Обеспечение пособиями по беременности и родам женщин, осуждённых к лишению свободы
Противоречия в действующем законодательстве не позволяют выплачивать пособие по беременности и родам осуждённым к лишению свободы женщинам, не привлечённым к оплачиваемому труду.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 УИК РФ осуждённые к лишению свободы, привлечённые к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осуждённые женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осуждённым женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Изменения в ст. 98 УИК в части выплаты пособий по беременности и родам осуждённым женщинам, независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств, были внесены ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
До внесения указанных изменений ст. 98 УИК была изложена в иной редакции. Она предусматривала, что осуждённые к лишению свободы, привлечённые к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осуждённые женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ (в редакции ФЗ от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ), без указания на то обстоятельство, что эти пособия по беременности и родам выплачиваются осуждённым женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Однако внесённые изменения в ч. 1 ст. 98 УИК на практике не работают, и реально пособия по беременности и родам осуждённым к лишению свободы женщинам, не привлечённым к оплачиваемому труду, не выплачиваются в связи с противоречиями действующего законодательства.
Как известно, правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребёнком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Видами страхового обеспечения согласно ст. 1.4 ФЗ N 255-ФЗ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
4) единовременное пособие при рождении ребёнка;
5) ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
6) социальное пособие на погребение.
Как следует из ст. 2 ФЗ N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду.
Аналогичные требования в части выплаты пособий по беременности и родам осуждённым к лишению свободы и привлечённым к оплачиваемому труду женщинам указаны в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утверждённом постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду".
Так, согласно п. 4 этого Положения осуждённые к лишению свободы женщины имеют право на получение пособия по беременности и родам, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
Осуждённые женщины, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы.
Осуждённым женщинам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий.
Таким образом, социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие граждане, к которым, в частности, относятся и лица, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду. Привлечение осуждённых к лишению свободы женщин к оплачиваемому труду является необходимым и обязательным условием для назначения и выплаты пособий по беременности и родам.
В соответствии с Положением об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду, не выплачивается единовременное пособие при рождении ребёнка, когда дети осуждённых к лишению свободы женщин находятся на полном государственном обеспечении в домах ребёнка при исправительных учреждениях.
Как уже говорилось ранее, изменения в ст. 98 УИК в части выплаты пособий по беременности и родам осуждённым женщинам, независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств, были внесены в 2003 г., т.е. до принятия в 2006 г. Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 7, 15, 107, 234 и 450 УПК, в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило, согласно которому, если в последующем законе нет специального предписания об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон. Вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Кроме того, в соответствии со ст. 19 Федерального закона N 255-ФЗ с 1 января 2007 г. законодательные акты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются в части, не противоречащей этому Федеральному закону.
Из анализа указанных норм закона следует, что обеспечению пособиями по беременности и родам в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ подлежат женщины, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду.
В соответствии с требованиями ст. 103 УИК каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осуждённых к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
В то же время сегодняшние экономические реалии свидетельствуют о том, что трудоустроить всех осуждённых к лишению свободы женщин в исправительных учреждениях не представляется возможным, тем более беременных женщин.
Так, в расположенной на территории Хабаровского края женской исправительной колонии общего режима N 12 (ФКУ ИК-12) за 8 месяцев 2011 г. трудоустроено 554 осуждённых (42%) из 1294, отбывающих наказание по состоянию на 1 сентября 2011 г. При этом из 4 беременных осуждённых женщин только одна работала на швейном производстве. Рабочих мест для остальных беременных женщин в наличии не было. За аналогичный период 2010 г. было трудоустроено 540 осуждённых женщин (41%) из 1288 осуждённых, отбывавших наказание. При этом из 9 беременных осуждённых женщин трудоустроена была только одна, для остальных рабочих мест не оказалось.
Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р, является гуманизация условий содержания лиц, заключённых под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
В связи с этим реальное исполнение положений ст. 98 УИК в части выплаты пособий по беременности и родам осуждённым женщинам, независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств, стало бы важным фактором гуманизации условий содержания осуждённых женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и их последующей постпенитенциарной адаптации.
Необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что количество осуждённых к лишению свободы женщин, имеющих право на получение пособий по беременности и родам, относительно небольшое и не повлечёт за собой существенных бюджетных расходов в случае реальной их выплаты.
С целью устранения выявленных противоречий действующего уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона N 255-ФЗ необходимо внести изменения в п. 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", исключив из указанного пункта слова "и привлеченные к оплачиваемому труду".
Аналогичные изменения следует внести и в постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду", которым утверждено Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду.
Другой вариант разрешения указанной коллизии - внести изменения в ч. 1 ст. 98 УИК, исключив из неё предложение "Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств", то есть оставить норму в редакции Федерального закона от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ.
Устранение таким образом "нестыковок" действующего законодательства позволит реально исполнять требования ч. 1 ст. 98 УИК.
Н. Митин,
Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
"Законность", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.