Правила удаленной торговли
Продажи через интернет - для компании способ сэкономить. Не нужно тратиться на аренду офиса и штат сотрудников. Однако налоговики еще не выработали сложившуюся практику по контролю фирм, работающих в сети. На какие нормы закона опираться таким компаниям, выяснил Виталий Сазанский, руководитель отдела налогового консультирования консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП, член ПНК.
Для начала стоит выяснить, что собой представляет торговля в интернете с точки зрения закона? Этот вид сделок оформляется договором розничной купли-продажи на условиях публичной оферты вне места нахождения товара (п. 1 ст. 494 ГК). В случае, если при совершении покупки потребитель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с продукцией, а может посмотреть на нее только в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках, или с помощью средств связи (телевизионной, почтовой, интернет), то такой способ продажи называется дистанционным (ст. 26.1 закона N 2300-1 "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года). Для этого вида взаимоотношений чиновниками разработан отдельный документ: Правила продажи дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 612 от 27 сентября 2007 года (далее - Правила).
Торговля в сети имеет ряд особенностей. Так на основании пункта 5 Правил нельзя продавать удаленно товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством России. Это относится к алкогольной продукции (Решение ВАС РФ от 04.10.2011 г. N ГКПИ11-994) и табачным изделиям (письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 г. N 0100/10281-07-32). В этот список также можно включить все виды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, холодное и метательное оружие, лекарственные средства, психотропные вещества и наркотические препараты.
Несоблюдение этих норм влечет административную ответственность в виде штрафа (ст. 14.2 КоАП) для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юрлиц - от 30 до 40 тыс. рублей. Причем, предметы запрещенной торговли могут быть изъяты у продавца.
Виртуальная витрина
Так как реального торгового зала у интернет-магазина нет, то основные требования законодателей обращены на информацию, которую продавцы представляют своим клиентам через сайт. Публикуя сведения о компании и товаре, владельцам компании, работающей в сети, следует опираться на закон "О защите прав потребителей".
Так на сайте должны содержаться сведения об адресе местонахождения продавца и основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, полном фирменном наименовании изготовителя, цене и условиях приобретения продукции, способах доставки, сроке службы или годности, гарантии и порядке оплаты (п. 2 ст. 26.1 закона N 2300-1 и п. 8 Правил).
Кроме того, пункт 3 статьи 26.1 закона N 2300-1 предусматривает, что потребителю в момент доставки товара будет в письменной форме предоставлена информация о приобретаемой продукции, а также сведения о порядке и сроках ее возврата (п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1).
За нарушение этих правил ответственность предусмотрена такая же, как и для продавцов обычных магазинов. Владельцу фирмы, работающей в сети, может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф от 500 до одной 1000 рублей, для юридических лиц санкции установлены в размере - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП).
Сохранность имени
В обычном магазине покупателю нет надобности представляться. В интернете без этого невозможно совершить покупку. Поэтому продавцы в сети должны руководствоваться в своей работе Федеральным законом N 152-ФЗ "О персональных данных" от 27 июля 2006 года. К таким сведениям относится любая информация о физлице, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, и другие данные (п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). В частности, если оплата совершается с помощью банковских карт или электронных платежных средств, эти данные подлежат особой охране. Компании, работающие с такой информацией, отвечают за ее сбор, хранение, систематизацию, уточнение, обезличивание, блокирование и уничтожение (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Поскольку законом N 152-ФЗ не закреплены способы получения согласия физических лиц на использование их персональных данных, большинство интернет-магазинов используют специальные отметки в анкете. Соглашаясь с правилами работы на сайте, человек дает добро на применение его личных сведений для совершения сделки.
Однако формального согласия мало. Компании следует технически исключить несанкционированный доступ к персональным данным покупателей. А также локальным актом компании ограничить круг лиц, имеющих доступ к таким сведениям. Нарушение порядка сбора информации о клиентах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5 до 10 тыс. руб. (ст. 13.11 КоАП РФ). Но главное, магазин, у которого произошла подобная утечка сведений, уже вряд ли сможет рассчитывать на большое количество покупателей. Успешность интернет-торговли напрямую зависит от безопасности сайта.
Определить систему
Магазину в сети разрешается применять общую систему налогообложения или упрощенную. Следует учесть, что дистанционные продажи не подлежит переводу на ЕНВД (письмо Минфина от 21.03.2012 г. N 03-11-11/94). Исключение составляет случай, когда покупатель заказывает товар на сайте, однако приходит за ним в традиционный стационарный магазин (письмо Минфина от 24.01.2011 г. N 03-11-11/11).
Также для того, чтобы определиться с механизмом отчисления платежей в бюджет, следует учитывать способ доставки товара покупателям. Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов при использовании не более 20 автомобилей в некоторых муниципальных образованиях может быть переведено на уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК). Это происходит в том случае, если с клиента взимается дополнительная плата за доставку (в документах эта сумма выделяется отдельной строкой). Такой подход подтверждают письма Минфина от 7 марта 2012 года N 03-11-11/76, от 30 октября 2008 года N 03-11-05/266, от 31 января 2008 года N 03-11-04/3/33.
При этом на ЕНВД переводятся только транспортные услуги, следовательно, у интернет-магазина возникает необходимость вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК).
Касса на удаленке
Магазины, которые ведут продажи в сети, не обязаны иметь торговый зал. Однако использование контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателем наличными является обязательным даже для них. Многие клиенты выбирают именно этот способ платежа, так как деньги можно отдать уже после осмотра товара. Поэтому работающим в сети продавцам следует позаботиться о наличии ККТ. Аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах (письмо Минфина России от 16.12.2009 г. N 03-11-09/400). Для этой цели можно использовать компактные ККТ с автономным электропитанием (Письмо УФНС по г. Москве от 29.06.2007 г. N 22-12/61982). Однако они не очень удобны в работе, так как такими приборами необходимо снабдить каждого курьера. Поэтому в начале текущего года чиновники разрешили выдавать покупателю в момент оплаты и передачи товара заранее отпечатанные чеки (Письмо ФНС России от 01.02.2012 г. N АС-4-2/1503).
Торговля в сети до сих пор является камнем преткновения для налоговых органов. Существует ряд архаизмов, от которых не удается избавиться. К примеру, компании, работающие в интернете и не снимающие офиса, обязаны иметь юридический адрес. Но в целом чиновники начали идти на встречу владельцам интернет-магазинов, прописывая в законах и разъясняя в письмах правила работы таких фирм.
В. Сазанский,
руководитель отдела налогового консультирования
консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП, член ПНК
"Расчет", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru