 172 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 401 10 172 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | ||
Списание при выявленных недостачах, хищениях | |||||||
0 401 10 172 | 0 105 35 440 | 0 401 10 172 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 401 10 172 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | ||
Списание вследствие стихийных бедствий, иных бедствий, природного явления, катастрофы | |||||||
0 40120 273 | 0 105 35 440 | 0 40120 273 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 40120 273 | 0 105 25 000 0 105 35 000 | ||
* Указанная проводка в Инструкции N 162н не обозначена. По мнению автора, данную операцию списания мягкого инвентаря по причине физического износа можно отразить аналогичной проводкой, предусмотренной инструкциями N 174н, 183н. |
Списание мягкого инвентаря при его передаче. В бухгалтерском учете списание мягкого инвентаря при передаче отражается следующими проводками:
а) у бюджетных и автономных учреждений:
Содержание операции | Пункт 37 Инструкции N 174н | Пункт 37 Инструкции N 183н | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Списание при передаче мягкого инвентаря в рамках расчетов между головной организацией и обособленным подразделением | 0 304 04 340 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 304 04 340 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению | 0 401 20 241 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 40120 241 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание в рамках движения объектов при их передаче иной государственной (муниципальной) организации | 0 401 20 241 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 40120 241 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание при безвозмездной передаче объектов организациям, за исключением государственных и муниципальных | 0 401 20 242 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 40120 242 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание при безвозмездной передаче объектов наднациональным организациям и правительствам иностранных государств | 0 401 20 252 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 40120 252 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
Списание объектов при передаче международным организациям | 0 401 20 253 | 0 105 25 440 0 105 35 440 | 0 40120 253 | 0 105 25 000 0 105 35 000 |
б) у казенных учреждений (п. 26 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Безвозмездная передача мягкого инвентаря: | ||
- в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; | 0 304 04 340 | |
- в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при передаче государственным и муниципальным организациям; | 0 40120 241 | |
- организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций; | 0 40120 242 | |
- в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов; | 0 40120 251 | 0 105 35 440 |
- наднациональным организациям и правительствам; | 0 40120 252 | |
- международным организациям | 0 40120 253 |
Учет ветоши. В результате списания мягкого инвентаря, который в присутствии комиссии по списанию режется, рубится, образуется ветошь. Ту, которая пригодна для дальнейшего использования в хозяйственных нуждах, приходуют. Эту операцию оформляют первичным документом, то есть ветошь принимают на учет по Акту приема материалов (ф. 0315004) с указанием веса (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 инструкций N 174н, 183н).
К бухгалтерскому учету ветошь принимается по текущей рыночной стоимости (п. 106 Инструкции N 157н). Это отражается следующей записью.
Дебет счета 0 105 36 340 (000) "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 0 401 10 180 "Прочие доходы"
Покажем на примере порядок отражения операций по поступлению и списанию мягкого инвентаря.
Пример
В деятельности автономного учреждения культуры и искусства за месяц произведены следующие операции:
- приобретены за счет средств субсидий постельные принадлежности для общежития на сумму 60 000 руб. и произведена их передача в обособленное подразделение;
- списана спецодежда, пришедшая в негодность, на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря - на сумму 15 000 руб.;
- оприходована ветошь, полученная от списания белья, - на сумму 600 руб.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено поступление постельных принадлежностей | 4 105 35 000 | 4 302 34 000 | 60 000 |
Произведена передача постельных принадлежностей в обособленное подразделение | 4 304 04 340 | 4 105 35 000 | 60 000 |
Списана спецодежда, пришедшая в негодность | 410960272 | 4 105 35 000 | 15 000 |
Оприходована ветошь, полученная от списания белья | 4 105 36 000 | 4 401 10 180 | 600 |
И. Зернова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"