Проверка: кто кого?
Готовясь к проверкам Государственной инспекции труда, важно не только привести в соответствие с трудовым законодательством работу в компании и кадровые документы. Полезно также изучить права и обязанности - как свои, так и проверяющего государственного органа. На одном из семинаров, организованных НСК, речь шла о некоторых нарушениях процедуры проведения проверки, дающих право оспорить ее и признать незаконной.
Распоряжение о проведении плановой проверки
Уведомить организацию о проведении плановой проверки инспекционные органы должны не позднее чем за 3 рабочих дня до начала мероприятия. Если такого уведомления не было, проверка считается проведенной незаконно.
Явившись в организацию, инспектор, помимо удостоверения, предъявляет распоряжение, на основании которого проводится проверка. В распоряжении должно быть указано наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, фамилии, имена и отчества, а также должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов. Если к вам пришли три инспектора, а в распоряжении названы только два, вы имеете право допустить к проведению проверки только тех, что указаны в документе.
Также распоряжение должно содержать наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности. Наименование юридического лица указывается полностью в соответствии с его уставом - это обязательное требование. Если у организации есть сокращенное наименование, оно также будет отражено в распоряжении о проведении проверки. Если полное название отсутствует, формально вы имеете право сказать, что в распоряжении указано наименование не вашей организации, и попросить отразить это потом в акте о проведенном мероприятии. Впоследствии вы можете оспорить такую проверку либо в вышестоящей инстанции, либо в судебном порядке.
Обязательно указывается вид проверки: плановая она или внеплановая, выездная или документарная. Кроме того, распоряжение должно содержать порядковый номер. Необходимо проставить дату, когда это распоряжение было выпущено. Указываются сроки проведения проверки: когда она начинается и заканчивается. Если распоряжение не содержит всей этой информации, вы также сможете его обжаловать, и проверку могут признать недействительной.
Необходимо, чтобы был обозначен предмет проверки - с какой целью к вам пришли. Если это оплата труда, то, соответственно, инспектировать состояние охраны ГИТ уже не имеет права.
В распоряжении перечисляются документы, в соответствии с которыми проверка осуществляется:
- Конвенция Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле";
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Также в распоряжении должна стоять подпись руководителя проверяющего органа и печать. Без этих реквизитов документ опять же является недействительным.
Копия распоряжения вручается под роспись руководителю проверяемой организации либо ответственному лицу - ее представителю. На оригинале проставляются отметка о том, что копия вручена, и роспись. На практике не все проверяющие органы соблюдают этот порядок. Например, представители Федеральной миграционной службы нередко сначала "отлавливают" на территории организации иностранных граждан и только после этого предъявляют документы, на основании которых проводились подобные действия. Если же до начала проверки вам не показали оригинал распоряжения и не вручили его копию, это считается грубым нарушением Федерального закона N 294-ФЗ (статья 20). Такая проверка может быть вами обжалована, и все ее последствия могут быть признаны незаконными.
Сроки проведения плановой проверки
К грубым нарушениям относится нарушение сроков проведения проверки. Плановая выездная и документарная проверка может проводиться не дольше 20 рабочих дней. Конкретные сроки проведения проверки указаны в распоряжении. Причем, если в распоряжении указано, что выездная проверка проводится в течение 5 рабочих дней, это означает, что не более 5 рабочих дней мероприятия будут осуществляться на территории вашей организации. В этот срок не входят те дни, в течение которых инспекторы проверяют ваши документы в своей организации. 20 рабочих дней - максимальный срок, превысить который в целом проверяющий орган не имеет права.
Однако плановая проверка может быть продлена, максимум - на еще 20 рабочих дней. Основания для продления указываются в дополнительном распоряжении, которое не может быть вынесено позднее чем за 3 дня до окончания проверки.
Внеплановая проверка
Для внеплановой проверки также необходимо предварительное уведомление. Отличается срок уведомления - не позднее чем за 24 часа до начала инспекционных мероприятий. Максимальные сроки проведения проверки те же - 20 рабочих дней. Конкретные сроки также указываются в распоряжении, которое при внеплановой проверке обязательно. При этом внеплановая документарная проверка, в отличие от плановой, не может быть продлена. Кроме того, внеплановая проверка обязательно согласуется с органами прокуратуры. При ее проведении вы вправе затребовать заявление о согласовании ее в прокуратуре.
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Первое - это истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. То есть, если после проведения плановой проверки в вашей организации были выявлены нарушения и вынесено предписание об их устранении, ГИТ имеет право явиться к вам с повторной, уже внеплановой, проверкой, чтобы ознакомиться с результатами устранения недостатков по истечении установленного срока.
Второе - поступление заявления от граждан либо юридических лиц с указанием обстоятельств нарушения трудового законодательства. Работник вашей организации может обратиться в инспекцию труда с жалобой о том, что нарушены его права: например, его рабочее место не соответствует правилам охраны труда и является вредным (хотя в карте аттестации и указано, что это не так), или ему своевременно не выплачивается заработная плата. При этом сотрудник имеет право написать "прошу не раскрывать мои персональные данные для моего работодателя", и инспектор ГИТ не станет раскрывать эту информацию. В распоряжении, где обязательно должно быть указано основание для проведения внеплановой проверки, будет сказано, что данная проверка является законной в связи с тем, что поступило заявление, жалоба от физического лица. Его фамилия, имя, отчество, должность и т.п. указаны не будут. Однако сам жалобщик должен в заявлении указать такие данные - они позволят инспекции его идентифицировать. Анонимные жалобы не могут служить основанием для проведения проверки.
В случае причинения вреда или возникновения угрозы причинения "вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия <...>, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к вам также имеют право прийти с внеплановой проверкой.
И, наконец, третье: президент или Правительство РФ имеют право поручить инспекции труда провести в вашей организации проверку. Как правило, поводом является массовый несчастный случай.
Периодичность плановых проверок
Ограничений по числу внеплановых проверок в год не существует. Если есть основания, внеплановые проверки в одной организации могут проводиться сколько угодно раз в календарном году.
Плановые проверки в организации осуществляются одним проверяющим органом не чаще одного раза в 3 года. Основания для включения в ежегодный план проведения плановых проверок перечислены в ст. 9, в ч. 8 Федерального закона N 294-ФЗ. Это истечение 3 лет с момента регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, с момента проведения предыдущей плановой проверки, с начала осуществления определенного вида деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением.
С 01.01.2012 расширен перечень специальных видов деятельности, в соответствии с которым работодатель должен уведомлять соответствующие органы о том, что он занимается данным видом деятельности. Полный перечень указан в ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ. Через 3 года после предоставления уведомления к вам могут прийти с плановой проверкой.
Информация о плановых инспекционных мероприятиях размещается на сайте проверяющего органа и на сайте Генеральной прокуратуры до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки. То есть сведения о запланированных, например, на 2012 год проверках должны быть размещена на сайтах ГИТ и Генпрокуратуры до 31.12.2011. Вы можете обратиться к этим ресурсам и узнать, были ли запланированы для вашей организации на 2012 год какие-либо плановые проверки. Проще сделать это на сайте Генпрокуратуры. Там есть сводный план проверок вашей организации, и вам не потребуется заходить отдельно на сайт каждого государственного органа.
Бывает, что проверка проводится не в том месяце, который указан в плане, а позже. Если это происходит в том же году и после уведомления о предстоящей проверке, то ее проведение считается законным. Представители проверяющего органа, несмотря на то, что проверка запланирована, могут так и не посетить вашу организацию. Значит, вам повезло. Но если вашей организации на этом сайте в плане нет, а к вам приходят с плановой проверкой, вы имеете законное право обжаловать мероприятие и признать его проведенным с грубым нарушением законодательства.
Вопрос из аудитории
Вопрос: Если у юридического лица развита филиальная сеть в разных городах Российской Федерации, является ли автоматически проведение плановой проверки в каком-то обособленном подразделении проведением проверки для всей организации?
Ответ: Нет, по каждому обособленному подразделению может быть вынесено отдельное решение в регионе нахождения данного подразделения. Главное, что общий срок проверок филиальной сети, проводимых одним проверяющим органом, в году не должен превышать 60 рабочих дней. Если в одном субъекте РФ находится сразу несколько филиалов организации, инспекторы имеют право проверить как один, так и несколько филиалов. Но решение выносится только на региональном уровне. Не может быть такого, что в Москве, например, вынесли решение проверить всю компанию, подразделения которой разбросаны по всей стране, и с одним распоряжением проводят в них проверки. Так не происходит.
Документарные проверки
И плановые и внеплановые проверки могут быть как выездными, так и документарными. При документарной проверке инспекторы изучают документы, находясь в своей организации. Работодатель обязан предоставить требуемые документы в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного запроса, заверенного руководителем проверяющего органа либо его заместителем. На предоставляемых документах обязательно должны быть проставлены надпись "верно", дата, печать, подпись руководителя - генерального директора или другого лица, имеющего право подписи и заверения такой документации.
Рекомендуется составлять описи или акт приема-передачи документов. В Федеральном законе N 294-ФЗ такого требования нет, но исходя из практики лучше все-таки это сделать. Акт составляется в двух экземплярах и указывается, копии каких документов были переданы. Причем стоит обозначить, каким работникам принадлежат копии трудовых книжек или какое именно штатное расписание предоставлено (с указанием номера и числа, а не просто "шесть копий штатного расписания"). Нужно это для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы, поскольку непредоставление документов влечет за собой уже уголовную ответственность руководителя организации. В этой описи (акте) должна стоять роспись инспектора, подтверждающая, что он все получил, - обезопасьте себя.
Когда у вас требуют документы при выездной проверке, вы предоставляете для ознакомления оригиналы. Для дополнительного ознакомления у вас могут попросить копии этих документов. Они так же должны быть заверены. Изымать у вас оригиналы документов не имеет права ни один проверяющий орган.
Журнал учета проверок
В ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ указано, что в каждой организации обязательно должен быть журнал учета проверок, контрольных мероприятий. Согласно ч. 9 этой статьи, журнал должен содержать: "запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также <...> фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи". То есть если к вам пришел инспектор, предъявив удостоверение и распоряжение, этот факт отражается в журнале.
Журнал должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью. Типовая форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. Если такого журнала у вас нет, в акте проверки впоследствии это будет указано.
Такой журнал больше нужен организации, чем проверяющим органам. По сути, он является инструментом вашей защиты. Если, например, к вам пришли с плановой проверкой через год после проведения предыдущей, журнал послужит доказательством незаконности новых мероприятий - проводить ее могут не раньше, чем через 3 года после последней проверки. В журнале также фиксируются выявленные нарушения - еще до составления окончательного акта и протокола.
Результаты проверки
Документом, который закрепляет результат проверки, является соответствующий акт. Его форма также установлена Приказом от 30.04.2009 N 141. В акте указывается дата начала и окончания проверки, какое юридическое лицо проверялось, кем проверялось (должностным лицом - фамилия, имя, отчество), предмет проверки, какие нарушения были выявлены (статья 16, часть 2 Федерального закона N 294-ФЗ). Если нарушения выявлены не были, это также указывается в акте, и на этом проверка закончена. Если выявлены, то указывается не только нарушение, но и ссылка на нормативный акт, который нарушен. Случается, что инспектор указывает нарушение, но не пишет, чем руководствуется. В этом случае вы имеете право проверку обжаловать.
В акте обязательно проставляется роспись руководителя вашей организации или ответственного лица, т.е. вас с этим актом должны ознакомить. Вам вручается второй экземпляр акта (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ). Это происходит непосредственно в день окончания проверки. При выявленных и указанных в акте нарушениях затем составляются протокол о привлечении к административной ответственности и предписание по устранению нарушений. В акте вы проставляете реальную дату его выдачи, даже если документ выдан позже и инспектор попросил указать дату "задним числом". Во-первых, вы можете оспорить проверку, ели акт выдан не в день ее окончания. А во-вторых, и акт и предписание, как правило, выдаются в один день, на устранение нарушений часто даются очень сжатые сроки, и вы можете просто не успеть выполнить предписание.
В акте вы также можете указать то, с чем вы не согласны. В дальнейшем привлечь вас к ответственности за те нарушения, с которыми вы не согласны, можно будет только при административном производстве по вашему делу.
Права
Инспектор труда имеет право войти на территорию любой организации при наличии удостоверения и распоряжения о проведении проверки, в том числе и ночью. Если проверка началась в ночное время, в распоряжении проставляется соответствующая отметка.
Отказать в доступе на территорию вашей организации при наличии ответствующего распоряжения нельзя. На практике нередко происходит так, что организация занимает помещения в большом офисном центре и охрана центра не пропускает инспектора, потому что на него не заказан пропуск. Это не проблема инспектора - это ваша проблема. Составляется акт о том, что представителей проверяющего органа не пустили на территорию вашей организации, и впоследствии вас могут привлечь к административной ответственности.
Инспектор труда имеет право изучить документы, имеющиеся в организации. А с 01.07.2012 инспекторы труда имеют право знакомиться с картой аттестации рабочих мест на предмет ее соответствия законодательству об охране труда и действительности. Ни для кого не секрет, что при проведении аттестации рабочих мест многие компании немного хитрят и в карте аттестации пишут, что рабочее место соответствует нормам охраны труда, не указывая вредные факторы, опасные, тяжелые условия труда и т.д. Аттестация рабочего места предполагает определенные замеры - освещения, высоты стола (если помещение офисное), высоты стула, излучения от компьютера и т.д. Работодателя могут привлечь к ответственности за то, что аттестация рабочих мест проведена некачественно. Штраф в этом случае составит 50 000 рублей штрафные санкции, а деятельность организации может быть приостановка на срок до 90 суток.
До 01.01.2012 необходимо было передавать в ГИТ карту аттестации. С 01.01.2012 этот документ предоставляется и в инспекцию труда, и в фонд социального страхования. А теперь с июля инспекторы смогут проверять, соответствует ли то, что написано в карте аттестации, реальному положению. Теперь они имеют право приходить к вам с экспертами и производить соответствующие замеры. Эксперты не должны состоять в трудовых, в гражданско-правовых отношениях с тем лицом, которое проверяют. То есть приглашаться будет не та компания, которая проводила у вас аттестацию. При этом эксперты компании должны быть соответствующим образом аккредитованы для таких экспертных оценок.
ГИТ имеет право прийти без предварительного уведомления в соответствии с Конвенцией МОТ об инспекции труда в двух случаях: если в организации произошел несчастный случай и если предварительное уведомление поможет скрыть определенные нарушения. Это относится только к внеплановой проверке, при плановой проверке уведомление обязательно.
У работодателя также есть определенные права, связанные с проверкой. Они перечислены в ст. 21 Федерального закона N 294-ФЗ:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
- знакомиться с результатами проверки и отражать в акте проверки факт ознакомления с ее результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также у работодателя есть право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, согласно ст. 22 Федерального закона N 294-ФЗ и Гражданскому кодексу РФ.
С.А. Шнайдер,
практикующий юрист, эксперт департамента
по работе с персоналом ОАО "Банк ВТБ"
"Кадровик.ру", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"