Существует ли коллизия между требованием п. 2 ст. 28.7 КоАП РФ о сроке принятия решения о возбуждении дела и проведении административного расследования (далее - решение) и требованием п. 3 ст. 28.7 КоАП РФ о разъяснении участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей?
В соответствии с п. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. При этом КоАП РФ не определяет понятие "немедленно".
Вместе с тем п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. При этом п. 2 ст. 28.5 НК РФ предусмотрено, что в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Таким образом, в случае, предусмотренном п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется не немедленно, а в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Следовательно, в случае, предусмотренном п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в течение одних суток с момента выявления административного правонарушения. Сказанное означает, что действие, которое в соответствии с КоАП РФ необходимо осуществить немедленно, выполняется в день выявления административного правонарушения.
Учитывая изложенное, необходимо признать, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается в день выявления факта совершения административного правонарушения.
В то же время п. 3 ст. 28.7 КоАП РФ установлено, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении. Однако такое разъяснение возможно только в случае присутствия указанных участников при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. При этом указанное присутствие обеспечивается их извещением.
Следовательно, день такого извещения может предшествовать дню вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Изложенное означает, что в отдельных случаях невозможно обеспечить одновременное соблюдение представленных требований п. 2 и 3 ст. 28.7 КоАП РФ. Поэтому необходимо признать, что между указанными требованиями существует коллизия.
С.А. Альферович,
эксперт
1 мая 2012 г.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22