Расчеты операторов при международном сотрудничестве
На страницах журнала эксперты периодически обращаются к теме взаимодействия операторов с иностранными партнерами, рассматривая услуги международной связи с позиций бухгалтерского учета и налогообложения. На этот раз уделим внимание правовому регулированию и разберемся, какие международные соглашения применяют операторы связи и что полезного в них есть для финансовых работников.
Правовой базис международного взаимодействия операторов
Не секрет, что взаимоотношения в области международного сотрудничества невозможно регулировать правовыми актами только одной страны. Поэтому неспроста в Законе о связи есть ссылка на международные договоры РФ в области связи. В них освещены организационно-технические вопросы. Полагаем, для бухгалтера наибольший интерес представляет порядок расчетов между операторами международной электросвязи. Он устанавливается на основе международных эксплуатационных соглашений с учетом рекомендаций международных организаций электросвязи, участником которых является Российская Федерация.
Здесь можно привести Устав Международного союза электросвязи*(1) и Конвенцию международного союза электросвязи*(2). Данные документы являются основополагающими в международном правовом регулировании. При этом они ратифицированы РФ, поэтому их нормы касаются и национальных операторов электросвязи. Согласно названным документам регулирование международных расчетов рассматривается как текущая операция и должно производиться в соответствии с существующими международными обязательствами заинтересованных членов союза электросвязи в тех случаях, когда правительства стран заключили соглашения. При отсутствии таких соглашений (или особых договоров) регулирование осуществляется на основании положений административных регламентов международной электросвязи. С одним из таких регламентов*(3) предлагаем ознакомиться, в нем прописаны такие концептуальные моменты, как виды такс (тарифов), единица и валюты расчетов, выставление и оплата счетов. Вопросы могут быть интересны бухгалтеру, ведь ценообразование является основой финансовой стратегии любого бизнеса.
Тарификация международных услуг связи
Международным союзом введено два вида таксы (тарифов): распределяемая и взимаемая. Первый вид таксы (тарифа) используется для выставления международных счетов за услуги связи, второй вид взимается компаниями (государственными и частными) со своих клиентов за использование международной службы электросвязи. Сразу скажем, что в регламенте применяется такой термин, как администрация. Согласно Закону о связи администрацией для целей международных соглашений назначен федеральный орган исполнительной власти в области связи (Минкомсвязь). Однако все те положения, которые касаются администрации, применимы и к частным эксплуатационным организациям. Поэтому автор здесь и далее будет применять нормы административного регламента международной электросвязи к операторам международной связи.
А начнем мы с самого простого: с "внутренних" взимаемых такс (тарифов) за услуги международной связи. Они устанавливаются в соответствии с национальным законодательством. И хотя это внутреннее дело компании, она должна избегать слишком большой разницы между таксами (тарифами), взимаемыми по обоим направлениям одной и той же связи. Таким образом, такса (тариф), взимаемая с клиентуры за определенную услугу, не должна зависеть от выбранного направления оказания услуги. Если в соответствии с национальным законодательством начисляется налог на взимаемую таксу за международные услуги связи, то этим налогом облагаются, как правило, только те услуги, которые оплачиваются клиентами этой страны. Отметим, данный принцип соблюдается в РФ, в частности в отношении косвенных налогов, таких как НДС, который взимается при оказании услуг связи российским абонентам. Если услуги международной связи оказываются иностранным покупателям и партнерам, налог на взимаемые (внутренние) таксы не устанавливается (п. 5 ст. 157 НК РФ).
Следующий вид - распределяемые таксы (тарифы), для каждого вида международных услуг связи они устанавливаются по взаимному международному соглашению с учетом действительных затрат оператора. При этом данные таксы (тарифы) делятся на оконечные доли, причитающиеся операторам связи оконечных стран, и, в надлежащих случаях, на транзитные доли, причитающиеся операторам связи транзитных стран. Данные доли устанавливаются и периодически пересматриваются с учетом рекомендаций МККТТ (Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии). Если один из операторов получает право на использование оборудования и сетей другого оператора (путем аренды или иным способом), то им следует устанавливать размеры своей доли за использование части сети связи согласно указанным выше принципам. В тех случаях, когда нагрузка направлена через транзитный пункт без разрешения или согласования транзитной доли, транзитный оператор связи имеет право самостоятельно установить размер транзитной доли для включения в счета за международные услуги связи.
Представляет интерес также следующая норма. Если с оператора связи взимается налог или сбор с его доли распределяемой таксы (тарифа) или других выплат, то он не должен, в свою очередь, взимать какие бы то ни было подобные налоги или сборы с других операторов (несложно догадаться, что здесь также идет речь о взимании косвенных налогов). Согласитесь, норма обоснованна и логична, так как в противном случае перевыставление операторами налогов может привести к тому, что для конечного потребителя стоимость услуг будет слишком высокой. Поэтому расчеты между операторами за услуги международной связи производятся, как правило, без учета налогов, которые тем не менее могут взиматься в начале и в конце цепочки межсетевого взаимодействия операторов связи разных стран.
