Каким образом нужно осуществлять проверку соответствия документов, представляемых участниками размещения заказа в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям законодательства о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд?
Пунктом 4 ст. 29 Федерального закона N 94-ФЗ*(1) предусмотрено: в случае если заказчиком (уполномоченным органом) установлено требование обеспечения исполнения контракта, заключить его можно только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт, конкурсной документации (безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства) или передачи в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения заявки и несет ответственность за подлинность и достоверность представленных документов.
Заказчик (уполномоченный орган) в определенные законом сроки вправе осуществить проверку документов, представленных в качестве обеспечения исполнения контракта, в случае представления лицом, с которым заключается контракт, по договору поручительства - представленных поручителем документов и сведений, в том числе может обратиться с запросом в налоговые органы для подтверждения соответствия бухгалтерской отчетности, представленной в налоговые органы за два последних года, по банковской гарантии - обратиться в соответствующую кредитную организацию за подтверждением факта ее выдачи и достоверности.
В случае получения заказчиком (уполномоченным органом) информации о том, что лицом, с которым заключается контракт, представлено ненадлежащее обеспечение исполнения контракта, заказчик может предложить участнику конкурса замену такого документа. Если участник не выполнил данное условие или представил обеспечение исполнения контракта, не обеспечивающее установленного в документации о торгах обязательства, это лицо признается уклонившимся от заключения контракта. Данный факт является основанием для постановки вопроса о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
При принятии решения о включении сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков денежные средства, внесенные таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, перечисляются заказчику. В случае выявления факта представления в качестве обеспечения заявки поддельных договоров поручительства или банковских гарантий соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Во избежание неблагоприятных последствий для участников размещения заказа, как рекомендует ФАС в Письме от 13.02.2012 N ИА/4178, надо осуществлять проверку документов поручителя, гаранта на предмет их соответствия законодательству РФ до представления их заказчику и выбирать надежные источники финансового обеспечения.
Для справки. Согласно Постановлению Правительства РФ N 94*(2) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Следовательно, по фактам нарушения законодательства РФ в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд участникам размещения заказа следует обращаться в ФАС (Письмо Минэкономразвития РФ от 22.12.2011 N ОГ-Д28-2579).
А. Буйлова,
начальник отдела
правоприменительной практики
и методологии Управления
контроля размещения
государственного заказа
ФАС РФ
1 июня 2012 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"