Особенности назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим гражданам
Исследование норм прежнего и ныне действующего законодательства о ежемесячном пособии по уходу за ребенком позволяет выявить проблемы правового регулирования отношений по выплате рассматриваемого пособия...
Правовая база для назначения и выплаты пособия
Основными нормативными актами, регулирующими отношения по предоставлению ежемесячного пособия по уходу за ребенком, являются: Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ; Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ; постановление Правительства РФ от 15.06.2007 г. N 375, утвердившее Положение об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 23.12.2009 г. N 1012н.
С 1 января 2007 г. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет именуется ежемесячным пособием по уходу за ребенком, так как право на данное пособие имеют не только лица, подлежащие обязательному социальному страхованию и оформившие отпуск по уходу за ребенком, но и лица, осуществляющие уход за ребенком, не подлежащие данному страхованию.
Таким образом, данное пособие носит двойственный характер, являясь, с одной стороны, социально-страховой выплатой для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, и приравненных к ним граждан, и социальным пособием, с другой стороны, как обязательством государства по материальной поддержке иных категорий лиц.
Рассмотрим порядок назначения и выплаты данного пособия для работающих граждан.
Получатели пособия
Прежде всего следует отметить, что к лицам, имеющим право на пособие в связи с уходом за ребенком, равно как и на иные виды государственных пособий на детей, согласно ст. 2 Закона N 255-ФЗ и ст. 1 Закона N 81-ФЗ относятся:
1) граждане РФ, проживающие на территории РФ;
2) постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства, а также беженцы;
3) временно проживающие на территории Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства.
Пособие по уходу за ребенком, как и другие пособия по Закону о государственных пособиях N 81-ФЗ, не назначается:
1) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
2) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
3) гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.
К получателям данного пособия относятся лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (мать либо отец, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, в том числе из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ).
К лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относятся те, кто:
1) работают по трудовым договорам (в том числе по совместительству), или фактически допущены к работе в соответствии с трудовым законодательством (ст. 67 ТК РФ), в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
2) являются государственными гражданскими или муниципальными служащими;
3) замещают государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) являются членами производственного кооператива, принимающими личное трудовое участие в его деятельности;
5) являются священнослужителями;
6) относятся к лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду.
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера имеют право на данные пособия, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
Застрахованные лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, фактических воспитателей не из числа родственников ребенка (отчим, мачеха, супруг усыновителя или опекуна) исключены из круга получателей пособия.
Законом о пособиях 1995 г. также не уточняется, кто из числа "других родственников, фактически осуществляющих уход за ребенком" (близких или дальних), вправе получать данное пособие. Отсюда следует, что, например, двоюродная сестра умершей одинокой матери, принявшая ребенка на воспитание в свою семью и осуществляющая за ним уход без оформления усыновления, опекунства, приемного родительства, права на данное пособие не имеет.
Исходя из принципа равенства на страховое обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию, следовало бы предоставить право на пособие по уходу за ребенком указанным лицам независимо от каких-либо условий, закрепив это положение в Законе о пособиях 1995 г.
При осуществлении ухода за ребенком одновременно несколькими лицами право на получение пособия предоставляется одному из указанных лиц.
В Законе N 81-ФЗ сохраняется положение о праве на пособие в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также при продолжении обучения.
Сохранилось правило о получении одного пособия (по их выбору):
- матерям, у которых отпуск по беременности и родам наступил в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, - пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком. После родов со дня рождения ребенка они вправе получать либо пособие по беременности и родам, либо пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В Приказе N 1012н регламентируется право матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получающей ежемесячное пособие по уходу за ребенком, прервать данный отпуск в связи с невозможностью осуществления ухода из-за собственной болезни и "делегировать" право на отпуск и получение пособия другому члену семьи.
Так, в случае, когда мать ребенка, получающая данное пособие, не может осуществлять уход за ребенком в связи со своей болезнью, право на получение пособия может реализовать другой член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком в этот период (при этом право на назначение и выплату пособия может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком).
В этом случае мать ребенка должна предоставить по месту назначения пособия заявление о прекращении его выплаты, а в случае, если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, также заявление о том, что она прерывает отпуск по уходу за ребенком. Если по состоянию здоровья или по другим причинам мать ребенка не может представить указанное заявление лично, оно может быть принято от другого члена семьи при представлении им документа, удостоверяющего личность и родство.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанными лицами представляются все необходимые документы, а также справка с места работы (службы) матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает пособие по уходу за ребенком.
Приказ N 1012н также регламентирует право на данное пособие несовершеннолетних родителей (достигших 16 лет и моложе), не состоящих в браке.
Так, несовершеннолетние родители, достигшие 16 лет, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права. В этом случае назначение и выплата им рассматриваемого пособия будут осуществляться по правилам, установленным данным Законом N 81-ФЗ.
До достижения несовершеннолетним родителем, не состоящим в браке, возраста 16 лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. В этом случае если уход за новорожденным ребенком осуществляет опекун, то пособие назначается опекуну. Если уход за ребенком осуществляется несовершеннолетним родителем, пособие также назначается опекуну, который совместно с несовершеннолетним родителем осуществляет его воспитание, независимо от нахождения опекуна в отпуске по уходу за ребенком. Однако в случае, если назначение ребенку опекуна не представляется возможным, пособие назначается одному из дееспособных родственников несовершеннолетнего родителя ребенка, проживающему совместно с ребенком и его несовершеннолетним родителем.
Продолжительность периодов выплаты пособия
Продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком регламентируется п. 46 Приказа N 1012н и имеет свои особенности для разных категорий получателей. Назначение и выплата пособия осуществляются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.
При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
Матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Представляется, что законодатель неправомерно ограничивает выплату пособия днем исполнения ребенком возраста 1,5 лет. Так как данное пособие является ежемесячным и выплачивается по день достижения ребенком возраста 1,5 лет, а не по месяц достижения этого возраста, то это влечет уменьшение его размера. Следовательно, выплата пособия должна производиться по месяц достижения ребенком 1,5 лет включительно.
Размеры пособия
С 1 января 2007 г. размер пособия работающим гражданам определяется в процентном отношении к среднему заработку. С 1 января 2008 г. это пособие индексируется, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозируемого уровня инфляции.
Работающим гражданам оно выплачивается в размере 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее 1500 руб. (с учетом индексации с 1 января 2012 г. - 2326 руб.) по уходу за первым ребенком и 3000 руб. (с 1 января 2012 г. - 4651,99 руб.) по уходу за вторым и последующими детьми.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
С учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", с 2011 г. пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет рассчитываются в следующем порядке.
В качестве расчетного периода принимаются два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
При исчислении пособия в 2012 г. в расчет среднего заработка включаются все виды выплат без исключения, если они были произведены за период 2010 и 2011 гг. и на них были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ. Сумма выплат, принимаемых в расчет, не может превышать 415 000 руб. в 2010 г. и 463 000 руб. в 2011 г.
При этом учитываются суммы выплат, произведенные за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Соответствующие сведения могут быть представлены самим работником в виде справки о среднем заработке, выданной прежним работодателем, либо получены от территориального органа Пенсионного фонда РФ в ответ на запрос работодателя, назначающего пособие.
Средний дневной заработок определяется путем деления суммы принимаемых в расчет выплат на 730 (суммарное количество календарных дней за два года). Очевидно, что максимальный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия в 2012 г. составит 1202,74 руб. [(415 000 руб. + 463 000 руб.) / 730].
С 2013 г. при определении среднего заработка не будут учитываться периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, а в отдельных случаях - периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы.
Для определения ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо исчислить средний месячный заработок путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Максимально возможный размер среднего месячного заработка составит 36 563,30 руб. (1202,74 руб. x 30,4).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в размере 40 процентов среднего месячного заработка, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Таким образом, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2012 г. не превысит 14 625,32 руб. (36 563,30 руб. x 40%), но не может быть меньше 2326,00 руб. (если уход осуществляется за первым ребенком) или 4651,99 руб. (при уходе за вторым и последующими детьми).
При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
Например, если работнице предоставлен отпуск по уходу за первым ребенком с 17.01.2012 г., то максимально возможный размер пособия за январь составит 7076,77 руб. (14 625,32 руб. / 31 день x 15 дней), а минимальный - 1125,48 руб. (2326 руб. / 31 день x 15 дней).
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем суммирования пособий, исчисленных в указанном порядке. Суммарный размер пособия не может быть менее суммированного минимального размера пособия.
Например, в случае рождения двойни (первые двое детей) минимальный размер ежемесячного пособия по уходу составит 6977,99 руб. (2326,00 руб. + 4651,99 руб.), поскольку считается, что один из двойни - первый ребенком, а другой - второй.
В то же время суммарный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного в указанном выше порядке. Таким образом, независимо от количества детей, за которыми одновременно осуществляется уход, суммарный размер пособия не превысит в 2012 г. 36 563,30 руб.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, состоящим в трудовых отношениях с несколькими работодателями, выплачивается только по одному из мест работы по выбору застрахованного лица.
Застрахованное лицо, состоящее в трудовых отношениях с несколькими работодателями, при обращении к одному из них за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия этим страхователем не осуществляются.
В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, минимальный размер пособия по уходу за ребенком определяется с учетом таких коэффициентов. Размер ежемесячного пособия, исчисленный исходя из фактического заработка застрахованного лица, на районный коэффициент не увеличивается.
Применение указанного нового порядка расчета пособия по уходу за ребенком, как и пособия по беременности и родам, в отдельных случаях может привести к снижению размеров пособия. В этой связи на период 2011-2012 гг. устанавливается право выбора наиболее выгодного для женщины порядка расчета пособия - согласно порядку, действовавшему до 1 января 2011 года, либо согласно порядку, установленному Законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ.
До 2011 г. средний дневной заработок для исчисления пособия определялся путем деления суммы начисленного за расчетный период (12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком) на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, в том же порядке, как и для выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
При этом средний заработок, из которого исчислялось ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не мог превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС на день наступления страхового случая (с 1 января 2010 года - 415 000 рублей, с 1 января 2011 г. - 463 000 руб.) на 12. Таким образом, максимальный размер указанного пособия работницы, оформившей отпуск по уходу за ребенком, например, с 1 января 2012 г., рассчитывается следующим образом: 463 000 / 12 x 40% и составляет 15 433,33 руб.
Пример расчета пособия "по старому порядку"
Доход сотрудницы Фроловой в расчетном периоде (за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу (январь 2012 г.), в котором наступил отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет) для определения пособия по уходу за ребенком составляет 300 000 руб. Она находится в отпуске по уходу за ребенком. Необходимо рассчитать сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
1. Рассчитываем среднедневной заработок сотрудницы:
300 000 руб. / 365 кал. дн. = 821,92 руб.
2. Определяем средний размер заработка сотрудницы:
821,91 руб. x 30,4 дн. = 24 986,37 руб.
3. Определяем максимальный размер среднего заработка исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Он составляет 38 583,33 руб.:
463 000 руб. / 12 мес. = 38 583,33 руб.
4. Сравниваем фактический средний заработок сотрудницы с максимальным размером среднего заработка, исчисленного расчетным путем:
24 986,37 руб. < 38 583,33 руб.
Как видим, по условиям примера он меньше максимального размера среднего заработка, поэтому определяем размер ежемесячного пособия по уходу за детьми исходя из фактического среднего заработка сотрудницы, т.е. исходя из суммы 24 986,06 руб.;
Рассчитаем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком:
24 986,37 руб. х 40% = 9994,55 руб.
Продолжение в следующем номере
Ю. Корсаненков,
канд. юрид. наук,
доцент кафедры трудового права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Вопросы трудового права", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru