Учетная политика: сегодня и завтра
Сегодня мы поговорим об учетной политике предприятия, и пусть, казалось бы, "опоздавшая" тема (приказ об учетной политике уже утвержден и даже дополнен и изменен) вас не смущает. (В помощь налогоплательщику, кстати, в N 1, 2012 были отражены все изменения бухгалтерского и налогового законодательства, которые необходимо учесть в 2012 году*(1).)
Причиной публикации статьи "Учетная политика: сегодня и завтра" послужили письма читателей с просьбами разъяснить ту или иную ситуацию, причем вопросы, как говорится, на любой вкус - от самого малого до вполне глобального. Кто-то, например, внедряет новую автоматизированную систему, позволяющую сделать аналитику по счетам гораздо глубже, поэтому возникает вопрос: стоит ли менять учетную политику в плане расширения рабочего плана счетов? Кто-то "реорганизовался", что вновь заставило обратиться к обозначенной теме. Кто-то задумался, какие изменения ждут налогоплательщика в связи с вступлением 01.01.2013 в силу Федерального закона от 08.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В общем, вопросы есть, а раз так - должны быть и ответы. Наиболее интересные мы объединили в настоящей подборке.
Из законодательно-нормативной базы, регулирующей правила формирования учетной политики (ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(2)), вытекает, что ее целью является документальное подтверждение способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией и применяемых ею (а также всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, в том числе выделенными на отдельный баланс, независимо от места их нахождения) в ходе учетного процесса.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
В течение года способы отражения информации о бухгалтерском учете должны оставаться неизменными. Таковые (что следует из п. 9 ПБУ 1/2008) применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.
Обратите внимание! Для новых организаций точкой отсчета является дата государственной регистрации юридического лица. А на создание учетной политики им отводится 90 дней.
Ну, это в двух словах. На практике, как уже было отмечено, вопросов предостаточно.
Учетная политика и МСФО
Каковы принципы формирования учетной политики? В частности, нас интересует, можно ли закрепить в своей учетной политике способ учета, взятый из международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)*(3)?
При выборе способа бухгалтерского учета надо исходить из принципов достоверности и рациональности. Если в нормативных правовых актах для конкретной ситуации способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать свой вариант учета, руководствуясь в том числе другими российскими стандартами (п. 7 ПБУ 1/2008). Из этого же пункта ПБУ следует, что закрепить в своей учетной политике способ учета из МСФО можно только тогда, когда способ учета затрат и обязательств не установлен российскими стандартами.
От редакции. Дополнительно см. статью О.Е. Орловой "Учет условных требований и обязательств кредитного характера" этого номера журнала.
Изменяем или технически совершенствуем?
В 2012 году наша организация планирует внедрить новую автоматизированную систему, которая позволит делать более глубокую аналитику по счетам. Надо ли при этом вносить изменения в учетную политику организации? Если да, то в какой период?
Поскольку способы учета и показатели отчетности в результате данных мероприятий сохраняются, изменения учетной политики в рассматриваемом случае не происходит. Иными словами, речь здесь идет лишь о техническом усовершенствовании порядка бухгалтерского учета. При таких обстоятельствах дополнение организационно-технического раздела учетной политики (в части рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические счета согласно Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций*(4), и аналитического учета) можно ввести в действие когда угодно, а не только с 1 января следующего за отчетным года.
Обратите внимание! Учетная политика организации принимается без привязки к конкретному году, она применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухгалтерском учете). По мере необходимости в нее можно вносить изменения и дополнения (путем издания приказов за подписью руководителя организации). Следовательно, в регулярном "утверждении" (как это делают многие организации) в конце декабря учетной политики на следующий год (путем дословного повторения предыдущего варианта) надобности нет.
И еще про рабочий план счетов
Может ли организация в своем рабочем плане счетов открыть синтетический счет, которого нет в Плане счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций?
При составлении рабочего плана счетов следует помнить, что нельзя изменять синтетические счета, предусмотренные Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Поэтому если у организации есть специфические операции, для которых не подходит ни один из утвержденных счетов, она может воспользоваться свободными номерами счетов для учета дополнительных операций, согласовав данный факт с Минфином. А вот субсчета используются каждой организацией исходя из требований управления ею, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 N 07-05-06/07).
Новый вид деятельности
У нашей организации появился новый вид деятельности. Надо ли в промежуточной бухгалтерской отчетности сообщать о новых способах учета?
Нет, этого делать не нужно. В пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации, раскрывается информация об изменении учетной политики. В данном случае в политику вносятся дополнения (п. 10 ПБУ 1/2008). В силу п. 24 ПБУ 1/2008 в случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.
Противоречия будут устранены
В Законе о бухгалтерском учете (п. 4 ст. 6) определено, что изменения, вносимые в учетную политику компании, в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала финансового года (то есть с 1 января). ПБУ 1/2008 (п. 12) позволяет организациям сделать это в том числе в течение года (если на то есть определенные причины). Как решается данное противоречие между законодательным и нормативным регулированием?
Действительно, указанное противоречие имеет место, однако будет решено в январе 2013 года. Дело в том, что согласно новому Закону о бухгалтерском учете*(5) (ст. 8) учетная политика может быть скорректирована в трех случаях: изменение требований законодательства, федеральных и отраслевых стандартов; разработка (выбор) нового способа ведения учета; существенное изменение условий деятельности.
Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики возможно:
- при изменении законодательства (то есть при принятии нормативно-правовых актов, затрагивающих бухгалтерский учет);
- при разработке нового способа ведения учета (заметим, он призван формировать более достоверную отчетность, а также снижать трудоемкость без ущерба для достоверности отчетности);
- при изменении условий хозяйствования (таких, как реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).
При этом в п. 7 нового Закона о бухгалтерском учете сказано: в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Таким образом, со следующего года существующие до сих пор противоречия будут сняты.
К сведению. При внесении изменений в учетную политику необходимо раскрыть следующую информацию:
- причину изменений;
- содержание новаций;
- порядок отражения последствий изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности;
- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики;
- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.
Информация об изменении учетной политики (как уже было отмечено) отражается в бухгалтерской отчетности в составе пояснительной записки.
Кто несет ответственность за составление учетной политики организации?
Закон о бухгалтерском учете определяет, что формировать учетную политику организации и нести за нее ответственность может лишь главный бухгалтер (при отсутствии такой должности в организации - просто бухгалтер). В то же время ПБУ 1/2008 установлено, что это также может быть руководитель организации или стороннее лицо, с которым фирма заключила договор на ведение бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер-специалист).
Как видим, налицо явное противоречие норм. Однако неясность в данном вопросе будет снята 1 января 2013 года, когда начнет действовать новый Закон о бухгалтерском учете. Данный нормативный акт фактически дублирует нормы ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики экономического субъекта. Таким образом, с 01.01.2013 главный бухгалтер не будет нести ответственность за формирование учетной политики. (Значит, поручить разработку этого документа можно специалистам консалтинговой компании или консультантам в области бухгалтерского учета, которые смогут определить для организации оптимальные способы ведения бухгалтерского учета.)
О резервах по сомнительным долгам
С бухгалтерской отчетности за 2011 год все организации обязаны создавать резерв по сомнительным долгам. Однако в прошлом году (ввиду отсутствия сомнительной задолженности) мы не указали в своей учетной политике, что создаем такой резерв. В 2012 году поступили аналогично. Является ли данный факт нарушением законодательства?
Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 в учетной политике закрепляется выбор одного из нескольких допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учете способов ведения бухучета по конкретному вопросу. Поскольку п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета*(6) вменяет в обязанность создание резерва при наличии сомнительной задолженности, в учетной политике для целей бухгалтерского учета не нужно указывать, что организация создает такой резерв.
Что надо отразить в учетной политике, если сомнительные долги все-таки возникнут?
В силу того что порядок формирования резервов по сомнительным долгам, а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы, организация должна самостоятельно разработать методику формирования резервов и закрепить ее в учетной политике.
От редакции. Дополнительно см. статью П.П. Поляковой и Н.Н. Луговой "Формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете" этого номера журнала.
