Комментарий к постановлению Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11 рассмотрена ситуация, когда суд не согласился с позицией ФСС по вопросу о снижении размера пособия по временной нетрудоспособности на оставшийся период болезни работнику организации по причине его неявки на прием к врачу без уважительной причины. Рассмотрим, чем руководствовались арбитры при вынесении такого решения.
Напомним, что по общим правилам пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ*(1)).
Согласно п. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией. Форма и порядок заполнения листка нетрудоспособности утверждены Приказом N 624н*(2). В соответствии с данным порядком в строке "Отметки о нарушении режима" в зависимости от вида нарушения указывается следующий двухзначный код:
- 23 - несоблюдение предписанного режима, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача;
- 24 - несвоевременная явка на прием к врачу;
- 25 - выход на работу без выписки;
- 26 - отказ от направления в учреждение медико-социальной экспертизы;
- 27 - несвоевременная явка в учреждение медико-социальной экспертизы;
- 28 - другие нарушения.
При этом в строке "Дата" указывается дата нарушения, в поле "Подпись врача" ставится подпись лечащего врача.
К сведению. Если нарушений режима не было, указанные строки не заполняются.
Заполнение данных строк важно, так как они влияют на правильность расчета пособия по временной нетрудоспособности. Отметим, что ст. 8 Закона N 255-ФЗ установлены основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. К ним относятся:
1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
Кроме этого, в ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ сказано, что при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных выше, оно выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.
В части 2 ст. 8 сказано, что при наличии оснований, указанных в п. 1 и 2 данной статьи, пособие по временной нетрудоспособности в размере МРОТ выплачивается со дня, когда было допущено нарушение. При наличии оснований, указанных в п. 3 этой статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере МРОТ за весь период нетрудоспособности.
Сотрудники ФСС провели выездную проверку организации и вынесли решение о неприятии к зачету произведенных ею расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности своему работнику. Свое решение сотрудники ФСС мотивировали следующим: данный работник не явился на очередной осмотр к врачу в назначенный день, а пришел позднее, в связи с чем в листок нетрудоспособности была внесена отметка о нарушении режима. Кроме этого, сотрудники ФСС признали причину неявки на прием к врачу этого работника неуважительной. В связи с этим ФСС пришел к выводу о наличии основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренного ст. 8 Закона N 255-ФЗ. Однако с таким решением организация не согласилась и обратилась в суд.
Арбитражный суд отказал организации в удовлетворении требований организации и занял позицию сотрудников ФСС, ссылаясь на п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ. Однако суд высшей инстанции встал на защиту интересов организации. ВАС отметил, что при вынесении своих решений судьи не учли следующее:
- согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами;
- в п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ сказано, что основанием для снижения пособия является неявка застрахованного лица на врачебный осмотр только в том случае, если причина является не уважительной;
- в листке нетрудоспособности в строке "Отметки о нарушении режима" указан период несвоевременной явки на прием (14.08.2009-21.08.2009), а период нетрудоспособности этого сотрудника продолжался до 08.01.2010. В связи с этим период нарушения режима признан незначительным. Кроме этого, в организации была создана комиссия по социальному страхованию, которая также признала этот период незначительным и обратила свое внимание на тот факт, что в последующем отсутствовали нарушения. В связи с этими обстоятельствами комиссия признала, что причина неявки данного сотрудника в назначенный срок на очередной осмотр является уважительной. Это значит, что оснований для снижения размера пособия не имелось.
Кроме этого, ВАС отметил, что ФСС при вынесении решения должен был учесть обстоятельства дела и применять принцип соразмерности, который определяет требование справедливости и предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств.
Из всего вышесказанного ВАС сделал вывод, что судебные акты подлежат отмене, так как при их вынесении арбитры не учли соблюдение таких общих принципов юридической ответственности, как справедливость и соразмерность. Значит, оснований для снижения размера пособия за весь период нетрудоспособности у ФСС и судей не имелось.
Приведем еще один пример судебного решения, в котором арбитры встали на защиту интересов организации. Так, в Постановлении ФАС УО от 10.06.2010 N Ф09-4237/10-С2 рассмотрена ситуация, когда в ходе проверки сотрудники ФСС вынесли решения о непринятии к зачету расходов, связанных с выплатой пособия по временной нетрудоспособности. Такой вывод они сделали на основании того, что пособие работнику рассчитывалось по двум листкам нетрудоспособности, в одном из которых содержится отметка врача о нарушении режима в связи с неявкой на очередной осмотр. В связи с этим фактом, по мнению ФСС, организация должна была снизить размер пособия по временной нетрудоспособности за период с момента нарушения и до окончания временной нетрудоспособности и исчислить указанное пособие исходя из МРОТ без учета районного коэффициента. Однако с такой позицией сотрудников ФСС организация не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры встали на защиту интересов организации, аргументировав это следующим: организация оплачивала листки нетрудоспособности исходя из расчетов, произведенных на основании протокола комиссии по социальному страхованию. При этом комиссия, созданная организацией, признала уважительными причины неявки работника на очередной осмотр врача. Однако комиссия снизила размер пособия только за период неявки работника на осмотр к врачу и исчислила его исходя из минимального размера оплаты. Остальной период нетрудоспособности был оплачен исходя из расчета среднего заработка.
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что спорные расходы были произведены организацией на основании решения комиссии, а значит, без нарушения законодательства РФ.
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"