Изменения в Законе о госзакупках в сфере культуры
В Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках) регулярно вносятся изменения. Для того чтобы учреждениям культуры было легче сориентироваться в этих нововведениях, напомним основные положения законов N 79-ФЗ *(1) (начало действия документа - 27.04.2011) и 418-ФЗ *(2) (начало действия документа - 08.12.2011), внесшие изменения в Закон о госзакупках, и которые необходимо учитывать при размещении заказов в 2012 году.
Отраслевые изменения
Прежде всего приведем внесенные в Закон о госзакупках изменения, касающиеся непосредственно сферы культуры.
Реестр контрактов. Не включаются в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, сведения о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов (пп. 7 п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках в ред. Закона N 79-ФЗ).
Проведение закрытых конкурсов и аукционов. В случаях размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств, заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса и аукциона (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 32 Закона о государственных закупках в ред. Закона N 79-ФЗ).
Размещение заказа у единственного поставщика. Расширен и скорректирован перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), касающихся непосредственно учреждений культуры:
1) осуществление поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую 400 000 руб. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ (пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках, введен Законом N 418-ФЗ);
2) размещение театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, государственным образовательным учреждением заказа на создание произведений литературы или искусства (литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения), у конкретного физического лица или конкретных физических лиц - автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника, художника-постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора, художника-бутафора, художника-гримера либо на исполнения, а также на изготовление и поставки декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями культуры (пп. 23 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках в ред. законов N 79-ФЗ, 418-ФЗ). Минэкономразвития в письмах от 11.08.2011 N Д28-235, от 12.08.2011 N Д28-247 дает следующие разъяснения по применению указанного подпункта.
Только у физического лица как у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) могут размещаться заказы на создание литературных произведений (за исключением программ для ЭВМ), драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений, хореографических произведений и пантомим, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений.
Как у физических лиц, так и у юридических, признаваемых единственными поставщиками, могут размещаться заказы на изготовление и поставку декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений организациями культуры;
3) размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия; при этом к услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания (пп. 26 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках в ред. Закона N 418-ФЗ);
4) на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (пп. 34 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках, введен Законом N 418-ФЗ).
Общие изменения
Не всегда учреждения культуры размещают заказы, связанные со спецификой своей деятельности, поэтому приведем основные изменения, внесенные в Закон о госзакупках Законом N 79-ФЗ и касающиеся в целом сферы его применения.
Государственный или муниципальный контракт. Статья 9 Закона о госзакупках дополнена п. 6.7, согласно которому при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов вносятся сведения об изменении контракта с указанием его измененных условий.
Способы размещения заказа. Согласно ст. 10 Закона о госзакупках размещение заказа может осуществляться следующими способами:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В данную статью внесены изменения, согласно которым Правительство РФ в порядке, установленном ст. 55.3 Закона о госзакупках, вправе определить особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.
Статья 55.3 Закона о госзакупках, на которую делается ссылка в этом пункте, - также одно из нововведений. Укажем ее положения:
1. Правительство РФ вправе определить особенности размещения конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для федеральных нужд.
2. В целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ Правительство РФ вправе определить в отношении конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для государственных нужд необходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта.
3. Акты Правительства РФ, принимаемые в соответствии с указанными выше пунктами, наряду с особенностями размещения конкретного заказа или дополнительными условиями исполнения контракта должны содержать наименование заказчика, источник финансирования, предмет контракта и срок его исполнения, указание на официальный сайт, который определен Законом о государственных закупках и на котором будет размещено извещение о размещении заказа в соответствии со ст. 55.3 Закона о госзакупках.
4. Внесение в Правительство РФ проекта акта Правительства РФ, предусматривающего особенности размещения заказа в соответствии с п. 1 ст. 55.3 Закона о госзакупках, осуществляет Минэкономразвития по представлению заказчика, содержащему обоснованные предложения о размещении заказа согласно настоящей статье, в том числе о невозможности его размещения иными способами на основании положений Закона о государственных закупках. Проект указанного акта подлежит согласованию с ФАС и Минфином в установленном Правительством РФ порядке.
5. Внесение в Правительство РФ проекта акта Правительства РФ, предусматривающего в соответствии с п. 2 ст. 55.3 Закона о госзакупках необходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения, осуществляет заинтересованный федеральный орган исполнительной власти по согласованию с Минэкономразвития, ВАС и Минфином.
6. Особенности подготовки и принятия актов Правительства РФ в соответствии с п. 1 и 2 ст. 55.3 Закона о госзакупках могут устанавливаться Правительством РФ.
7. Акты Правительства РФ, указанные в ст. 55.3 Закона о госзакупках, рассматриваются на заседании Правительства РФ в установленном порядке.
8. В части, в которой не установлены особенности размещения заказов в соответствии со ст. 55.3 Закона о госзакупках, применяется общий порядок размещения заказов, предусмотренный Законом о госзакупках.
К сведению. Как и прежде, заказчик сам принимает решение, каким способом размещать заказ, при этом он должен учитывать положения п. 4, 4.2 ст. 10 Закона о госзакупках, согласно которому размещение заказа осуществляется только путем проведения открытого аукциона в электронной форме, если предмет контракта поименован в Перечне товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота). Закон о госзакупках дополнен новой ст. 19.1 "Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)" следующего содержания: 1. Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
2. В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.
Для исполнения приведенных положений ФАС в Письме от 13.02.2012 N ИА/4177 считает необходимым при указании источников информации о ценах учитывать следующее:
а) если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию. Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
В случае выбора заказчиком (уполномоченным органом) реестра контрактов в качестве источника информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, документация о торгах, извещение о проведении запроса котировок должны содержать информацию о соответствующих номерах реестровых записей в реестре контрактов;
б) если источником информации о ценах являются данные из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес соответствующей страницы, на которой размещена информация о ценах на товары, работы, услуги и обратившись к которой возможно проверить соблюдение порядка установления начальной (максимальной) цены контракта. Так как ссылка (информация по ссылке) со временем может стать некорректной, что не позволит заказчику (уполномоченному органу) подтвердить надлежащее исполнение им требований Закона о госзакупках, рекомендуется хранить графическое изображение снимка экрана (скриншот соответствующей страницы) вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок;
в) в случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контрактов иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, СМИ и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом о госзакупках порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.
3. Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная п. 2 ст. 19.1 Закона о госзакупках информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
4. Правительство РФ вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Содержание конкурсной документации (документации об аукционе) при проведении конкурса, аукциона. Обязательные требования, которые должна содержать документация при проведении конкурса, приведены в ст. 22 Закона о госзакупках, при проведении аукциона - в ст. 34 Закона о госзакупках.
Законом N 79-ФЗ в указанные статьи внесены изменения:
1) в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе), поставляемый товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) (п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 34 Закона о госзакупках);
2) в случаях размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование можно не ставить слова "или эквивалент" (п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 34 Закона о госзакупках);
3) в конкурсной документации (документации об аукционе) должно содержаться обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о госзакупках (пп. 4.4 п. 4 ст. 22, п. 4 ст. 34 Закона о госзакупках);
4) конкурсная документация (документация об аукционе) должна содержать: требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования (пп. 3 п. 4 ст. 22, п. 4 ст. 34 Закона о госзакупках). Здесь же уточнено, что в случае размещения заказов на поставки:
- машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в конкурсной документации требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар;
- новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в конкурсной документации требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром. В этом случае в конкурсной документации необходимо дополнительно устанавливать требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром и срок действия такой гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара.
Требования, предъявляемые к запросу котировок. Сведения, которые должен содержать запрос котировок, перечислены в ст. 43 Закона о госзакупках. Закон N 79-ФЗ дополнил данную статью пунктом 4.1: информация, приведенная в нем, которая должна быть включена в запрос котировок, аналогична сведениям, указываемым в конкурсной документации (документации об аукционе) на основании пп. 3 п. 4 ст. 22, п. 4 ст. 34 Закона о госзакупках. Поэтому содержание нового п. 4.1 ст. 43 Закона о госзакупках мы не приводим (эти данные указаны выше).
Кроме того, так же как и в конкурсной документации (документации об аукционе), в запросе котировок максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта должны быть указаны в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о госзакупках.
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.04.2011 N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 07.12.2011 N 418-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31.1 и 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"