Поскольку утверждение способа ведения бухучета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые, не считается изменением учетной политики (п. 10 ПБУ 1/2008), организация вправе дополнить учетную политику положением о формировании резерва по сомнительным долгам при необходимости, то есть при принятии решения о признании задолженности сомнительной.
О резервах на оплату отпусков
Обязана ли организация формировать резерв на оплату отпусков?
Да, такая обязанность у организации есть. Этот резерв признается оценочным обязательством и представляет собой сумму отпускных и начисленных на них страховых взносов, которую организация должна выплатить работникам в течение года.
В учетной политике необходимо отразить порядок определения размера отчислений в резерв (например, расчет производится по каждому подразделению; величина резерва определяется как количество не использованных работниками дней отпуска, умноженное на среднедневной заработок по организации).
От редакции. В ближайшем номере журнала мы вернемся к этому вопросу.
Стоит также отметить, что вопросов о порядке формирования оценочных обязательств с появлением ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"*(7) предостаточно. Один из них рассмотрен в статье О.Е. Орловой в этом номере журнала.
О малых предприятиях
Наша организация является вновь созданной. Вправе ли мы закрепить в своей учетной политике положение о применении норм, установленных для малых предприятий?
Если ваша организация имеет право называться малым предприятием (точнее - субъектом малого предпринимательства), вы можете закрепить свой выбор в учетной политике.
Напомним, субъекты малого предпринимательства - это организации, которыми одновременно соблюдаются три условия (ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(8), п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556):
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (для микропредприятий - 15 человек);
- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. руб. (для микропредприятий - 60 млн. руб.).
Что касается вновь созданных организаций, таковые (ч. 5 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают вышеуказанные предельные значения.
Таким образом, при соблюдении прочих условий вас ждет положительный ответ.
Обратите внимание! Субъектам малого предпринимательства необходимо принять к сведению Информацию Минфина России N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация N ПЗ-3/2010), в которой установлено, что субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
От редакции. Дополнительно см. статью М.В. Моисеева "Пакет" для малого бизнеса", N 1, 2011.
Организациям добывающей промышленности
Надо ли прописывать в учетной политике, какие затраты организация учитывает на счете 97 "Расходы будущих периодов" и как они отражаются в бухгалтерской отчетности? У нас добывающая компания, и вопрос встал об учете поисковых затрат.
С 2012 года добывающие компании при учете поисковых затрат должны руководствоваться ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов"*(9).
Данным бухгалтерским стандартом определено, что все поисковые затраты признаются по одному из предложенных вариантов:
- как расходы по обычным видам деятельности;
- как внеоборотные активы.
При выборе второго способа учета в учетной политике надо прописать, какие поисковые затраты относятся к внеоборотным активам, а какие - к текущим расходам по обычным видам деятельности; какие - к материальным, а какие - к нематериальным поисковым активам.
Кроме того, в учетной политике следует установить порядок начисления амортизации по поисковым активам; группу поисковых активов в целях их проверки на обесценение; условия перевода поисковых активов в основные средства, нематериальные и иные активы организации.
От редакции. Дополнительно см. статью А.В. Анищенко "Промежуточная отчетность", N 7, 2012.
Таким образом, добывающие компании не должны использовать счет 97 "Расходы будущих периодов".
Напомним, кстати, что по правилам, действующим с 2011 года, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, предусмотренном для списания стоимости активов данного вида (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета). То есть на счете 97 учитываются только затраты, соответствующие критериям признания какого-либо актива (ОС, НМА, МПЗ и т.д.). В бухгалтерской отчетности они отражаются в составе групп соответствующих активов.
От редакции. Дополнительно см. статью А.В. Анищенко "Счет 97 - to be or not to be. Реквием", N 23, 2011.
Об учете затрат, связанных с НИОКиТР
ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы"*(10) и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(11) не применяются к незаконченным и не оформленным в установленном законодательством порядке научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам (НИОКиТР). Какую информацию в этой связи необходимо отразить в учетной политике заинтересованной (связанной с НИОКиТР) организации?
ПБУ 1/2008 (как уже было отмечено) определено: если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из указанного и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Исходя из этого ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007 могут применяться к незаконченным НИОКиТР в части определения состава затрат, включаемых впоследствии в стоимость формируемого актива.
Но названные бухгалтерские стандарты не определяют момент начала признания затрат, формирующих стоимость актива - результата НИОКиТР или нематериальных активов. Исходя из МСФО 38 "Нематериальные активы"*(12) понесенные организацией расходы на получение новых знаний, поиск, оценку и окончательный отбор областей применения результатов исследований или иных знаний, на поиск альтернативных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг, на формулирование, проектирование, оценку и окончательный отбор альтернатив новым или улучшенным материалам, устройствам, продуктам, процессам, системам или услугам целесообразно признавать в момент их осуществления и не включать в стоимость актива.
Данная рекомендация содержится в Информации Минфина России N ПЗ-8/2011 "О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об инновациях и модернизации производства".
* * *
Мы рассмотрели лишь часть вопросов, которые возникают у бухгалтера по данной теме. На деле их гораздо больше. В этой связи хотелось бы еще раз напомнить читателям основные способы (методы) учета, продиктованные законодателем в области бухгалтерского учета (они сведены в таблицу).
Объект (операция) учета | Способ учета (оценки) | Нормативная база | Примечание |
Основные средства | |||
ОС (или МПЗ) | 1. Применение стоимостного лимита (не более 40 000 руб. за единицу) | П. 5 ПБУ 6/01 | Конкретная сумма лимита устанавливается в учетной политике |
2. Неприменение стоимостного лимита | Все объекты (независимо от стоимости), в отношении которых выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01, учитываются как ОС | ||
Проценты по заемным средствам, потраченным на приобретение (создание) ОС, являющихся инвестиционными активами | Включение: 1) в прочие расходы; 2) в первоначальную стоимость инвестиционного актива | П. 7 ПБУ 15/2008 | Выбор возможен только для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) |
Амортизация ОС | 1. Линейный. 2. Уменьшаемого остатка. 3. Списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. 4. Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | П. 18 ПБУ 6/01 | Можно выбрать один способ для всех ОС или разные способы по группам однородных объектов |
Нематериальные активы | |||
Амортизация НМА | 1. Линейный. 2. Способ уменьшаемого остатка. 3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | П. 28 ПБУ 14/2007 | Можно выбрать один способ начисления амортизации для всех НМА или выбирать такой способ по каждому объекту в момент принятия к учету |
Коэффициент амортизации (не выше 3) | 1. Используется. 2. Не используется | Пп. "б" п. 29 ПБУ 14/2007 | Используется только при начислении амортизации НМА способом уменьшаемого остатка |
Обесценение НМА | 1. Проводится. 2. Не проводится | П. 22 ПБУ 14/2007 | |
Переоценка групп однородных НМА | 1. Проводится. 2. Не проводится | П. 17-19 ПБУ 14/2007 | НМА переоцениваются (регулярно при принятии такого решения) по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным их активного рынка |
НИОКР | |||
Расходы на выполнение НИОКР | Списание: 1) линейным способом; 2) пропорционально объему продукции (работ, услуг) | П. 11 ПБУ 17/02 | |
Финансовые вложения | |||
Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг (ЦБ), по отношению к первоначальной стоимости ЦБ | 1. Включаются. 2. Не включаются (в этом случае они признаются в составе расходов того периода, в котором ЦБ приняты к учету) | П. 11 ПБУ 19/02 | Данная норма применима, если величина расходов несущественна (критерий существенности устанавливается организацией) по сравнению со стоимостью приобретенных ЦБ |
Долговые ЦБ, по которым не определяется текущая рыночная стоимость | 1. Принимаются к учету по первоначальной стоимости (то есть текущая стоимость не определяется). 2. Разница между текущей и номинальной стоимостью в течение срока обращения долговых ЦБ относится на финансовые результаты (в составе прочих доходов и расходов) | П. 22 ПБУ 19/02 | |
Дисконтированная стоимость долговых ЦБ и займов | 1. Рассчитывается. 2. Не рассчитывается | П. 23 ПБУ 19/02 | |
Выбытие финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость | Оценивается: 1) по первоначальной стоимости каждой единицы; 2) по средней первоначальной стоимости: - по итогам месяца; - способом скользящей первоначальной стоимости; 3) по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО): - по итогам месяца; - способом скользящей оценки ФИФО | П. 26 ПБУ 19/02 | |
Материально-производственные запасы | |||
Материалы | Учитываются: 1. По фактической себестоимости. 2. По учетным ценам. Учетная цена при этом определяется: 1) исходя из договорной цены; 2) по данным предыдущего месяца (отчетного периода); 3) по планово-расчетным ценам; 4) по средней цене группы | П. 80 Методических указаний по бухучету МПЗ* | * "Методичка" утверждена Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н |
Отпуск МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство (иное выбытие) | Оцениваются: 1) по себестоимости каждой единицы; 2) по средней себестоимости; 3) по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО) | П. 16 ПБУ 5/01 | Применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики |
Готовая продукция | Оценивается: 1) по фактической производственной себестоимости; 2) по нормативной себестоимости; 3) по учетным ценам (при применении таковых в аналитическом учете и местах хранения продукции) | П. 203, 204 Методических указаний по учету МПЗ, п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета | |
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) | Относятся: 1. На счет 15. 2. На отдельный субсчет к счету 10. 3. Включаются в фактическую себестоимость материала | П. 83 Методических указаний по учету МПЗ | |
Поступление товаров | Учитывается: 1) с использованием счета 15; 2) без использования счета 15 | Инструкция по применению Плана счетов | |
Затраты по заготовке и доставке товаров, производимые до момента передачи товаров в продажу | Включаются: 1) в стоимость приобретения товаров; 2) в состав расходов на продажу | ||
Товары в розничной торговле | Оценивают: 1) по продажной стоимости; 2) по стоимости их приобретения | Пункт 13 ПБУ 5/01 | |
Отпуск МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство (иное выбытие) | Оценивается: 1) по себестоимости каждой единицы; 2) по средней себестоимости; 3) по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО) | П. 16 ПБУ 5/01 | Применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики |
Специнструмент, спецприспособления, спецоборудование и спецодежда | |||
Расходы на спецодежду со сроком эксплуатации более 12 месяцев | Списываются: 1) единовременно в момент выдачи работнику; 2) линейным способом в течение срока полезного использования | ** "Методичка" утверждена Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н | |
Стоимость специнструмента, спецприспособлений и спецоборудования | Списывается на расходы: 1) в течение срока полезного использования или пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг); 2) единовременно в момент передачи в производство | ||
Займы и кредиты | |||
Задолженность по договорам займа (кредита) | Делится в зависимости от сроков обращения (погашения) на: 1) долгосрочную; 2) краткосрочную. | П. 19 ПБУ 4/99 | |
Начисленные проценты по причитающемуся к оплате векселю у векселедателя | Учитываются в составе прочих расходов: 1) в периодах, к которым относятся такие начисления; 2) равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты денежных средств, полученных взаймы | П. 15 ПБУ 15/2008 | |
Начисленные проценты (дисконт) по причитающейся к оплате облигации у эмитента | Учитываются в составе прочих расходов: 1) в периодах, к которым относятся такие начисления; 2) равномерно в течение срока действия договора займа | П. 16 ПБУ 15/2008 | |
Доходы (расходы) | |||
Выручка (расходы от реализации продукции (работ, услуг)) | Признается: 1) методом начисления; 2) кассовым методом | Выбор возможен только для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ЦБ) | |
Коммерческие, управленческие расходы | 1. Распределяются между проданными и непроданными товарами, продукцией, работами и услугами | Списываются в дебет счета 90 частично | |
2. Учитываются в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг | Списываются в дебет счета 90 в полном объеме | ||
Незавершенное производство (НЗП) | Оценивается: а) при массовом и серийном производстве: - по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; - по прямым статьям расходов; - по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов; б) при единичном производстве по фактическим производственным затратам | П. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета |
Е.В. Карпова,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 11, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. рубрику "Что изменится в работе?".
*(2) Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
*(3) Напомним, текст МСФО размещен в приложениях к Приказу Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
*(4) Утвержден Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
*(5) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(6) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
*(7) Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
*(8) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
*(9) Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н.
*(10) Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н.
*(11) Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
*(12) Приложение 26 к Приказу Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"