"Музейные ценности"
(интервью со С. Гавриловой, главным бухгалтером музея-усадьбы Останкино)
Музей-усадьба Останкино - один из самых значимых и живописных культурно-исторических объектов Москвы, который ежегодно посещают десятки тысяч горожан и гостей столицы. О том, каковы особенности бухгалтерского учета в этом памятнике культуры, Жаннат Идрисовой рассказала главный бухгалтер музея-усадьбы Светлана Гаврилова.
Как все начиналось
- Светлана Семеновна, сколько лет вы работаете в сфере бухучета?
- У меня 43 года непрерывного стажа, из них 35 лет я на посту главного бухгалтера.
- Выходит, вы всю жизнь верны выбранному однажды пути. Быть бухгалтером - это детская мечта?
- Если честно, то не было такого. После школы я решила поступить на экономический факультет Московского кооперативного института в первую очередь потому, что он располагался недалеко от Монино, где я жила с родителями. Училась хорошо. По окончании вуза, в 1970 году, попала по распределению в отдел учета организации "Центрсоюз". И там я слезно умоляла не назначать меня старшим бухгалтером (по закону я, дипломированный специалист, имела право на эту должность). Говорила: "Поставьте рядовым, пусть и на меньшую зарплату".
- Почему?
- Дело в том, что на предпоследнем курсе института я вышла замуж, родила дочку. Училась урывками. Было как-то неловко сразу становиться начальником, руководить людьми. Мне пошли навстречу, поставили рядовым специалистом. И я мечтала, чтобы эти два года обязательной отработки побыстрее прошли.
- И в какой же момент пришла любовь к своей профессии?
- Наверное, когда я поняла, что эта работа интересная и требует качеств, которые у меня есть - точности, упорядоченности. В учете все нужно разложить по полочкам сначала у себя в голове, а потом уже на бумаге. К тому же через год после поступления меня сделали заместителем главного бухгалтера вышестоящей организации. Моя руководительница всегда относилась ко мне снисходительно: хохотушка, мол, не наш человек. И лишь когда я принесла ей баланс, сделанный за три дня в ее отсутствие (она была на больничном), посмотрела на меня другими глазами. Сказала, что впервые осознала: нельзя судить о человеке поверхностно.
- Значит, начало было очень серьезным этапом карьеры. А каковы другие вехи профессионального пути?
- А их, других, всего две. После восьми лет работы в "Центрсоюзе" я перешла на должность главного бухгалтера в централизованную бухгалтерию ВДНХ. Музей-усадьба Останкино - третье место работы. Здесь я уже 27 лет. И если в "Центрсоюзе" и на ВДНХ, у меня шло постепенное накопление знаний, опыта, то теперь, наверное, этап полноценного применения того, чему я научилась за все годы. Хотя я и сейчас чему-то учусь.
Между двумя балансами
- Светлана Семеновна, расскажите, пожалуйста, о специфике работы главного бухгалтера в таком учреждении как музей.
- Здесь интересно, хотя и непросто. Сначала скажу об особенности в свете того, что наша организация бюджетная. Мы находимся на балансе города. Тут у нас все в оперативном управлении. То есть, мы, не являясь собственниками, практически следим за правильным использованием госимущества. Отвечаем за все. Соответственно, требования к отчетности очень высокие. Каждый день в определенное время отправляем сведения - в Департаменты культуры и финансов Москвы, в Статуправление. Государство с большим вниманием относится к расходованию своих средств.
- Можно ли выделить какой-то, образно говоря, кит, на котором держится учетная система музея?
- Да, как и во всякой бюджетной организации, это работа по смете доходов и расходов. Ведем ее, используя код бюджетной квалификации, сокращенно - КБК. Починка стола, начисление зарплаты, ее выплата - все обозначено соответствующими кодами, и главный бухгалтер обязан их знать. Мы указываем КБК при любом платеже. Учитываем его и при составлении договоров, в противном случае Департамент культуры Москвы не утвердит документ.
- Ну, а что касается особенностей работы в связи с тем, что здесь - музей?
- Мы ведем еще и предпринимательскую деятельность. Таким образом, главный бухгалтер бюджетной организации, занимающейся бизнесом, является главбухом двух структур - государственной и коммерческой. У нас отдельный баланс по предпринимательской деятельности. Мы отчитываемся по налогу на имущество, на прибыль, НДС. Нас полностью проверяет налоговая инспекция.
Так получается, что каждый год я выхожу с новогодних каникул 3 января и начинаю делать баланс бюджетной организации. Его нужно сдавать в конце месяца, поскольку бюджет города утверждается в феврале и для этого необходимы данные учреждений. А в марте я обязана предоставить баланс музея-усадьбы как коммерческой структуры. Так что, не соскучишься (улыбается).
- Что подразумевается под коммерческой деятельностью?
- Во-первых, продажа входных билетов - посещение территории музея платное. Во-вторых, проведение экскурсий. Тут хочу отметить особо, что экскурсоводы у нас проходят хорошую подготовку на специальных курсах, по окончании которых сдают экзамен. Так что гости могут быть уверены: здесь отличные, эрудированные гиды.
Кроме того, мы организуем концерты - так называемые Шереметевские вечера, проводим свадебные церемонии, разрешаем ученым фотографировать музейные экспонаты. Все это за деньги.
- Светлана Семеновна, а кто участвует в концертах, которые у вас проходят?
- Артисты высокого класса, солисты Большого театра, например. Такие мероприятия, к слову, готовятся с зимы: научный сотрудник посещает концерты, слушает произведения, приглашает певцов и музыкантов. Отмечу, что многие звезды считают особой честью принять участие в Шереметевских вечерах. Однажды сам маэстро Владимир Спиваков заходил поблагодарить за предоставленную возможность выступить.
Вообще, это ведь мы первые придумали проводить музыкальные вечера, концерты, посчитав, что Останкино, которое славилось театром, должно сохранять свои культурные традиции. Потом подтянулись и другие музеи-усадьбы. Москвичи и гости столицы с удовольствием приходят на наши вечера, потому что билет стоит 200 рублей, с ценами БДТ не сравнить, согласитесь.
- Наверняка у вашего отдела много работы и в связи с тем, что музей регулярно приобретает предметы искусства.
- Да, главная цель музея - это закупка фонда, предметов старины, которые посетители позже смогут увидеть на выставках. Приобретение картин, старинных сервизов, вееров... Основная работа в этом направлении лежит на главном хранителе музея, научных сотрудниках. Они общаются с продавцами, составляют перед покупкой протокол. Этот документ подписывает комиссия в составе 15 человек.
Участие нашего отдела, конечно, тоже важно. Проводим кропотливую работу, заключаем с каждым продавцом договор, в который вносятся данные, в том числе, по налогам. Делаем финансовый расчет, проводим оплату через соответствующий департамент правительства Москвы. Отмечу, что все приобретенное не стоит у нас на балансе. Если бы поставили, он был бы с такими нулями! (смеется). Да, а продавцы у нас постоянные, коллекционеры. Замечательные люди, считающие своим долгом оставить свои сокровища государству. Хотя частные покупатели наверняка заплатили бы им больше...
- Как, к слову, финансируется музей-усадьба Останкино?
- Нельзя заявить об этом в превосходной степени. Средне. Но, конечно, ситуация лучше, чем, например, в перестроечные годы.
Надо сказать, музей даже в трудные времена ежегодно приобретал ценностей на 1-1,5 миллиона рублей. И еще о хорошем: в прошлом году нам были выделены на закупку очень большие средства. Мы смогли купить коллекцию стоимостью 7,5 миллионов рублей.
Бухгалтерия без склок
- Светлана Семеновна, как обычно проходит ваш рабочий день?
