Учет основных средств
Автор раскрывает понятие основных средств, дает их классификацию, подробно рассмотрены виды оценки основных средств. Значительное внимание уделено синтетическому и аналитическому учету основных средств.
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.
Основные средства в учете классифицируются по разным признакам:
- по составу и назначению;
- направленности использования;
- степени использования;
- принадлежности и др.
Состав и структура основных средств представлены на рис. 1.
1. По составу и назначению | ||||||||
Движимые | Недвижимые | |||||||
Машины и оборудование | Транспортные средства | Приборы, инструмент, инвентарь | Рабочий продуктивный скот | Земля и водные угодья | Здания и сооружения | Передаточные устройства | Многолетние насаждения | |
2. По направленности использования | ||||||||
производственные | непроизводственные | |||||||
3. По степени использования | ||||||||
действующие | бездействующие | |||||||
4. По принадлежности | ||||||||
собственные | арендованные |
Рис. 1. Состав и структура основных средств
В бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
Первоначальная стоимость складывается из фактических затрат на строительство и приобретение объекта, включая затраты на доставку и установку. Исчисление ее зависит от способа поступления основных средств - от учредителей, приобретение у других организаций, изготовление самим предприятием, безвозмездное поступление от других лиц и предприятий, долгосрочная аренда и т.п.
Восстановительная стоимость равна сумме затрат на их воспроизводство на момент переоценки. После переоценки основных средств восстановительная стоимость используется в учете как первоначальная.
Остаточная стоимость равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой амортизации.
Утрачиваемая стоимость основных средств из-за износа переносится на стоимость вновь созданного продукта, путем включения в состав затрат на производство через механизм, называемый амортизацией.
Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерском учете на активном счете 01 "Основные средства". Уменьшение стоимости основных средств из-за износа отражается обособленно на пассивном счете 02 "Амортизация основных средств".
Единицей бухгалтерского учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство или комплекс предметов, имеющих одно функциональное назначение.
Каждый объект имеет уникальный инвентарный номер. Инвентарный объект - это предмет ведения аналитического учета основных средств. Такой учет ведут на инвентарных карточках, содержащих, кроме денежной оценки и нормы амортизации, техническую характеристику объекта. Каждое основное средство должно закрепляться за материально ответственным лицом.
Учет вложений во внеоборотные активы
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве:
- основных средств,
- земельных участков и объектов природопользования,
- нематериальных активов,
- затрат организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота.
На этом счете отражаются любые поступления активов, включая безвозмездные поступления и вклады в уставной капитал. Счет 08 нового плана счетов отражает не капитальные вложения, а вложения во внеоборотные активы (ВОА). Поэтому на этом счете не ведется учет затрат по приобретению ценных бумаг, которые учитываются на счете 58 "Финансовые вложения".
Списание вложений во ВОА, при продаже, передаче безвозмездно и т.п. производится по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Приказ Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160) установлено, что в учете застройщика затраты по законченному строительству списываются со счета 08 на счета учета приходуемого имущества или источников финансирования.
Аналитический учет на счете 08 ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением ОС, по каждому строящемуся или приобретаемому объекту с обеспечением возможности получения данных о затратах:
- на строительные работы и реконструкцию;
- буровые работы;
- монтаж оборудования;
- оборудование, требующее монтажа;
- оборудование, не требующее монтажа, а также на инструмент и инвентарь;
- прочие затраты по капитальным вложениям.
Для учета затрат к счету 08 в плане предусмотрены субсчета:
08-1 - "Приобретение земельных участков";
08-2 - "Приобретение объектов природопользования";
08-3 - "Строительство объектов основных средств";
08-4 - "Приобретение отдельных объектов основных средств";
08-5 - "Приобретение нематериальных активов" и др.
Оценка ВОА, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета по курсу ЦБ на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01).
Учет затрат на строительство объектов основных средств
Инвентарная стоимость объекта - затраты застройщика по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию объектов строительства либо реконструкции оформляет комиссия составлением акта приемки-сдачи. Приобретение также оформляют актом приемки-передачи. На внутреннее перемещение ОС (от одного материально ответственного лица к другому) оформляется накладная.
Капитальное строительство - вид деятельности, обеспечивающий воспроизводство основных средств производственного и непроизводственного назначения (кроме капитального ремонта) путем строительства новых и расширения действующих объектов, а также их реконструкции и технического перевооружения.
Учет затрат по строительству объектов ведут по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:
- на строительные работы;
- работы по монтажу оборудования;
- приобретение оборудования, не требующего монтажа;
- прочие капитальные затраты.
Порядок учета затрат зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного.
При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 "Капитальные вложения" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций (не включая сумму НДС). Расчеты с подрядной организацией учитываются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
При хозяйственном способе строительства учет затрат ведется также на счете 08 и осуществляется в соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (от 4 декабря 1995 г.). В них рекомендуется вести учет затрат по следующим статьям расходов: "Материалы"; "Расходы на оплату труда рабочих"; "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов"; "Накладные расходы". Указанные расходы списывают в дебет счета 08 с кредита счетов 10, 19, 70, 69 и др.
Выполненные хозяйственным способом строительно-монтажные работы потребляются внутри организации и в затраты по основной деятельности (себестоимость) не включаются.
При строительстве оборудование, требующее монтажа, учитывают на счете 07 "Оборудование к установке".
В соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ) затраты по работам, выполненным хозяйственным способом, подлежат включению в налогооблагаемую базу при расчете суммы НДС, подлежащему взносу в бюджет. Начисление НДС (по ставке 20%) отражается проводкой:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч. 68, субсчет НДС.
Следует отметить, что суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по строительно-монтажным работам капитального строительства, работам по сборке (монтажу) основных средств, выполненных подрядными организациями с 1 января 2001 г., подлежат вычету у налогоплательщика после принятия их на учет в соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ.
Законченные строительством отдельно стоящие здания, сооружения, встроенные и пристроенные помещения подсобного назначения (электростанции, котельные и др.), входящие в состав строящегося объекта, отражаются в учете как введенные в эксплуатацию одновременно с вводом основного объекта, по смете которого они строятся.
Инвентарная стоимость данных объектов складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат (проектные работы, отвод земельных участков и др.).
По объектам, вводимым в эксплуатацию по частям, в состав основных средств зачисляется стоимость введенной в эксплуатации части. Ее определяют исходя из суммы затрат, фактически произведенных застройщиком по данному объекту (в части строительных работ, поскольку прочие капитальные затраты учитываются отдельно), в доле, относящейся к вводимой части.
С вводом данных объектов в эксплуатацию затраты на их строительство в размере инвентарной стоимости списываются: в организациях-застройщиках - Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"; в организациях местных органов - Д-т сч. 86 "Целевое финансирование" К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Бухгалтерские записи.
Подрядный способ строительства | ||||
Сумма | Д-т сч. | К-т сч. | Операция | |
1 | 118 000 | Оплачен счет поставщикам за объекты основных средств | ||
2 | 100 000 | Стоимость работ | ||
18 000 | Учтен уплаченный НДС | |||
3 | 100 000 | Ввод в эксплуатацию - акт | ||
4 | 18 000 | Зачтен уплаченный поставщикам НДС |
Хозяйственный способ строительства 100 000 руб. - расходы, 23 600 руб. - услуги | ||||
1 | 100 000 | Расходы по строительству | ||
2 | 20 000 | Услуги субподрядчика | ||
3 | 3600 | Отражен НДС уплаченный поставщику 18%) | ||
4 | 23 600 | (100 000 + 20 000) х 18% начислен НДС на строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом | ||
5 | 3600 | Зачтен НДС по услугам | ||
6 | 120 000 | Принят к учету объект ОС | ||
7 | 23 600 | Зачтен НДС по объекту |
Документальное оформление и учет поступления основных средств как вклад в уставный капитал: путем приобретения и строительства нового объекта, при безвозмездной передаче, текущей аренде и лизинге
Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением ГК РФ по статистике от 30 января 1997 г. N 71а. К ним относятся:
- акт (накладная) приемки-передачи ОС (ф. N ОС-1);
- акт приемки-сдачи отремонтированных ОС, реконструируемых и модернизированных объектов (ф. N ОС-3);
- акт на списание ОС (ф. N ОС-4);
- акт на списание автотранспортных средств (ф. N ОС-4а);
- инвентарная карточка учета ОС (ф. N ОС-6);
- акт о приемке оборудования (ф. N ОС-14);
- акт приемки-передачи оборудования в монтаж (ф. N ОС-15);
- акт о выявленных дефектах оборудования (ф. N ОС-16) и др.
