Каков порядок исполнения публичных обязательств, если их финансовое обеспечение осуществляется посредством бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным и автономным учреждениям?
Порядок осуществления федеральным бюджетным и автономным учреждением полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и порядок финансового обеспечения их осуществления утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 (далее - Порядок N 590).
Согласно п. 2 Порядка N 590 публичные обязательства РФ перед физическим лицом подлежат исполнению учреждением от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) в денежной форме и не подлежат включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг.
Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ (местные администрации) самостоятельно определяют порядок исполнения бюджетными и автономными учреждениями публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и их финансового обеспечения (ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 3.12 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ) (например, Постановлением Правительства Москвы от 13.12.2010 N 1056-ПП "Об осуществлении бюджетными и автономными учреждениями города Москвы полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме").
В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ операции со средствами бюджетного учреждения по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, предусмотренных нормативными актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, осуществляемые от имени и по поручению соответствующего органа государственной власти, учитываются на лицевом счете, открытом для соответствующего получателя бюджетных средств. В отношении автономных учреждений порядок открытия и ведения лицевых счетов по переданным полномочиям аналогичен.
Исполняя публичные обязательства, бюджетное (автономное) учреждение принимает участие в исполнении соответствующего бюджета. Это предполагает ведение учета расчетов по исполнению публичных обязательств в порядке, регламентированном Инструкцией N 162н*(1) для казенных учреждений, так как согласно п. 1 Инструкции N 162н она применяется не только казенными учреждениями, но и органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, согласно законодательству РФ осуществляющими бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.
Следовательно, бюджетные и автономные учреждения в своей работе применяют в числе прочих следующие нормативные документы:
Инструкцию N 162н - в части операций по переданным полномочиям;
Приказ N 191н*(2) - в части отчетности по переданным полномочиям на исполнение публичных обязательств.
Суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, по переданным полномочиям указываются в Плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (справочно) согласно Требованиям N 81н*(3) и отражаются в отчете о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества (Приказ N 114н*(4)) в разрезе плановых и фактических поступлений и расходов по каждому виду обязательств отдельно.
Примечание. Субвенции, предоставляемые местным бюджетам для реализации полномочий, передаваемых из бюджетов субъектов РФ на основании договоров в соответствии с законодательством РФ, являются одной из форм межбюджетных трансфертов (ст. 135 БК РФ).
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и
аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 мая 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
*(2) Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
*(3) Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
*(4) Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 114н "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"