Комментарий к приказу Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ*(1) одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Нормой ст. 183 ТК РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие, размеры и условия выплаты которого устанавливаются федеральными законами. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон N 255-ФЗ*(2).
Согласно ст. 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности - за счет средств бюджета ФСС.
В комментируемом Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11 рассмотрена ситуация, при которой региональное отделение ФСС по итогам проверки отказало организации в возмещении части расходов на выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности. Отметим, что работник являлся нетрудоспособным с 18.05.2009 по 09.01.2010. Поводом послужила отметка в листке нетрудоспособности о нарушении режима, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ (работник явился на прием к врачу 21.08.2009, а должен был 14.08.2009). Забегая вперед, укажем, что суд признал недействительным решение регионального отделения ФСС о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности работнику.
Напомним, что пособие по временной нетрудоспособности может быть выплачено работнику в меньшем размере, чем при расчете исходя из его среднего заработка. Это связано с тем, что согласно ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности в отдельных случаях снижается до одного МРОТ в месяц. При снижении размера пособия по временной нетрудоспособности необходимо учитывать, что в районах и местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия в этом случае надо рассчитывать с их учетом.
Итак, представим основания и порядок снижения размера пособий по временной нетрудоспособности в таблице.
Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности | Порядок снижения размера пособия по временной нетрудоспособности |
Нарушение в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, без уважительных причин (п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ) | Со дня, когда было допущено нарушение |
Неявка в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы без уважительных причин (п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ) | |
Заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением (п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ) | За весь период нетрудоспособности |
Соответственно, если листок нетрудоспособности содержит отметку о нарушении режима, то это является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Напомним коды видов нарушения режима*(3):
- 23 - несоблюдение предписанного режима, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача;
- 24 - несвоевременная явка на прием к врачу;
- 25 - выход на работу без выписки;
- 26 - отказ от направления в учреждение медико-социальной экспертизы;
- 27 - несвоевременная явка в учреждение медико-социальной экспертизы;
- 28 - другие нарушения.
Итак, из содержания п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности только в том случае, если указанное лицо не явилось на осмотр по неуважительной причине. То есть не всегда при нарушении работником режима надо уменьшать размер пособия. Это связано с тем, что нарушение может быть допущено и по уважительной причине, которую работник должен подтвердить документально.
Для признания причины нарушения режима удовлетворительной работник должен представить работодателю заявление с просьбой не снижать пособие, в котором также должны быть указаны причины, с приложением подтверждающих документов.
Обратите внимание! Если работник не явился на прием к врачу в установленный день из-за плохого самочувствия, это не может быть уважительной причиной. В данной ситуации работник должен вызвать врача на дом.
При этом уважительность причины нарушения работником режима определяет сам работодатель, так как именно он несет ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования (п. 10 Положения о ФСС РФ*(4)). Если работодатель посчитает причину нарушения режима действительно уважительной, согласовывать решение о выплате пособия в полном размере с ФСС не надо. Однако если в организации создана комиссия (избран уполномоченный) по социальному страхованию, работодатель обязан учесть ее мнение (п. 11 Положения о ФСС РФ, п. 2.2 Типового положения*(5)).
В то же время согласно п. 5.1, 5.2 Типового положения контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) ФСС, и решения комиссии могут быть обжалованы в это отделение (филиал отделения). То есть если причины неявки работника на очередной прием к врачу были признаны комиссией по социальному страхованию уважительными, и решение комиссии не обжаловалось работником в установленном порядке, ФСС не имеет оснований его пересматривать.
Кроме того, в Постановлении ФАС ЗСО от 27.07.2009 N Ф04-4454/2009(11072-А27-25) указано, что отметка в листках нетрудоспособности о нарушении режима сама по себе не свидетельствует об отсутствии уважительных причин неявки на медицинский осмотр. Врачом проставлена отметка о неявке больного на врачебный прием. Однако причины неявки в листках нетрудоспособности не указаны. И если ФСС при проверке не выяснил эти причины, факт неявки больного на врачебный осмотр без уважительных причин считается неподтвержденным.
Также следует отметить, что законом не урегулировано ограничение, на какой период производится снижение размера пособия: до явки на прием к врачу (медицинский осмотр) или до закрытия листка нетрудоспособности в связи с выздоровлением.
В то же время Президиум ВАС в комментируемом постановлении уточнил, что период несвоевременной явки на прием (с 14.08.2009 по 21.08.2009) является незначительным, и отсутствие нарушений в последующем принималось во внимание образованной в организации комиссией по социальному страхованию, признавшей причины неявки работника в назначенный срок на врачебный осмотр уважительными. Также суд указал, что необходимо учитывать принципы справедливости и соразмерности, которые предполагают установление ответственности только за виновное деяние в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств. То есть оснований для снижения размера пособия на весь период нетрудоспособности у регионального отделения фонда ФСС не имелось.
В заключение приведем пример начисления пособий при наличии в листке нетрудоспособности отметки о нарушении режима.
Пример
Временная нетрудоспособность работника наступила 21.05.2012. На повторный прием к врачу ему необходимо явиться 25.05.2012, однако он не пришел, о чем в листке нетрудоспособности сделана соответствующая запись.
Работнику оплачиваются в общем порядке только 4 дня временной нетрудоспособности (с 21.05.2012 по 24.05.2012 (включительно)), а оставшиеся дни оплачиваются из расчета 4 611 руб.*(6) за полный календарный месяц. То есть каждый день временной нетрудоспособности начиная с 25.05.2012 подлежит оплате в размере 148,74 руб. (4 611 руб. / 31 дн.).
Если листок нетрудоспособности переносится на следующий месяц (июнь), то начиная с 01.06.2012 каждый день подлежит оплате в размере 153,70 руб. (4 611 руб. / 30 дн.).
В.В. Данилова,
редактор журнала "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
*(3) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н.
*(4) Положение о ФСС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.
*(5) Типовое положение о комиссии (об уполномоченном) по социальному страхованию, утв. ФСС РФ 15.07.1994 N 556а.
*(6) Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)