Инвентарная карточка ОС содержит данные:
- срок полезного использования;
- способ начисления амортизации;
- индивидуальные особенности объекта.
Основные средства поступают за счет:
- капитальных вложений (новое строительство или покупка);
- товарообменных операций;
- лизинга;
- вклада в уставный капитал;
- оприходования излишков при инвентаризации;
- вкладов в совместную деятельность (договор простого товарищества);
- безвозмездного получения от других лиц.
Бухгалтерский учет операций по поступлению основных средств
Приобретение, сооружение и изготовление основных средств
Первоначальная стоимость равна сумме фактических затрат вместе с затратами на доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (ПБУ 6/01):
- акцепт счетов поставщиков и подрядчиков, списание материалов, начисление зарплаты:
Д-т сч. 08 "Вложение во внеоборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д.
При вводе в эксплуатацию:
Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложение во внеоборотные активы".
НДС засчитывается на расчеты с бюджетом при вводе основных средств в эксплуатацию.
Основные средства как вклад в уставный капитал
Засчитываются по стоимости, согласованной учредителями организации. При превышении 200 МРОТ - по подтвержденной независимым оценщиком стоимости (законы об АО и ООО). Кроме того, в первоначальную стоимость включаются затраты на доставку и установку:
Д-т сч. 08 "Вложение во внеоборотные активы", К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями";
Д-т сч. 08 "Вложение во внеоборотные активы", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д.
Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложение во внеоборотные активы".
Безвозмездное получение основных средств
ОС отражаются по рыночной стоимости. Сначала эту стоимость включают в состав будущих доходов организации:
Д-т сч. 08 "Вложение во внеоборотные активы", К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов";
Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложение во внеоборотные активы".
Затем по мере начисления амортизации относят на внереализационные доходы: (см. п. 47 Методических указаний от 28.06.2000 N 60н "О формировании показателей отчетности"):
Д-т сч. 20 "Основное производство", К-т сч. 02 "Амортизация основных средств";
Д-т сч. 98 "Доходы будущих периодов", К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
Изменение первоначальной стоимости основных средств:
- при достройке, переоборудовании или реконструкции;
- при переоценке активов (индексация или прямой пересчет):
Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 83 "Добавочный капитал";
Д-т сч. 83 "Добавочный капитал", К-т сч. 02 "Амортизация основных средств".
Уценка за счет добавочного капитала:
Д-т сч. 83 "Добавочный капитал", К-т сч. 01 "Основные средства";
Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств", К-т сч. 83 "Добавочный капитал".
Уценка при нехватке добавочного капитала:
Д-т сч. 91 "Добавочный капитал", К-т сч. 01 "Основные средства";
Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств", К-т сч. 91 "Добавочный капитал".
Учет аренды и лизинга основных средств
В зависимости от сроков аренды имущества различают:
- финансовую аренду (лизинг) - на срок более одного года (по зданиям, сооружениям, нежилым помещениям - свыше 5 лет);
- текущую аренду - на срок до одного года (по зданиям, сооружениям, нежилым помещениям - до 5 лет).
По условиям представления существует аренда текущая и долгосрочная.
Текущая аренда - сдача арендодателем своего имущества на определенный срок арендатору с обязательным возвратом. При этом права собственника остаются у арендодателя, а право владения имуществом переходит к арендатору.
При лизинге основных средств договор аренды предусматривает переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды.
