Покупателя нужно поощрить за приобретенный объем продукции
Что предпринять? Утвердите маркетинговую политику, в которой четко пропишите условия предоставления скидок. Скидки, которые положены конкретному покупателю, укажите в договоре. Если они предоставлены постфактум, то придется внести изменения в отгрузочные документы.
Если у вас "упрощенка" с объектом доходы. Полученные доходы от реализации товаров, пусть и со скидкой, должны учитывать все "упрощенцы". Поэтому изложенный материал будет полезен и вам.
Стимулировать объем продаж лучше всего с помощью скидок. Установите ценовой рубеж, превысив который покупатели вправе будут оплачивать товары по меньшей цене, то есть со скидкой. В облагаемые доходы же попадет только та сумма, которую перечислит покупатель. Например, по обычной цене покупка стоит 50 000 руб. Применив положенную скидку, скажем в 3%, покупатель перечислил вам 48 500 руб. Именно эту сумму, а не 50 000 руб., вы должны будете отразить в облагаемых доходах. Чтобы предоставлять скидки, нужно определенным образом наладить документооборот. Разработайте положение о маркетинговой политике. В небольших компаниях этот документ обычно составляет бухгалтер. В маркетинговой политике следует указать, при каких условиях предоставляются различные скидки. Но даже если все подробно описано, в учете "упрощенцев" могут возникнуть трудности. Проанализируем некоторые из них.
Ситуация N 1. Скидка предоставлена после того, как товары отгружены, а от покупателя получена оплата
Получив от покупателя оплату за товар, ее сумму полностью следует учесть в доходах. После того как вы предоставите скидку, у вас фактически появится излишек доходов. Его можно рассматривать как аванс, полученный от покупателя в счет предстоящих поставок. Тогда дополнительных записей в Книге учета доходов и расходов делать не придется. Облагаемым доходом будет вся сумма, поступившая от покупателя, в том числе и предоставленная скидка, равная авансу. А все потому, что при упрощенной системе полученные авансы признаются доходами (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Теперь представим, что вы получили от покупателя оплату за товар, отгрузили его и предоставили скидку, но продолжать дальнейшее сотрудничество не собираетесь. То есть часть аванса в размере предоставленной скидки придется вернуть. В этом случае нужно сторнировать доходы, то есть уменьшить их на сумму скидки. Дело в том, что, возвращая полученный ранее аванс, продавец, то есть вы, вправе скорректировать доходы на дату возврата денежных средств покупателю (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). При этом причина возврата денег, по сути, не важна.
Отдельно следует сказать о документах. Прежде всего вам следует обосновать предоставленную скидку. В этом поможет заранее составленная маркетинговая политика. В ней подробно нужно прописать, кто, когда и за что может получить скидку. Например, в документ можно включить такое положение.
Важное обстоятельство. При возврате части аванса нужно корректировать доходы на дату, когда деньги перечислены обратно.
Рисунок 1
Выдержка из маркетинговой политики
Оптовый покупатель вправе получить скидку в размере 3%, если общая стоимость закупки за месяц превысит установленную договором сумму. Данная скидка предоставляется на всю стоимость товара, который был приобретен за месяц, в том числе и тот, который уже оплачен и отгружен. |
Ценовой рубеж лучше установить в самом договоре поставки. Дело в том, что для каждого покупателя он может быть разным. Например, одному покупателю вы предоставите скидку после того, как он закупит товар на 50 000 руб., а другому для получения скидки придется купить продукцию на 70 000 руб.
Когда скидка будет предоставлена, вы должны переоформить отгрузочные документы на товары, которые были проданы ранее и на которые распространяется скидка. Для этого надо составить новые товарные накладные, указав в них цену товара со скидкой. Если этот вариант вам кажется трудоемким, можно поступить иначе - внести соответствующие исправления в имеющиеся накладные.
Памятка. Предоставив скидку на отгруженный ранее товар, не забудьте внести изменения в товарную накладную либо составить новую накладную, указав в ней цену со скидкой.
