Работник казенного учреждения приложил к авансовому отчету по проезду железнодорожный билет, в котором указана общая стоимость билета, а также дана расшифровка этой стоимости, которая включает в себя стоимость постельных принадлежностей и сервисные услуги. При этом сервисные услуги включают предоставление одного или нескольких рационов питания и печатной продукции, а также санитарно-гигиенические принадлежности. Подлежит ли возмещению за счет средств федерального бюджета стоимость печатной продукции и санитарно-гигиенических принадлежностей, включенных в стоимость билета?
Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Правительством РФ утверждено Постановление от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 729).
Подпункт "в" п. 1 Постановления N 729 устанавливает, что возмещение расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями) осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда.
При этом в п. 3 Постановления N 729 указано, что расходы, превышающие размеры, установленные п. 1 Постановления N 729, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, поскольку установленные п. 3 Постановления N 729 размеры возмещения расходов, связанных с командировками, ограничивают размер финансирования из федерального бюджета на указанные цели, а не величину производимых работникам выплат, если они согласованы с работодателем, что имеет место в рассматриваемом случае, учреждение вправе произвести возмещение произведенных расходов за счет иных имеющихся у него средств. В то же время, как указали арбитры ФАС ПО в Постановлении от 31.03.2011 N А49-6199/2010, учреждение вправе произвести возмещение расходов в повышенном размере за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета. В данном случае это не будет являться их неправомерным расходованием.
Пример
По данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 01.01.2012 по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ до учреждения были доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 969 100 руб., исполнено через финансовые органы обязательств на 850 246,3 руб., неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств составили 118 853,7 руб. Таким образом, экономия бюджетных средств по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ выразилась в сумме 118 853,7 руб., следовательно, данная сумма может быть направлена на возмещение транспортных расходов в повышенном размере.
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Государственного университета Минфина РФ,
заместитель начальника Управления внутреннего контроля
(аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
1 мая 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"