В договоре аренды указывают состав и стоимость передачи в аренду имущества, срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию объектов аренды в эксплуатационном состоянии и т.п. Имущество, предоставленное в аренду или полученное в результате аренды, должно отражаться в бухгалтерском учете отдельно. В аренду может быть предоставлено целое предприятие.
Учет текущей аренды. Арендодатель ведет учет предоставленных в аренду основных средств на своем балансе. Бухгалтерия арендодателя делает отметку в инвентарной карточке объекта об аренде, копия которой передается арендатору. Арендатор учитывает арендованные средства на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
Начисление арендной платы за отчетный период отражают по дебету счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Операционные доходы". Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, учитывается проводкой:
Д-т сч. 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов".
Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам относят на уменьшение прибыли.
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2, К-т сч. 02 "Амортизация основных средств".
1. Пример бухгалтерских записей по учету аренды ОС у арендодателя (в случае, если доходы от аренды не основной вид деятельности):
N операции | Сумма, руб. | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | 11 800 | Начислена арендная плата | ||
1800 | Начислен НДС | |||
2 | 11 800 | Получена арендная плата | ||
3 | Передача в аренду | |||
4 | Начислена арендная плата авансом | |||
5 | Списан аванс по аренде | |||
6 | Начислена амортизация по сданным в аренду ОС |
Если сдача в аренду - основной вид деятельности, то операции учитываются как реализация услуг на счете 90 "Продажи".
2. Пример бухгалтерских записей по учету аренды ОС у арендатора.
N | Сумма | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
0 | Договорная стоимость | - | Приход ОС | |
1 | 10 000 | Акцептован счет за аренду | ||
1800 | Учтен НДС по аренде | |||
2 | 11 800 | Оплачен счет за аренду | ||
1800 | Зачтен НДС | |||
3 | Сумма затрат | Затраты по текущему ремонту арендованных ОС |
Для учета имущества, которое передается по договору лизинга или по договору проката, предназначен счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Для организации аналитического учета открывают субсчета:
- 03-1 - имущество, предназначенное для сдачи в аренду;
- 03-2 - имущество, сданное в аренду;
- 03-3 - имущество, переданное в лизинг;
- 03-9 - выбытие объектов доходных вложений.
Амортизация материальных ценностей, учтенных как доходные вложения, осуществляется в порядке, предусмотренном для основных средств.
По договору лизинга имущество может учитываться на балансе арендодателя либо арендатора.
При финансовой аренде с правом выкупа ежемесячные лизинговые платежи включают часть стоимости выкупаемого имущества и плату за аренду основного средства.
Пример учета операций по лизингу основных средств. По условиям договора лизинга имущество числится на балансе лизингодателя.
Бухгалтерский учет у лизингодателя (корреспонденция счетов).
N | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | Приобретение лизингового имущества | ||
2 | Оприходовано имущество | ||
3 | Передача имущества в лизинг | ||
4 | Начисление амортизации ОС переданных в лизинг | ||
5 | Списание затрат на лизинговую деятельность | ||
6 | Начислены лизинговые платежи | ||
7 | Поступила выручка | ||
8 | Возвращено имущество |
Учет лизинга ОС у лизингополучателя.
N | Сумма | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | 240 000 | - | Стоимость ОС по договору | |
10 000 | Акцепт счета за лизинг | |||
1800 | Учтен НДС по аренде | |||
2 | 11 800 | Оплачен счет | ||
1800 | Зачтен НДС |
Инвентаризация основных средств, порядок ее проведения, оформления и отражения в учете ее результатов
До начала инвентаризации проверяют инвентарные карточки, книги, описи, а также технические паспорта; документы на ОС, сданные или принятые организацией в аренду.
При обнаружении расхождений в регистрах учета или документации должны быть внесены соответствующие исправления.
Выявленные излишки ОС отражают проводкой:
Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 99 "Прибыли и убытки".
При недостаче и порче объектов ОС.
N | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | 01 "Выб. ОС" | Отражена первоначальная стоимость ОС на вновь открываемом счете 01 "субсчет "Выбытие" | |
2 | 01 "Выб. ОС" | Списана амортизация по выбывающему объекту | |
3 | 01 "Выб. ОС" | Остаточная стоимость ОС списана на убытки | |
4 | Остаточная стоимость ОС списана на недостачи | ||
5 | Дооценка недостачи до рыночной цены | ||
6 | Недостача отнесена на расчеты с персоналом | ||
7 | По мере выплаты виновным в части дооценки до розничной цены отражаются в составе прочих доходов |
Если виновники не установлены, то счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" закрывают на издержки - Д-т сч. 20, 44.
Учет износа (амортизации) основных средств. способы начисления амортизации
Амортизация основных средств. Начисление амортизации ОС отражается на счете 02 "Амортизация основных средств" в соответствии с Планом счетов. На этом счете учитывается амортизация:
- собственных основных средств;
- основных средств, сданных в аренду и предметов проката.
- Способы амортизации ОС (отражаются в учетной политике):
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- по сумме чисел лет срока полезного использования;
- пропорционально объему продукции (работ).
Для организации учета ОС рекомендуется использовать субсчета:
- 02-1 - амортизация собственных ОС;
- 02-2 - амортизация собственных ОС, сданных в аренду;
- 02-3 - амортизация арендованных ОС;
- 02-4 - амортизация объектов доходных вложений.
Начисление амортизации (износа) производится ежемесячно исходя из норм амортизационных отчислений. Операции начисления износа проводятся до начала других операций по движению объектов основных средств (1 числа текущего месяца).
При линейном способе амортизация начисляется равными долями в течение всего срока работы оборудования (или других ОС) до полного перенесения их стоимости на счета затрат. Срок полезного использования объекта определяется предприятием при постановке его на учет.
Расчет ежемесячной амортизации ОС производится по следующей формуле:
,
где A - сумма амортизации за месяц, руб.;
- первоначальная стоимость объекта, руб.;
- годовая норма амортизации, %.
Например, при первоначальной стоимости ОС - 24 000 руб. и сроке полезного использования 10 лет годовая норма амортизации , а месячная сумма амортизации А = 24 000 х 10% / (100% х 12) = 200 руб. (годовая сумма 200 х 12 = 2400).
Расчет амортизационных отчислений по способу уменьшающегося остатка заключается в определении амортизации из остаточной (а не первоначальной) стоимости объекта. Это способ ускоренной амортизации износа основных средств. Списываемая на себестоимость величина износа за год уменьшается по мере эксплуатации.
Расчет амортизационных отчислений по сумме чисел лет срока полезного использования состоит в том, что на каждый год амортизации амортизация рассчитывается умножением первоначальной стоимости объекта на коэффициент. Коэффициент определяется для каждого года эксплуатации как отношение числа лет, остающихся до конца срока службы объекта, к сумме чисел лет полезного использования. Например, для пятигодичного срока использования ОС сумма годичных чисел равна 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15, а коэффициент амортизации для третьего года 3/15 = 0,2.
По способу списания стоимости ОС пропорционально объему продукции (услуг) сумма амортизации определяется по формуле:
,
где - сумма износа на единицу работы (км, шт, т), руб.;
- первоначальная стоимость объекта, руб.;
- ликвидационная стоимость объекта, руб.;
- планируемый ресурс (объем) объекта (км, шт, т).
Например, при пробеге автомобиля за первый год - 15 000 км и за второй год - 30 000 км сумма амортизации за второй год в два раза больше чем за первый.
В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа в размере 1/12 годовой суммы. На основные средства, полученные за счет бюджетных ассигнований, безвозмездно при приватизации, амортизация не начисляется (в соответствии с ПБУ 6/01 износ ОС начисляется на забалансовом счету в конце отчетного года). Не амортизируют жилой фонд, объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты.
Для ряда отраслей и субъектов малого предпринимательства предусмотрена возможность применения ускоренной амортизации активной части основных средств путем увеличения установленных норм не более чем в два раза.
На вновь поступившие основные средства начисление износа производят с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Начисление износа отражают в учете по кредиту пассивного счета 02 "Амортизация ОС" и дебету счетов 20, 23, 25, 26, 44, 99. Аналитический учет по счету 02 ведут по видам ОС и отдельным инвентарным объектам. По результатам расчетов составляется ведомость начисления амортизации износа основных средств.
