Определение подследственности уголовных дел о лесных пожарах
Аномально жаркое лето 2010 г. и возникшая во многих регионах страны чрезвычайная ситуация, вызванная огромным количеством лесных пожаров, выявили существенные проблемы в правовом регулировании вопросов, связанных с предупреждением и охраной лесов от пожаров, и продиктовали необходимость принятия кардинальных мер по ужесточению уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и уничтожение или повреждение лесных насаждений. Вместе с тем законом чётко не определена подследственность уголовных дел о лесных пожарах, что может вызвать трудности на практике.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 261 УК, предусматривающая уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений, изложена в новой редакции и в настоящее время состоит из 4 частей:
1) уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности;
2) деяния, предусмотренные частью первой этой статьи, если они причинили крупный ущерб;
3) уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия;
4) деяния, предусмотренные частью третьей этой статьи, если они причинили крупный ущерб.
До принятия указанных изменений ст. 261 УК (в редакции ФЗ от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ) состояла из двух частей: 1) уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности (в настоящее время соответствует ч. 1 ст. 261 УК в редакции ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ); 2) уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (в настоящее время соответствует ч. 3 ст. 261 УК в редакции ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ).
Изучение положений ст. 151 УПК о подследственности уголовных дел показало, что на практике могут возникнуть вопросы определения подследственности этой категории уголовных дел.
Так, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 261 УК, предварительное расследование по общим правилам должно производиться в форме дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК).
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 261 УК, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).
В то же время подследственность уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 261 УК, уголовно-процессуальным законом до настоящего времени не определена. При этом указанные преступления относятся к категории тяжких, наказание за совершение которых предусмотрено и в виде лишения свободы на срок до 8 и до 10 лет со штрафами соответственно.
В связи с этим расследование указанных преступлений, на наш взгляд, должно производиться исключительно в форме предварительного следствия. Полагаем необходимым законодательно определить в ст. 151 УПК конкретный орган предварительного следствия, к чьей компетенции будет относиться расследование уголовных дел этой категории.
Представляется, что до внесения указанных дополнений в ст. 151 УПК уголовные дела по преступлениям этой категории должны возбуждаться и расследоваться следователями органов внутренних дел. К тому же конструкция преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 261 УК (в редакции ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ), фактически идентична предшествовавшему ему уголовно наказуемому деянию, предусмотренному ч. 2 ст. 261 УК (в редакции ФЗ от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ), расследование по которому проводилось следователями органов внутренних дел. Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 261 УК, отличается от предыдущего только признаком причинения "крупного ущерба".
Следует также иметь в виду, что при наличии предусмотренных законом оснований уголовное дело этой категории может быть изъято из производства следователя органа внутренних дел надзирающим прокурором в порядке, предусмотренном п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК, и передано для дальнейшего расследования следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.
Д. Васильев,
старший прокурор отдела по надзору
за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью
прокуратуры Чувашской Республики
"Законность", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.