Семья переехала с Севера в г. Мытищи Московской области, ранее по месту жительства стояла в очереди на место в детском саду. После переезда на новое место жительства старший ребенок пошел в муниципальный детский сад г. Мытищи. Родители хотели оформить младшего ребенка в тот же садик - в очередь встали, когда ребенку было 2 года. Младшему ребенку скоро исполняется три года, супруга выходит на работу. Родители обратились в управление образования. Но, когда появились списки очередников, фамилии ребенка там не оказалось. Каких-либо письменных отказов из управления образования родители не получали.
Каким образом происходит зачисление ребенка в детский сад? Имеется ли льгота для младшего ребенка, если старший ребенок посещает детский сад? Что делать в случае отказа управления образования в зачислении ребенка в детский сад?
Конституция РФ в ст. 43 гарантирует каждому право на общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. На федеральном уровне данная конституционная гарантия конкретизирована в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), а также подзаконных нормативных правовых актах, в том числе в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562 (далее - Типовое положение).
Так, статья 18 Закона об образовании предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода (ст. 18 Закона об образовании, п. 33 Типового положения). Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями (п. 34 Типового положения).
В соответствии с п. 25 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в групповые компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяются учредителем.
Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района является вопросом местного значения муниципального района (п. 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). А в силу п. 10 Типового положения дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется в том числе решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования. Поэтому необходимо обратить внимание и на локальные нормативно-правовые акты в сфере образования.
Поскольку, как следует из вопроса, муниципальный детский сад находится на территории г. Мытищи, для решения поставленного Вами вопроса следует руководствоваться постановлением Главы Администрации Мытищинского муниципального района от 18.08.2011 N 2656 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады) в Мытищинском муниципальном районе" (далее - Регламент). С документом можно ознакомиться в сети Интернет, перейдя по ссылке: www.mytyshi.ru/doc/Reglam_obraz_2656.doc.
Так, согласно п.п. 1.4-1.6, а также положениям раздела 3 Регламента за зачислением ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее - МДОУ) может обратиться один из родителей (законных представителей) ребенка, имеющий постоянное место жительства в Мытищинском муниципальном районе. Для этого в Управление образования администрации Мытищинского муниципального района необходимо подать письменное заявление на бланке установленного образца и представить оригиналы следующих документов:
- свидетельства о рождении ребенка;
- документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законных представителей);
- документа, подтверждающего место проживания семьи (в случае, если регистрация родителей (законных представителей) по месту жительства не соответствует фактическому месту проживания);
- документа, подтверждающего наличие льготы (преимуществ) по устройству ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение;
- справки с места работы родителей (законных представителей), имеющих право на первоочередное устройство ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
На основании данных документов ребенка регистрируют в "Книге учета очередников", после чего родителю (законному представителю) выдаётся уведомление о постановке ребенка на очередь. Заявления родителей (законных представителей) рассматриваются на заседании Комиссии по комплектованию МДОУ Мытищинского муниципального района. В случае положительного решения комиссии согласно очередности ребенка в отделе дошкольного образования родителю (законному представителю) выдаётся путевка в МДОУ, при наличии которой учреждение не вправе отказать родителю (законному представителю) в приёме ребенка для обучения и воспитания (п. 3.12 Регламента). Зачисление ребенка в МДОУ производится на основании письменного заявления родителей (законных представителей), которое подается на имя руководителя учреждения, документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законного представителя), медицинской карты ребенка, оформленной детской поликлиникой и заверенной печатью медицинского учреждения.
Отметим, что согласно п. 3.11 Регламента родителю (законному представителю) может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады) в Мытищинском муниципальном районе". Перечень оснований для отказа является исчерпывающим: зачислению ребенка в МДОУ могут препятствовать только возраст ребенка, не оговоренный уставом учреждения, отсутствие свободных мест в МДОУ либо противопоказания по состоянию здоровья. В остальных случаях ребенок подлежит приёму в МДОУ для обучения и воспитания в порядке общей очередности.
Основанием внеочередного зачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение является наличие у него льгот, предусмотренных законодательством. Так, федеральным и региональным законодательством установлены льготы, связанные со статусом родителей-сотрудников правоохранительных органов, силовых ведомств и т.п., льготы многодетным семьям, льготы детям-инвалидам. Однако требований к обязательному зачислению младшего ребенка в то же дошкольное образование учреждение, которое посещает старший ребенок в семье, ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве Московской области (в частности, в Законе Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании"), к сожалению, не закреплено.
Действия (бездействие) должностных лиц Управления образования администрации Мытищинского муниципального района, а также принятые ими решения могут быть оспорены как в административном порядке (путем подачи жалобы в соответствии с положениями раздела 5 Регламента начальнику Управления образования Администрации Мытищинского муниципального района либо Главе Мытищинского муниципального района), так и в судебном порядке (путем подачи заявления в соответствии со ст.ст. 254-258 ГПК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
8 июня 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.