Учетная политика учреждения культуры
В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н*(1) государственные (муниципальные) учреждения культуры и искусства обязаны в целях организации и ведения бухгалтерского учета разработать и утвердить учетную политику. В данной статье приведем шаблон примерной учетной политики на 2012 год, который учреждение культуры при формировании своей учетной политики может взять за основу, выбрать по некоторым пунктам необходимый вариант из предлагаемых автором, если нужно доработать ее с учетом особенностей структуры и ведения деятельности конкретного учреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете*(2) принятая учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Случаи изменения учетной политики перечислены в этом же пункте. К ним относятся:
- изменение законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
- разработка учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.
Напомним, что 2012 год для многих государственных (муниципальных) учреждений стал переходным (изменился статус учреждения). С изменением правового статуса меняются не только права и ответственность учреждений, но и нормативная база, в соответствии с которой учреждение обязано вести бухгалтерский учет.
Поэтому в данном случае учреждение вправе вносить изменения в учетную политику и распространять их не с начала финансового года, а с даты изменения типа учреждения.
Структура учетной политики разрабатывается учреждением самостоятельно и в большинстве случаев включает в себя:
- организационный раздел;
- методику бухгалтерского учета;
- методику налогового учета.
Разработанная и принятая учреждением учетная политика утверждается руководителем учреждения, который несет непосредственную ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 1, 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете).
Ответственность за формирование учетной политики, ее соблюдение, а также ведение бухгалтерского и налогового учета возлагается на главного бухгалтера.
Приказ о введении учетной политики
N _____ от " ____ "________ 2012 года
Руководствуясь Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также:
- Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н);
- Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н);
- Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н),
приказываю начиная с "___" _______ 2012 года применять следующую учетную политику учреждения:
1. Организационный раздел
1.1. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения вести:
- бухгалтерии, являющейся структурным подразделением учреждения;
- централизованной бухгалтерии;
- иной специализированной организации, являющейся юридическим лицом и осуществляющей бухгалтерский учет на договорной основе.
Функции по организации учетной работы и распределению ее объема выполняет главный бухгалтер.
1.2. Обработку первичных учетных документов, формирование регистров бухгалтерского учета, а также отражение хозяйственных операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов осуществлять в учреждении:
- вручную на бумажных носителях, а при наличии технической возможности - на машинном носителе в виде электронных документов (регистров);
- с применением автоматизированной системы ________ ("1С:Бухгалтерия 8"; "Парус" или др.).
1.3. Бухгалтерский учет вести в валюте Российской Федерации - в рублях (п. 13 Инструкции N 157н).
1.4. Утвердить Рабочий план счетов (приложение 1), сформированный в соответствии с Единым планом счетов, а также:
- Планом счетов бюджетного учета;
- Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
- Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
1.5. Определить перечень используемых забалансовых счетов (приложение 2). Ввести дополнительные забалансовые счета:
- счет 27 "Периодические издания, приобретаемые не для комплектации библиотечного фонда";
- счет 28 "Книжная и иная печатная продукция, предназначенная для продажи";
- счет 29 "Подарочные сертификаты";
- счет 30 "Неисключительные (пользовательские), лицензионные права на программное обеспечение, неисключительные авторские права";
- иные счета.
Для учета движения бланков строгой отчетности между структурными подразделениями ввести к забалансовому счету 03 следующие аналитические счета:
- 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";
- 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";
- 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";
- 03-4 "Бланки строгой отчетности, подлежащие уничтожению".
1.6. Осуществлять бухгалтерский учет раздельно по видам финансового обеспечения:
- 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
- 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 3 - средства во временном распоряжении;
- 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 - субсидии на иные цели;
- 6 - бюджетные инвестиции.
1.7. Принимать к учету первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н). В отношении тех документов, форма которых не унифицирована, разработать и утвердить такую форму самостоятельно, с учетом наличия в них всех обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции N 157н: наименование документа; дата составления документа; наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровка.
Утвердить перечень всех первичных документов, применяемых учреждением (приложение 3).
1.8. Утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы (приложение 4). Денежные и расчетные первичные документы не принимать к бухгалтерскому учету без подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения.
1.9. В соответствии с п. 11 Инструкции N 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов отражать в следующих регистрах бухгалтерского учета:
- Журнал операций по счету "Касса";
- Журнал операций с безналичными денежными средствами;
- Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
- Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
- Журнал операций расчетов по оплате труда;
- Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
- Журнал по прочим операциям;
- Журнал по санкционированию;
Эти и остальные регистры бухгалтерского учета составлять по формам, утвержденным Приказом N 173н.
1.10. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета формировать регистры бухгалтерского учета на бумажных носителях:
- 1 раз в месяц;
- 1 раз в неделю;
- 1 раз в 2 недели.
1.11. Установить сроки хранения документов в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения":
- годовая отчетность - постоянно;
- квартальная отчетность - не менее 5 лет;
- документы по начислению заработной платы - не менее 75 лет;
- остальные документы - не менее 5 лет.
1.12. Утвердить перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет (приложение 5). Денежные средства под отчет выдавать указанным в нем сотрудникам учреждения, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам.
1.13. Установить срок для сдачи подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных сумма, равный трем дням со дня:
- прибытия командированного сотрудника;
- приобретения материальных ценностей.
1.14. Сумма денежных средств, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы, не может превышать 50 000 руб. при каждой выдаче.
1.15. Осуществлять наличные денежные расчеты с населением, юридическими и физическими лицами с применением:
- контрольно-кассовой техники;
- бланков строгой отчетности. Утвердить перечень применяемых бланков строгой отчетности (приложение 6).
1.16. Командировочные расходы осуществлять в размере и на условиях, определенных в Положении о служебных командировках (приложение 7).
1.17. Утвердить перечень лиц, работа которых носит разъездной характер (приложение 8).
1.18. Утвердить Перечень лиц, имеющих право получения доверенностей (приложение 9).
1.19. Установить предельный срок использования доверенностей, равный:
- 3 дням с момента получения доверенности;
- 10 дням с момента получения доверенности;
- 15 дням с момента получения доверенности.
1.20. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию:
- денежных средств в кассе - раз в квартал;
- библиотечного фонда - раз в три года;
- остального имущества, финансовых обязательств учреждения независимо от их местонахождения - перед составлением годовой отчетности.
1.21. В обязательном порядке инвентаризацию проводить в случаях, установленных п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете:
- при передаче имущества в аренду;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации учреждения.
1.22. Для проведения инвентаризации имущества, определения рыночной стоимости нефинансовых активов, установления сроков их полезного использования, а также списания таких активов создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
- председатель комиссии - ___________________ (должность, фамилия);
- члены комиссии - _______________________ (должность, фамилия).
1.23. Для проведения инвентаризации кассы создать комиссию в составе ____________ (должность, фамилия).
1.24. Утвердить график документооборота с указанием сроков получения, оформления, визирования и списания документов, а также ответственности должностных лиц учреждения (приложение 10).
2. Методика бухгалтерского учета
2.1. Бухгалтерский учет осуществлять методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции N 157н).
2.2. Устанавливать срок полезного использования на объекты основных средств в соответствии с п. 44 Инструкции N 157н:
- по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Постановление N 1) в амортизационные группы 1-9, срок полезного использования определять по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп;
- по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению N 1 в 10-ю амортизационную группу, - исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072;
- по объектам, по которым отсутствует информация о сроках полезного использования в Постановлении N 1, - исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию основного средства;
- по объектам, по которым отсутствует информация о сроках полезного использования в Постановлении N 1, а также в документах производителя - на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:
а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
в) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
г) гарантийного срока использования объекта;
д) сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации - для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных (муниципальных) организаций;
- по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, срок полезного использования устанавливается с учетом срока эксплуатации объекта предыдущим собственником.
2.3. На объекты библиотечного фонда установить срок полезного использования, равный 15 годам.
2.4. Утвердить перечень предметов хозяйственного инвентаря, которые следует относить к материальным запасам (приложение 11).
2.5. Срок полезного использования нематериального актива устанавливать исходя из (п. 60 Инструкции N 157н):
- срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды.
По нематериальным активам, по которым невозможно надежно установить срок полезного использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования необходимо устанавливать из расчета 10 лет.
2.6. Каждому инвентарному объекту, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивать уникальный восьмизначный инвентарный порядковый номер, при формировании которого участвуют следующие информационные показатели:
- 1-й знак номера соответствует коду вида деятельности (финансового обеспечения);
- 1-й, 2-й знак номера соответствует аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета (11 "Жилые помещения - жилые дома", 12 "Жилые помещения - общежития", 31 "Сооружения - гараж", 32 "Сооружения - погреб", 33 "Сооружения - хозяйственные постройки" и т.д.);
- 3-й, 4-й, 5-й знаки номера соответствуют 3-му, 4-му, 5-му знакам кода ОКОФ *(3);
- 6-й и последующие знаки номера обозначают порядковый номер объекта.
Присвоенный инвентарный номер не наносить на следующие объекты:
- музыкальные инструменты;
- сценическо-постановочные средства и др.
Инвентарный номер, присвоенный этим объектам, отражается в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
2.7. Отражать основные средства в бухгалтерском учете по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета согласно требованиям к группировке объектов основных средств, предусмотренным Общероссийским Классификаторов основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Для отражения сценическо-постановочных средств, относящихся к основным средствам и материальным запасам, необходимо применять аналитический код вида синтетического счета объекта учета 8 "Прочие основные средства", "Прочие материальные запасы".
2.8. Принимать к учету объекты нефинансовых активов в следующем порядке:
- приобретенные за плату - по первоначальной (фактической) стоимости;
- приобретенные по договору дарения - по рыночной стоимости;
- полученные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами - по стоимости ценностей, переданных (подлежащих передаче) учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
- полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование - по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости - в условной оценке (один объект - один рубль);
- неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов - по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету;
- являющихся предметом лизинга (сублизинга) - по первоначальной (фактической) стоимости, определенной условиями договора (такой стоимостью признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов);
- полученные в виде пожертвования - по стоимости, указанной в сопроводительных документах. Если такие отсутствуют - по рыночной стоимости, установленной комиссией по поступлению и выбытию активов;
- полученные в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) - по балансовой стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной амортизации;
- товары, приобретенные учреждением для продажи, - по фактической стоимости;
- товары при передаче их на реализацию - по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки);
- готовая продукция - по плановой (нормативно-плановой) себестоимости. По окончании месяца определяется ее фактическая себестоимость, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., - на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.
2.9. Начисление амортизации объектов основных средств для бухгалтерского учета производить линейным способом в соответствии с п. 84-87 Инструкции N 157н.
2.10. Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, осуществлять на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации".
2.11. Учет бланков строгой отчетности (билеты, абонементы) осуществлять на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" с учетом Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ, направленных Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009 N 29-01-39/04.
2.12. За единицу бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с п. 101 Инструкции N 157н принять:
- номенклатурный номер;
- партию;
- однородную группу и т.п.
2.13. Списание материальных запасов производить:
- по средней фактической стоимости;
- по фактической стоимости каждой единицы.
2.14. Списание канцелярских и хозяйственных товаров производить на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
2.15. Списание на затраты расходов по горюче-смазочным материалам осуществлять по фактическому расходу, но не свыше норм, утвержденных приказом по учреждению. Нормы расходов по ГСМ разрабатываются с учетом Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Распоряжением Минтранса России N АМ-23-Р от 14.03.2008.
2.16. В целях формирования себестоимости услуги:
а) к прямым затратам относить:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего услугу;
- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;
б) к накладным затратам относить:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- амортизационные отчисления;
- затраты на содержание имущества;
в) к общехозяйственным затратам относить:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного или иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании государственной услуги);
- затраты на юридические, справочные, консультационные услуги;
- затраты на содержание административного здания;
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
2.17. При изготовлении одного (единственного) вида услуг все затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, относить к прямым затратам.
2.18. При изготовлении нескольких видов услуг распределение накладных и общехозяйственных расходов производит пропорционально:
- прямым затратам по оплате труда;
- прямым материальным затратам;
- иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Аналогичным способом производить распределение затрат между несколькими видами деятельности, осуществляемыми учреждением культуры.
2.19. Калькулирование себестоимости единицы продукции (услуги) производить:
- по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей);
- по способу включения в себестоимость (прямые и накладные);
- по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные).
2.20. Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределять на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Далее рассмотрим, какие основные пункты могут быть включены в учетную политику, применяемую для целей налогообложения.
Приказ о введении учетной политики для целей налогообложения
N _____ от "___" __________ 2012 года
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ приказываю начиная с "__" _______ 2012 года применять учетную политику учреждения для целей налогообложения:
1. Общие положения по ведению налогового учета.
1.1. Утвердить перечень налоговых регистров, сформированных учреждением (Приложение N 1). Ответственность за их ведение возложить на ____________.
1.2. Формировать налоговые регистры:
- вручную на бумажных носителях;
- с использованием автоматизированных систем.
1.3. Использовать способ представления налоговой отчетности в налоговые органы:
- лично, через представителя или по почте с описью вложения;
- по телекоммуникационным каналам связи;
- все вышеперечисленные способы.
2. Налог на добавленную стоимость (НДС).
2.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этого учреждения без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ):
- применять;
- не применять.
2.2. Применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное ст. 146, 149 НК РФ в отношении следующих операций:
- выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- оказание услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- выполнение работ (оказание услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия (пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 257, и их распространение (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- выполнение работ (оказание услуг) организациями кинематографии по производству кинопродукции, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ).
2.3. Суммы НДС, предъявленные продавцами, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, учитывать в следующем порядке:
- принимать к вычету в части, в которой такие товары используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению;
- учитывать в стоимости товаров в части, в которой такие товары используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения.
Указанные части определяются исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период (п. 4 ст. 170 НК РФ).
2.4. Вести раздельный учет:
а) операций, подлежащих налогообложению, и операций, освобождаемых от обложения НДС;
б) сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
3. Налог на прибыль.
3.1. Применять один из следующих методов признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль:
- метод начисления;
- кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) учреждения без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал.
3.2. Использовать один из следующих методов оценки материалов:
- метод оценки по стоимости единицы запасов;
- метод оценки по средней стоимости;
- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
3.3. Применять один из следующих методов оценки покупных товаров:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
3.4. Амортизируемым имуществом признавать имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации, если их срок полезного использования более 12 месяцев, а первоначальная стоимость более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
3.5. Устанавливать срок полезного по амортизируемому имуществу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Постановление N 1) исходя из:
- максимального срока полезного использования по амортизационной группе;
- минимального срока полезного использования по амортизационной группе;
- иного срока в пределах срока, установленного по амортизационной группе.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливать в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
3.6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определять исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика) (п. 2 ст. 258 НК РФ).
3.7. Применять один из следующих методов начисления амортизации по амортизируемому имуществу:
- линейный метод;
- нелинейный метод.
Вне зависимости от установленного учреждением метода начисления амортизации в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих согласно Постановлению N 1 в 8-10-ю амортизационные группы, применяется линейный метод начисления амортизации, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов.
Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).
3.8. Применять к основной норме амортизации:
а) повышающий коэффициент, равный _____ в отношении следующих объектов имущества ____;
б) понижающий коэффициент, равный _____ в отношении следующих объектов имущества_____.
3.9. Право на амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ:
- использовать;
- не использовать.
При этом амортизационная премия в размере _____% применяется:
- ко всем объектам основных средств;
- к объектам основных средств стоимостью свыше__________ руб.;
- в отношении конкретных основных средств _______.
3.10. Доходы от сдачи имущества в аренду признавать:
- доходами от реализации;
- внереализационными доходами.
3.11. Установить один из следующих принципов равномерности признания доходов по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, в случае, если связь между ними не может быть определена четко или определяется косвенным путем:
- равномерно в течение срока действия договора;
- пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов;
- иной способ.
3.12. Расходы на приобретение права на земельные участки включать в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, отчетного периода:
- равномерно в течение срока, равного ____________ (не менее пяти лет);
- в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.
3.13. Сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относить на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения. При этом прямыми расходами являются:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при оказании услуг.
3.14. Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределять пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (п. 1 ст. 272 НК РФ).
3.15. До 1 июля 2012 года бюджетному учреждению, являющемуся получателем бюджетных средств и использующему на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и (или) правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности, учитывать положения ст. 331.1 НК РФ, а именно:
- если за счет бюджетных ассигнований, выделенных такому учреждению, предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала, расходов на все виды ремонта основных средств за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, то в целях налогообложения отнесение этих расходов на уменьшение доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, и доходов, полученных в рамках целевого финансирования, производится пропорционально доле доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов (включая доходы, полученные в рамках целевого финансирования);
- если за счет бюджетных ассигнований, выделенных указанному учреждению, не предусмотрено осуществление финансового обеспечения расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, эти расходы учитываются при определении налоговой базы при оказании платных услуг и осуществлении иной приносящей доход деятельности при условии, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.
При этом в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского счета, банковского вклада, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
3.16. Создать для целей обложения налогом на прибыль резерв:
- предстоящих расходов на оплату отпусков;
- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- под предстоящие ремонты основных средств;
- по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;
- по сомнительным долгам.
4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, вести раздельно по каждому виду деятельности путем:
- применения отдельных регистров налогового учета доходов и расходов по разным видам деятельности;
- введения соответствующей аналитики в рабочий план счетов;
- применения иного способа разделения.
При ведении учреждением, наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иных видов предпринимательской деятельности вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой учреждение уплачивает налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
5. Упрощенная система налогообложения (УСНО).
Учреждение, применяющее УСНО и при этом переведенное по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности, ведет раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
Л. Морозова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, 7, июнь, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(3) Общероссийский классификатор основных фондов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"