Пример 1. Налоговый учет скидки, предоставленной покупателю после продаж
ООО "Визит" применяет УСН с объектом налогообложения доходы и продает свадебные аксессуары. Организация заключила договор на реализацию товаров стоимостью 68 000 руб. 100-процентная предоплата от покупателя получена 2 апреля 2012 года, после чего принято решение предоставить трехпроцентную скидку. О чем составлено дополнительное соглашение. Часть аванса, равную скидке, вернули покупателю 9 апреля. Отразим указанные операции в налоговом учете ООО "Визит" (табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент заполнения Книги учета доходов и расходов ООО "Визит" за II квартал 2012 года
N п/п | Дата и номер первичного документа | Содержание операции | Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы | Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
... | ... | ... | ... | ... |
56 | Выписка банка от 02.04.2012 N 42 | Получена оплата от покупателя | 68 000 | - |
57 | Платежное поручение от 09.04.2012 N 15 | Возвращена часть аванса, равная скидке | -2040 | - |
... | ... | ... | ... | ... |
Весь полученный аванс в размере 68 000 руб. 2 апреля 2012 года следует учесть в доходах. В день, когда была возвращена скидка, то есть 9 апреля, доходы нужно уменьшить на 2040 руб. (68 000 руб. х 3%).
Ситуация N 2. Часть товара отпускается покупателю бесплатно
Как правило, продавцы опасаются признавать в расходах стоимость товаров, переданных безвозмездно. Ведь существует мнение, что такие затраты не являются издержками, направленными на получение прибыли, то есть они не отвечают требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. А при "упрощенке" можно учитывать лишь те расходы, которые соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Однако такая позиция ошибочна, и вот почему. Отношения по договору купли-продажи всегда возмездные (п. 1 ст. 485 ГК РФ). А скидка является условием договора об изменении цены. Покупатель получает дополнительное число единиц товара только после покупки определенного объема продукции за установленную цену. Получается, что он приобретает весь товар по меньшей цене. Бесплатной же передачи не происходит. Такой маркетинговый ход поднимает уровень продаж и приносит дополнительную прибыль, а значит, расходы можно считать экономически оправданными, а условие пункта 1 статьи 252 НК РФ - выполненным.
Поэтому расходы на покупку товаров, в том числе переданных впоследствии в качестве бонуса, вы можете учесть в обычном порядке, то есть после оплаты их поставщику и реализации товаров покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А сумму, полученную от покупателя, вы должны отразить в облагаемых доходах.
Важное обстоятельство. Затраты на покупку товаров, переданных покупателю после того, как он приобрел определенный объем продукции, являются обоснованными и учитываются в расходах.
Отметим, что часто дополнительную партию на сумму скидки отгружают уже после того, как первоначальная поставка произошла и отгрузочные документы оформлены. В этом случае очень важно ранее выписанную накладную заменить на новую или внести исправления в старую, скорректировав количество и цену реализованных товаров. Если этого не сделать, окажется, что дополнительные товары действительно отгружены бесплатно и вы не сможете учесть их покупную стоимость в расходах.
Такую скидку опять же обоснует заранее составленная маркетинговая политика. В документ можно включить, например, такое положение.
Рисунок 2
Выдержка из маркетинговой политики
Покупатель, купивший товары в объеме, указанном в договоре, вправе получить скидку в размере 10% от первоначальной цены. На сумму скидки ему отгружаются дополнительные товары. |
Пример 2. Учет расходов на покупку товаров, переданных покупателю в качестве бонуса
ООО "Алмаз" применяет упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы и реализует бижутерию. Организация заключила договор купли-продажи товаров, по которому индивидуальный предприниматель купил 18 наборов стоимостью 1000 руб. каждый. Бижутерия была отгружена 28 марта 2012 года, и в тот же день продавец получил на расчетный счет 18 000 руб. После этого покупателю предоставили скидку в размере 10% от первоначальной цены, в результате чего стоимость набора составила 900 руб. Денежные средства решили не возвращать, а отгрузить покупателю дополнительно 2 набора в счет перечисленной суммы. Товары были отгружены 2 апреля. Соответствующие изменения внесли в накладную на отгрузку (табл. 2).
Таблица 2
Фрагмент товарной накладной ООО "Алмаз"*
ООО "Алмаз" приобрело товары, реализованные предпринимателю, по 500 руб. за штуку (без НДС) и оплатило их 1 марта. Отразим указанные операции в налоговом учете продавца.
На дату поступления денежных средств от покупателя, то есть 28 марта 2012 года, ООО "Алмаз" должно отразить доходы от реализации в сумме 18 000 руб.
Так как задолженность перед поставщиком бижутерии погашена, после отгрузки, 28 марта, организация вправе учесть в расходах покупную стоимость 18 наборов - 9000 руб. (500 руб. х 18 шт.). Затраты на покупку дополнительно реализованных 2 наборов в сумме 1000 руб. (500 руб. х 2 шт.) следует включить в налоговую базу 2 апреля.
В.А. Синицына,
эксперт журнала "Упрощенка"
"Упрощенка", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.