- Начинается, как у многих - с прихода в рабочий кабинет. А потом - бумаги, цифры, люди. День всегда насыщенный, часто - напряженный. Как я уже говорила, здесь строгая отчетность. Для примера: нам только в этом году позволили сэкономленные средства использовать для заработной платы. Первый раз за 27 лет я сталкиваюсь с этим. Обычно вся экономия уходила в доход государства.
Составление документов занимает много времени. Вот прошел только один квартал, а у меня уже 60 договоров: на ремонтные, реставрационные, дренажные работы, на обслуживание парка, уход за помещением и далее по списку.
- Входя на территорию, я обратила внимание на то, что дворец у вас покрыт сеткой, похожей на строительную. Его реставрируют?
- Эта сетка - технологическая кровля, ее еще называют саркофаг. Она защищает дворец от дождя, ветров. Проект комплексной реставрации пока в разработке, как только он будет готов, начнем его осуществлять. А пока у нас только текущий уход.
- Вернемся к обязанностям главбуха музея-усадьбы Останкино. Опытному специалисту, каким вы являетесь, наверняка не составляет большого труда выполнить все необходимое?
- Конечно, мой опыт мне помогает. Но сегодня для быстрой, эффективной работы нужно много современных знаний. Хорошее владение компьютером, например. Да, я освоила необходимые программы, но для отличного результата необходимо, чтобы компьютер был совершенно открытой книгой, быстро дающей ответ на любой вопрос. И в этом плане для меня бесценны навыки моих коллег.
- Какой у вас коллектив? Сложно им управлять?
- Небольшой и очень хороший. Кассир Светлана Ивановна, бухгалтеры Сергей и Юля. Сильные, ответственные специалисты, замечательные люди. Каждому из них я доверяю как себе.
Светлану Ивановну мне порекомендовала бывшая работница. Она увольнялась, и я очень сокрушалась по этому поводу. Говорила, на кого же ты нас оставляешь. Она успокоила: "Я найду достойную замену". И не обманула. Наш кассир и дело свое знает, и обладает другими качествами, необходимыми для работы, к примеру, выдержкой. Она по долгу службы часто выезжает в Департамент финансов. Вы не представляете, что творится там в конце года, когда все сдают отчетность! С ума сойти можно. Но наша Светлана Ивановна никогда не теряет самообладания.
Сергей очень хорошо разбирается во всех программах, это его главная сфера. Мы в этом плане полностью полагаемся на него. Юля еще студентка, при этом она ведет самый ответственный участок работы, связанный с проведением конкурсов и тендеров. Все выполняет грамотно и аккуратно, как и требуется. Нет, о каких-то сложностях даже и речи не веду.
Знаете, бытует мнение, что во всякой бухгалтерии обязательно есть место склокам, дрязгам. Ну так это точно не про нас.
- Светлана Семеновна, а как Вы предпочитаете отдыхать? И что дарит радость и силы для плодотворной работы?
- В выходные - активный отдых, физический труд. Сейчас вот езжу на свою маленькую дачу, вожусь на грядках. Дочери говорю, что буду делать все, что угодно, только не готовить. Не хочу заходить в помещение. За неделю устаешь: ненормированный рабочий день, постоянно за столом в кабинете. А в отпуск пристрастилась путешествовать. Знаете, первый раз я выехала за границу в 50 лет. До этого у меня, советского бухгалтера, не было такой возможности. А тут от Департамента культуры направили в Лондон на курсы повышения квалификации. И училась, и город смотрела... Устала, конечно.
В последние годы езжу в теплые страны. Могу бесконечно смотреть на морские просторы, такой вот релакс.
Как многие, отдыхаю душой с близкими людьми, у меня две дочки, внуки - три мальчика и девочка. Конечно, воодушевляет и то, что работаем мы и для современников, и для потомков. Нынешних поклонников прекрасного обогащаем знаниями, радуем музыкой. А для будущих поколений бережем наше культурное наследие. Это самая главная наша работа.
Ж. Идрисова
"Расчет", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru