Бюджетному образовательному учреждению переданы публичные обязательства по выплате единовременного пособия при передаче детей под опеку в семью, установленного для усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей на основании Федерального закона N 81-ФЗ*(1).
В феврале 2012 года учреждением были исполнены обязательства по выплате пособия при передаче детей под опеку за счет собственных средств в связи с тем, что средства из бюджета на данные цели не поступили. Просим разъяснить порядок восстановления произведенных расходов.
Бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(2)).
Обратите внимание! В отношении бюджетных учреждений соответствующие органы исполнительной власти вправе принять решение о наделении их полномочиями по осуществлению выплат физическим лицам пенсий, пособий и других мер социальной поддержки, источником финансового обеспечения которых могут быть:
- субсидии на иные цели (абз. 2 ст. 78.1 БК РФ) - средства, которые выделяются учреждениям для достижения определенной цели, в том числе для решения социально значимых вопросов;
- бюджетные ассигнования, доведенные до учреждений для принятия и исполнения публичных обязательств РФ перед физическими лицами в денежной форме в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ.
В силу п. 6 БК РФ публичные нормативные обязательства перед физическим лицом подлежат исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеют установленный порядок индексации.
Для каждой социальной выплаты установлен свой порядок выполнения и определен источник финансового обеспечения в соответствии с нормативно-правовыми актами государственных органов РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Например, правила осуществления федеральными бюджетными учреждениями полномочий федерального органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств и финансового обеспечения их осуществления утверждены Постановлением N 590*(3).
Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью осуществляется в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона N 81-ФЗ за счет средств, переданных в виде субвенций из федерального бюджета и в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н "Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Обратите внимание! Для осуществления выплат социального характера в органах Федерального казначейства в соответствии с Порядком N 7н*(4) бюджетному учреждению при наличии правовых оснований могут открываться следующие лицевые счета:
- отдельный лицевой счет по учету целевых средств для осуществления операций с целевыми субсидиями согласно п. 8 ст. 30 Федерального закона N 83-Ф3;
- лицевой счет, открытый для соответствующего получателя бюджетных средств, для отражения операций со средствами по исполнению публичных обязательств, осуществляемых от имени и по поручению соответствующего органа власти, согласно п. 9 Федерального закона N 83-Ф3.
В случае если социальные выплаты были осуществлены за счет собственных средств учреждения по причине неоткрытия соответствующего лицевого счета либо отсутствия на нем целевых субсидий или бюджетных ассигнований на исполнение переданных полномочий, Минфин в Письме от 09.02.2012 N 02-03-09/428 (далее - Письмо N 02-03-09/428) считает возможным осуществить за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований единовременное возмещение расходов по социальным выплатам, произведенным в январе-феврале 2012 года, при представлении учреждением в орган Федерального казначейства вместе с оформленной в установленном порядке Заявкой на кассовый расход (код формы 0531801) соответствующих отчетов. Копии указанных отчетов учреждение должно представить в орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Отчеты представляются по форме, утвержденной порядком предоставления и расходования данных средств, и должны содержать достоверную информацию о суммах произведенных выплат, источниками финансового обеспечения которых являются целевые субсидии или переданные полномочия. В заявке данный отчет указывается как документ-основание.
Операции по осуществлению расходов на социальные выплаты с единовременной их компенсацией за счет целевых субсидий и бюджетных ассигнований по переданным полномочиям осуществляются в соответствии с приложением 1 к Письму N 02-03-09/428.
1. Восстановление расходов бюджетного учреждения, произведенных за счет бюджетных ассигнований по переданным полномочиям, в бюджетном и бухгалтерском учете отражается в соответствии с требованиями инструкций N 174н *(5) и N 162н *(6) (осуществляя публичные обязательства, учреждение принимает участие в исполнении соответствующего бюджета) следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Примечание | Норма |
1. Приняты бюджетные обязательства по социальным выплатам | ||||
Бюджетные ассигнования | 1 503 13 262 | 1 502 11 262 | Пункт 134 Инструкции N 162н | |
Лимиты бюджетных обязательств | 1 501 13 262 | |||
2. Приняты к учету денежные обязательства | ||||
Начислены фактические расходы | 1 401 20 262 | 1 302 62 730 | В аналитическом учете указывается ФИО получателя выплаты | Пункты 102, 121 Инструкции N 162н |
Приняты бюджетные обязательства по социальным выплатам | 1 502 11 262 | 1 502 12 262 | Пункт 140 Инструкции N 162н | |
3. Учреждением принято решение о проведении расходов за счет средств от приносящей доход деятельности | ||||
Оплата за счет собственных средств в бюджетном учете учреждения - получателя бюджетных средств | 1 302 62 830 | 1 304 06 730 | В аналитическом учете указывается наименование учреждения | Пункт 102 Инструкции N 162н |
В бухгалтерском учете учреждения | 2 304 06 830 | 2 302 62 730 | В аналитическом учете указывается ФИО получателя средств | Пункт 128 Инструкции N 174н |
Утвержденные объемы сметных назначений: - по расходам | 2 504 11 262 | 2 506 11 262 | Пункт 171 Инструкции N 174н | |
- по прочим доходам | 2 507 11 180 | 2 504 11 180 | ||
4. Исполнены денежные обязательства за счет средств от приносящей доход деятельности | ||||
Перечислены средства с лицевого счета учреждения | 2 302 62 830 | 2 201 11 610 | ||
Путем выплаты наличных средств с лицевого счета учреждения | 2 210 03 560 | 2 201 11 610 | ||
В кассу учреждения | 2 201 34 510 | 2 210 03 660 | ||
Выплата наличных средств из кассы учреждения | 2 302 62 830 | 2 201 34 610 | ||
5. Проведена единовременная компенсация затрат по утвержденному отчету | ||||
Кассовый расход с лицевого счета учреждения - получателя бюджетных средств | 1 304 06 830 | 1 304 05 262 | Пункт 111 Инструкции N 162н | |
6. Поступила компенсация произведенных выплат | ||||
Восстановление произведенных расходов за счет иного источника на лицевой счет учреждения | 2 201 11 510 | 2 304 06 730 | Пункт 146 Инструкции N 174н | |
Получение финансового обеспечения текущего финансового года | 2 508 11 180 | 2 507 11 180 | Пункт 180 Инструкции N 174н |
2. Операции в части социальных выплат с дальнейшей единовременной их компенсацией за счет целевых субсидий отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Примечание | Норма |
1. Приняты бюджетные обязательства учреждения | ||||
За счет целевых субсидий | 5 506 11 262 | 5 502 11 262 | Пункт 174 Инструкции N 174н | |
2. Приняты обязательства | ||||
Денежные обязательства учреждения за счет целевых субсидий | 5 401 20 262 | 5 302 62 730 | В аналитическом учете указывается ФИО получателя средств | Пункт 153 Инструкции N 174н |
Бюджетные обязательства по социальным выплатам | 5 502 11 262 | 5 502 12 262 | Пункт 167 Инструкции N 174н | |
3. Учреждением принято решение о проведении расходов за счет источника от приносящей доход деятельности с последующим их возмещением: | ||||
За счет целевых субсидий | 5 302 62 830 | 5 304 06 730 | В аналитическом учете указывается ФИО получателя средств | Пункт 146 Инструкции N 174н |
Принята кредиторская задолженность за счет средств учреждения | 2 304 06 830 | 2 302 62 730 |
Инструкции N 174н | |
Утвержденные объемы сметных назначений: - по расходам | 2 504 11 262 | 2 506 11 262 | Пункт 171 Инструкции N 174н | |
- по прочим доходам | 2 507 11 180 | 2 504 11 180 | ||
4. Исполнены денежные обязательства за счет средств от приносящей доход деятельности | ||||
С лицевого счета учреждения в ОФК | 2 302 62 830 | 2 201 11 610 | ||
Путем выплаты наличных средств с лицевого счета учреждения | 2 210 03 560 | 2 201 11 610 | ||
В кассу учреждения | 2 201 34 510 | 2 210 03 560 | ||
Выплата наличных средств из кассы учреждения | 2 302 62 830 | 2 201 34 610 | ||
5. Проведена единовременная компенсация затрат по утвержденному отчету | ||||
С отдельного лицевого счета по учету целевых средств бюджетного учреждения | 5 304 06 830 | 5 201 11 610 | Отчет о произведенных расходах | Пункт 147 Инструкции N 174н |
6. Поступила компенсация произведенных выплат | ||||
Восстановление расходов, произведенных за счет иного источника, на лицевой счет учреждения | 2 201 11 510 17** | 2 304 06 730 | Пункт 146 Инструкции N 174н | |
Получение финансового обеспечения текущего финансового года | 2 508 11 180 | 2 507 11 180 | Пункт 180 Инструкции N 174н | |
* Код аналитики 262. ** Код аналитики 180. |
В части осуществления расходов на социальные выплаты по исполнению переданных полномочий, составления и представления бюджетной отчетности бюджетное учреждение применяет в работе следующие нормативные документы:
Инструкцию N 157н*(7);
Инструкцию N 162н - в части операций по переданным полномочиям;
Приказ N 191н*(8) - в части отчетности получателя бюджетных средств по переданным полномочиям на исполнение публичных обязательств.
Средства на исполнение публичных обязательств указываются в Плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (справочно) согласно Требованиям N 81н*(9) и отражаются в Отчете о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества (Приказ N 114н*(10)) в разрезе плановых и фактических поступлений и расходов по каждому виду обязательств отдельно.
В части расходов, производимых за счет целевых субсидий, бюджетное учреждение осуществляет ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности в порядке, установленном:
Инструкцией N 157н;
Инструкцией N 174н;
Приказом N 33н*(11) - в части отчетности получателя субсидий.
Бюджетные учреждения также представляют главному распорядителю средств соответствующего бюджета отчеты о расходовании средств, выделяемых на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом, и средств целевых субсидий в сроки и по форме, утвержденной порядком их представления.
Т.П. Кочнова,
заместитель главного бухгалтера Минобрнауки РФ
1 мая 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
*(4) Приказ Минфина РФ, Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".
*(5) Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
*(6) Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
*(7) Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(8) Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
*(9) Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
*(10) Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 114н "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".
*(11) Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"