Единица и валюта расчетов
Денежная единица регламентов международной электросвязи установлена для оценки распределяемых такс (тарифов). Единица взимаемых (внутренних) такс (тарифов) устанавливается оператором самостоятельно в деньгах той страны, где он работает. Итак, в отсутствие специальных соглашений между компаниями денежной единицей, используемой при определении распределяемых такс за международные услуги электросвязи и при выставлении международных счетов, должна быть:
- либо денежная единица Международного валютного Фонда (МВФ), в настоящее время определенная этой организацией как специальные права заимствования (СПЗ);
- либо золотой франк, эквивалентный 1/3,061 СПЗ (при этом операторы связи могут договориться об установлении иных взаимоприемлемых коэффициентов между денежной единицей МВФ (СПЗ) и золотым франком).
Нужно заметить, что СПЗ не имеют собственной стоимости и реального обеспечения. Они используются при безналичных международных расчетах путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. Стоимость услуг такими единицами оценить можно, но расчеты при этом все же производятся в валюте, которую можно купить, продать, обменять и т.д. Главное - выбрать валюту для расчетов. Как правило, оплата по международным счетам услуг электросвязи производится в валюте, выбранной кредитующей стороной (оператором-исполнителем) по согласованию с дебетующей стороной (оператором-заказчиком). Если сальдо по счету выражено в денежной единице МВФ, то сумма в выбранной валюте определяется курсом, действовавшим накануне оплаты, или последним курсом между денежной единицей МВФ и выбранной валютой, опубликованным МВФ. Однако если такой курс не опубликован, то на первом этапе сальдо по счету конвертируется в валюту, курс которой опубликован МВФ (применяется действовавший накануне оплаты или последний опубликованный курс). Полученная таким образом сумма на втором этапе конвертируется в эквивалентную сумму в выбранной валюте, при этом применяется курс, действовавший на официальном или общепризнанном валютном рынке. И еще, если произойдет коренное изменение в международной валютной системе, в результате чего утратят силу или перестанут применяться упомянутые нормы, то операторы вправе по взаимному согласию принять на время пересмотра норм другую валютную основу или различные процедуры оплаты выставленных счетов.
Выставление и оплата счетов
Для организаций связи счета (инвойсы) - наиболее важный при проведении расчетов документ, особенно в сфере международного сотрудничества. Регламентом установлен следующий порядок выставления счетов. Операторы-исполнители, ответственные за взимание такс (тарифов), выставляют месячные счета с указанием всех причитающихся сумм и рассылают их заинтересованным партнерам. В сфере связи и массовых коммуникаций счет считается акцептированным без особого уведомления об этом направившего его исполнителя услуг. Но при необходимости любой оператор имеет право опротестовать счет в течение двух календарных месяцев с даты его получения, но только в той степени, в какой это нужно для сведения разницы в ценообразовании к взаимоприемлемым пределам.
Счета должны высылаться как можно скорее и, за исключением чрезвычайных обстоятельств, до истечения третьего месяца, следующего за тем, к которому они относятся. В свою очередь, оплата по счетам должна производиться без задержки - не позднее чем через два календарных месяца после даты отправки счета кредитующим партнером. По истечении этого периода оператор-кредитор может начислять пени, которые в отсутствие специальных соглашений могут достигать 6% годовых со дня, следующего за днем исчисления указанного срока, при условии, что было направлено предварительное извещение в форме окончательного требования об оплате.
К сведению: Оплата по счету не должна задерживаться по причине ожидания урегулирования опротестования этого счета. Согласованные позже поправки отражаются в следующем счете.
По услугам связи, в отношении которых не составлены специальные соглашения, исполнитель (кредитующая организация) в кратчайший срок выставляет квартальный счет с указанием сальдо по месячным счетам за период, к которому этот счет относится, и направляет его в двух экземплярах партнеру (дебетующей компании). Последний после проверки возвращает один экземпляр счета с отметкой о его акцептации. При непрямом взаимодействии, когда транзитный оператор выступает как посредник по расчетам между двумя оконечными пунктами, он должен включить в счет данные по транзитной нагрузке на сеть электросвязи по направлению от исполнителя к заказчику. По взаимному согласию и с соблюдением сроков платежей операторы могут урегулировать путем компенсации свои кредитовые и дебетовые сальдо с другими партнерами, то есть провести зачет требований (как, например, это делают кредитные организации). Расходы по оплате (налоги, начисления, комиссионные сборы и т.п.) возлагаются на дебетующую сторону (оператора-заказчика). Расходы, понесенные кредитующей стороной, включая сборы посреднических банков в третьих странах, возлагаются на кредитующую сторону (оператора-исполнителя).
Автор перечислил базовые нормы, которые дают представление о том, как надо организовать обмен счетами на международном уровне. При этом стороны межсетевого взаимодействия при взаимном согласии вправе изменить или уточнить порядок выставления (получения) счетов, главное, чтобы новшества способствовали прозрачному и своевременному проведению расчетов.
* * *
В небольшой статье приведены основные правовые документы и принципы проведения расчетов за услуги международной электросвязи. С развитием технологий и электронного документооборота расчеты между операторами стали совершеннее, но основополагающие положения практически не изменились и помогают разобраться в сложных вопросах межсетевого взаимодействия и проведения расчетов между операторами разных стран.
М.В. Семенов,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Принят в г. Женеве 22.12.1992.
*(2) Заключена в г. Женеве 22.12.1992.
*(3) Подписан в г. Мельбурне 09.12.1988 и вступил в силу, в том числе в Российской Федерации, 01.07.1990.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"