Комментарий к приказу Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766 "Об утверждении Порядка предоставления заинтересованным лицам сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к соответствующему информационному ресурсу"
С 1 марта текущего года вступил в действие новый Порядок предоставления заинтересованным лицам сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), посредством обеспечения доступа к соответствующему информационному ресурсу. Одновременно уточнен порядок взимания и возврата платы за предоставление указанных сведений.
Общие вопросы предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, через информационный ресурс
Новый порядок предоставления заинтересованным лицам сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу (далее - Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766. Порядок определяет правила предоставления указанных сведений через информационный ресурс - с помощью обращения заинтересованных лиц (далее - заявитель) к специальному разделу официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) с использованием т.н. ключей доступа. Для получения сведений, содержащихся в ЕГРП, заявитель (его представитель) направляет в Росреестр (его территориальный орган, подведомственное государственное бюджетное учреждение либо филиал такого учреждения, далее - орган Росреестра) соответствующий запрос. Форма запроса - бумажный или электронный документ.
Бумажный запрос может быть представлен лично или с помощью почтового отправления (например, письмом с уведомлением). Электронный запрос представляется через соответствующую форму на официальном сайте Росреестра либо путем отправки XML-документа с использованием веб-сервисов. В запросе также указывается предпочтительный способ предоставления ключей доступа (эти способы соответствуют способам подачи запроса).
Форма бумажного запроса должна соответствовать приложению к приказу Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766. Содержание электронного запроса должно соответствовать содержанию бумажного запроса.
Бумажные бланки запросов предоставляются органом Росреестра на безвозмездной основе в помещениях, в которых осуществляется прием заявителей при личном обращении.
Электронные бланки запросов размещаются на официальном сайте Росреестра с возможностью их свободного копирования (на безвозмездной основе). Личность заявителя (его представителя) при непосредственном (личном) обращении устанавливается на основании паспорта (иного аналогичного документа).
Полномочия представителя устанавливаются на основании надлежащим образом оформленной доверенности (при подаче электронного запроса предъявляется электронный образ доверенности, подписанный электронной цифровой подписью заявителя).
Перечни лиц, заверяющих запрос, определены пп. 11-13 Порядка. Электронный запрос заверяется электронной цифровой подписью соответствующего лица.
К запросу (в зависимости от характера запрашиваемых сведений) прилагаются необходимые документы.
К электронному запросу прилагаются электронные образцы соответствующих документов. Запрос, представленный с нарушениями Порядка, считается неполученным и, соответственно, не подлежит рассмотрению органом Росреестра. Порядок направления заявителю ключей доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРП, а также требования к порядку предоставления таких сведений рассматриваются далее.
Порядок направления заявителю ключей доступа
Орган Росреестра предоставляет ключи доступа (или при наличии оснований направляет сообщение об отказе в их предоставлении) в срок не позднее чем пять рабочих дней с момента получения запроса. Ключи доступа предоставляются заявителю одним из способов, указанных в запросе, при этом:
- ключ доступа в форме бумажного документа заверяется подписью уполномоченного лица органа Росреестра и оттиском печати указанного органа;
- ключ доступа в форме электронного документа заверяется электронной цифровой подписью уполномоченного лица органа Росреестра.
Днем предоставления заявителю ключей доступа считается:
- в форме бумажного документа - дата подписания такого документа, указанная в качестве его реквизита, либо дата передачи почтового отправления, содержащего такой документ, органом Росреестра организации почтовой связи для отправки заявителю;
- в форме электронного документа - дата отправки такого документа органом Росреестра.
Начиная с даты предоставления заявителю ключей доступа орган Росреестра не несет ответственности ни за их сохранность, ни за возможные неправомерные действия третьих лиц, связанные с их использованием. Основными принципами, в соответствии с которыми предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются следующие:
- сведения должны подаваться в объеме, соответствующем содержанию разделов ЕГРП (в которых содержатся запрашиваемые сведения);
- сведения должны быть актуальными, что удостоверяется информацией о дате последнего обновления;
- должна обеспечиваться возможность поиска объектов недвижимого имущества по заданным критериям (перечень критериев содержится в пп. 40 и 41 Порядка).
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, может осуществляться несколькими способами, в т.ч.:
- обеспечение возможности просмотра сведений, интересующих заявителя;
- предоставление возможности копирования сведений, интересующих заявителя;
- направление заявителям уведомлений об изменении соответствующих сведений.
Орган Росреестра обязан обеспечить возможность неограниченного просмотра и копирования сведений, содержащихся в ЕГРП, при предоставлении таких сведений посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу в течение 24 часов с момента их первого просмотра и (или) копирования. Необходимо обратить внимание на то, что возможность неограниченного просмотра и копирования сведений обеспечивается:
- заявителю, являющемуся правообладателем (представителем правообладателя), или лицом, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию (по закону) - в отношении сведений о переходе прав на соответствующий объект недвижимости (в объеме сведений, актуальных на дату прекращения их права, а также предшествующих прекращению их права на объект недвижимости);
- заявителю, являющемуся залогодержателем - в отношении сведений о переходе прав на объект недвижимости, находящийся у него в залоге (в объеме сведений, актуальных на дату прекращения ипотеки, в т.ч. сведений, предшествующих прекращению ипотеки, начиная с момента ее возникновения).
Уведомления об изменении сведений, содержащихся в ЕГРП, размещаются в специальном разделе, ссылка на который направляется заявителю по электронной почте (при условии сообщения ее адреса в соответствии с правилами, предусмотренными Порядком), не позднее пяти дней после внесения изменений в соответствующие сведения.
В такие уведомления включается вся общедоступная информация об объекте недвижимости с указанием сведений, которые были изменены, и дата таких изменений, при этом:
- уведомления об изменении сведений о переходе прав на объект недвижимости направляются заявителю, являющемуся правообладателем (представителем правообладателя), или лицу, имеющему право на наследование имущества правообладателя по завещанию (по закону), до момента прекращения его права на объект недвижимости, если такое право прекращено до истечения срока действия ключей доступа;
- уведомления об изменении сведений о переходе прав на объект недвижимости, находящийся в залоге, направляются заявителю, являющемуся залогодержателем, до момента прекращения ипотеки, если ипотека прекращена до истечения срока действия ключей доступа.
Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП
Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, утв. приказом Минэкономразвития России от 15.02.2012 N 58. В соответствии с Порядком перечисление платы производится заявителем после выполнения следующих действий:
- представление запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП;
- получение ключей доступа;
- выбор необходимого размера платы;
- получение кода платежа (в специальном разделе официального сайта Росреестра)*(1).
Перечисление платы производится с обязательным указанием в документе, подтверждающем перечисление, кода платежа, полученного в специальном разделе официального сайта, путем перечисления денежных средств через:
- организации, имеющие право на осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, почтовых переводов;*(2)
- территориальные органы Федерального казначейства;
- финансовые органы субъекта РФ;
- финансовые органы муниципального образования. Для подтверждения платы заявитель представляет (направляет) в орган Росреестра соответствующий электронный документ (квитанция, чек-ордер, платежное поручение с отметкой о его исполнении, иные документы, подтверждающие факт оплаты)*(3).
Днем осуществления оплаты считается:
- день получения органом Росреестра платежного документа об оплате;
- рабочий день, следующий за днем перечисления денежных средств уполномоченной организацией (органом).
Срок, в течение которого заявителю предоставляется возможность использования ключей доступа, составляет один год со дня осуществления им оплаты, при этом для заявителей, обладающих в соответствии с федеральными законами правом на безвозмездное получение сведений, содержащихся в ЕГРП, срок действия ключей доступа составляет один год со дня их предоставления. Размеры платы варьируются в зависимости от принадлежности заявителя к соответствующей категории лиц, способа получения сведений и количества объектов недвижимости, о которых запрашиваются сведения (см. таблицу).
Таблица
Размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, руб.
Способ получения сведений | Заявитель | Количество объектов недвижимости | ||||
не более 100 | не более 1000 | не более 10 000 | не более 100 000 | не более 500 000 | ||
I | II | III | IV | V | VI | VII |
Без получения уведомлений об изменении сведений | Органы государственной власти, иные государственные органы | 250 | 1000 | 5000 | 37 500 | 150 000 |
Физические лица | ||||||
Юридические лица | 500 | 2000 | 10 000 | 75 000 | 300 000 | |
Включая возможность получения уведомлений об изменении сведений | Органы государственной власти, иные государственные органы | 500 | 2000 | 10 000 | 75 000 | 300 000 |
Физические лица | ||||||
Юридические лица | 1000 | 4000 | 20 000 | 150 000 | 600 000 |
Возврат платы осуществляется на основании заявления заявителя (его правопреемника) либо на основании решения суда, вступившего в законную силу. Заявление о возврате платежа представляется (направляется) в виде бумажного документа посредством личного обращения или путем почтового отправления в орган Росреестра, в который ранее подавался соответствующий запрос.
В заявлении указываются:
- банковские реквизиты, необходимые для возврата платежа лицу, подавшему такое заявление (фамилия, имя, отчество (при его наличии) или наименование юридического лица, ИНН (при его наличии), КПП (при его наличии), лицевой или банковский счет, наименование банка получателя, БИК, корреспондентский счет банка);
- почтовый адрес или адрес электронной почты заявителя (его правопреемника).
Одновременно с заявлением о возврате платежа представляется (направляется) оригинал или копия документа, подтверждающего перечисление платежа (последняя в обязательном порядке заверяется уполномоченной организацией (органом), осуществившей данный платеж).
Заверения копии документа, подтверждающего перечисление платежа, не требуется в случае, если при представлении заявления о возврате платежа при личном обращении предъявляется оригинал документа, подтверждающего перечисление платежа, который возвращается заявителю.
Орган Росреестра, получивший заявление о возврате платежа и являющийся администратором доходов бюджета, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение о возврате излишне уплаченных денежных средств.
Заявка на возврат излишне уплаченных денежных средств направляется данным органом в орган Федерального казначейства в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о возврате излишне уплаченных денежных средств.
Орган Росреестра, не являющийся администратором доходов бюджета, направляет полученные заявления в течение трех рабочих дней со дня их получения в орган Росреестра, обладающий полномочиями администратора доходов бюджета с сообщением об этом лицу, подавшему заявление.
Ю. Михаилов,
эксперт
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Банковские реквизиты для перечисления платежа также размещаются на официальном сайте Росреестра.
*(2) За исключением заявителей, обладающих в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997, иными федеральными законами правом на безвозмездное получение сведений, содержащихся в ЕГРП.
*(3) Представление документа, подтверждающего факт оплаты, не требуется, если платеж осуществляется через расчетные организации, с которыми органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заключен договор (соглашение) о приеме платежей, через территориальные органы Федерального казначейства либо финансовые органы субъекта РФ или муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1