Таблицы расчета сумм амортизации износа основных средств
Количество лет полезного использования | 5 | |||||
Балансовая стоимость | 24 000 | |||||
Годовая норма амортизации | 20 | |||||
Годовая сумма амортизации | 4800 | |||||
Месячная норма амортизации | 400 | 1. Линейный способ | ||||
Год | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Месяц | 0 | 4800 | 9600 | 14 400 | 19 200 | 24 000 |
1 | 400 | 5200 | 10 000 | 14 800 | 19 600 | 24 400 |
2 | 800 | 5600 | 10 400 | 15 200 | 20 000 | 24 800 |
Итого | 4800 | 9600 | 14 400 | 19 200 | 24 000 | 28 800 |
Количество лет полезного использования | 5 | |||||
Балансовая стоимость | 10 000 | |||||
Годовая норма амортизации | 20% | Удвоенная норма 40% = 2 х 20% | ||||
2. Способ уменьшающегося остатка | ||||||
Год | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Остаточная стоимость | 10 000 | 6000 | 3600 | 2160 | 1296 | 778 |
Годовая сумма амортизации | 4000 | 2400 | 1440 | 864 | 518 | 311 |
Накопл Ам. | 4000 | 6400 | 7840 | 8704 | 9222 | 9533 |
3. По сумме чисел лет использования | 4. Пропорционально объему работ | ||||||
Количество лет полезного использования | 5 | Балансовая стоимость | 10 000 | ||||
Балансовая стоимость | 10 000 | Ресурс | 50 000 | км | |||
Годовая Норма Амортизации | 20 | Месяц | Наработка | Износ | Год ам руб. | ||
0 | 20 000 | 4000 | 4000 | ||||
1 | 1000 | 200 | 4200 | ||||
Остаток лет полезного использования | 2 | 13 000 | 2600 | 6800 | |||
Год | 15 | Годовая норма амортизации | Годовая сумма амортизации руб. | 3 | 5000 | 1000 | 7800 |
1 | 5 | 0,3333 | 3333 | 4 | 2000 | 400 | 8200 |
2 | 4 | 0,2667 | 2667 | 5 | 4000 | 800 | 9000 |
3 | 3 | 0,2 | 2000 | 6 | 1000 | 200 | 9200 |
4 | 2 | 0,1333 | 1333 | 7 | 3000 | 600 | 9800 |
5 | 1 | 0,0667 | 667 | 8 | 1000 | 200 | 10 000 |
Итог | 10 000 | Итого | 50 000 | 10 000 |
Начисление амортизации ОС производится ежемесячно и отражается бухгалтерскими проводками:
N | Содержание операции | Д-т сч. | К-т сч. |
01 | Начисление амортизации ОС | ||
02 | Начисление амортизации ОС в торговле | ||
03 | Начисление амортизации ОС, сданных в аренду | ||
04 | Начисление амортизации по объекту доходных вложений |
Учет затрат организации на ремонт основных средств. способы равномерного распределения расходов на капитальный ремонт в течение "межремонтного" периода
Ремонт основных средств выполняется хозяйственным или подрядным способами.
Расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, могут относиться непосредственно на активные счета для учета затрат (20 "Основное производство", 44 "Издержки обращения" и др.) с кредита соответствующих материальных и денежных: 10 "Материалы", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.
Такой порядок учета рекомендуется при незначительных затратах на текущий и профилактический ремонты, которые не сильно влияют на конечный финансовый результат отчетного периода.
Для накопления финансовых средств на осуществление крупных плановых ремонтов целесообразно создавать резерв на ремонт. Такой резерв учитывают на пассивном счете 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей", субсчет "Резерв на ремонт". Формирование резерва отражают по кредиту сч. 96 и дебету сч. 25 "Общепроизводственные расходы" или 26 "Общехозяйственные расходы".
При наличии резерва на ремонт затраты на осуществление работ отражают, как правило, по дебету активного счета 23 "Вспомогательные производства". Фактическую себестоимость законченных ремонтных работ (по акту) списывают с кредита счета 23 в дебет счета 96, субсчет "Ремонт ОС" (см. рис. 2). При недостатке резерва на ремонт разность относят на счета затрат (20, 44). (рис. 2).
Д 10, 70, 60, 69 К Д 23 К Д 96 К Д 25; 26 К
------------------ ---------------- --------------- ---------------
| | | |
| Затраты на | | Отчисления в |
| ремонт (текущ.) | | Фонд ежемес. |
| --------------- | | --------------- |
| | Покрытие затрат | --------------- |
| --------------- | из Фонда | --------------- |
| | -------------- | |
| | Д 20 К
Учет ремонта | ---------------
основных средств | перерасход фонда|
| -------------- |
| |
Рис. 2. Схема бухгалтерских проводок по учету ремонта основных средств
При производстве внезапных ремонтов крупные суммы затраты следует относить на дебет активного счета 97 "Расходы будущих периодов". Это позволит не увеличивать резко себестоимость продукции. Вся сумма стоимости ремонтных работ записывается в дебет счета 97, с которого ежемесячно списывается на счета текущих затрат равными долями в течение срока, к которому они относятся.
Учет списания, реализации и прочего выбытия основных средств
Основные средства выбывают в результате:
- продажи;
- передачи в виде вклада в уставный капитал другой фирмы;
- безвозмездной передачи (дарения);
- списания вследствие физического или морального износа.
Для учета выбытия основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого счета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
Выбытие отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В течение месяца этот счет является активно-пассивным, а по окончанию месяца его закрывают, перенося сальдо на счет 99 "Прибыли и убытки". Учет ведется для каждого инвентарного объекта раздельно. На начало следующего отчетного периода сальдо по счету 91 должно равняться нулю.
Бухгалтерские записи при продаже основного средства.
N | Сумма, руб. | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | Цена с НДС | Получена выручка за ОС | ||
2 | Цена с НДС | Отражена фактическая реализации ОС | ||
3 | Первоначальная стоимость ОС | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Переносится стоимость выбывающего объекта | |
Накопленная амортизация | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана накопленная амортизация | ||
Остаточная стоимость | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана остаточная стоимость ОС | ||
НДС | Начислен НДС | |||
3 | Прибыль (убыток) | Отражен финансовый результат |
Бухгалтерские записи при передаче ОС в качестве вклада в уставный капитал (счет 58 "Финансовые вложения").
N | Сумма, руб. | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | Стоимость (устав) | Стоимость, согласованная | ||
3 | Первоначальная стоимость ОС | Переносится стоимость выбывающего объекта | ||
Накопленная амортизация | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана накопленная амортизация | ||
Остаточная стоимость | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана остаточная стоимость | ||
Сумма расходов | Учтены дополнительные расходы | |||
2 | Прибыль | Отражен финансовый результат |
Бухгалтерские записи при безвозмездной передаче (дарении) ОС.
N | Сумма, руб. | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | Первоначальная стоимость ОС | Переносится стоимость выбывающего объекта | ||
2 | Амортизация | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана накопленная амортизация | |
3 | Остаточная стоимость | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана остаточная стоимость | |
4 | НДС | НДС на остаточную стоимость | ||
5 | Дополнительные расходы | Демонтаж, транспортировка | ||
6 | Сумма финансовых результатов | Финансовый результат |
Бухгалтерские записи при ликвидации ОС:
N | Сумма, руб. | Д-т сч. | К-т сч. | Операция |
1 | Первоначальная стоимость ОС | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Переносится стоимость выбывающего объекта | |
2 | Накопленная амортизация | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана амортизация | |
3 | Остаточная стоимость | 01 "Субсчет Выбытие основных средств" | Списана остаточная стоимость | |
4 | Дополнительные расходы | Расходы по ликвидации | ||
5 | Убыток | Финансовый результат |
С.В. Пономарева,
канд. экон. наук, доцент
"Бухучет в строительных организациях", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в строительных организациях"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru