Разумность сроков уголовного судопроизводства
Часть 1 ст. 162 УПК предусматривает, что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
Согласно ст. 6.1 УПК срок осуществления уголовного судопроизводства должен быть разумным. Городские и районные прокуроры Хабаровского края в 2011 г. выявили 123 (2010 - 147) факта нарушения разумных сроков при расследовании уголовных дел поднадзорными следственными органами. По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В порядке ст. 124 УПК прокуратура края рассмотрела 3 жалобы на нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебной стадии. Все жалобы признаны обоснованными и удовлетворены. В суд в порядке ст. 125 УПК граждане с жалобами на нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства не обращались.
Одновременно при изучении уголовных дел в первом полугодии 2011 г. прокуроры выявили 11 фактов (2010 - 12) возбуждения следователями ходатайств о продлении сроков предварительного следствия по одним и тем же основаниям. Как правило, ходатайства носят формальный характер, не содержат установленных обстоятельств дела, необходимых следственных и оперативных мероприятий и сроков, в которые они будут проведены. Следователь по одному и тому же уголовному делу, продлевая неоднократно срок предварительного следствия у своего руководителя, в постановлениях приводит одни и те же основания. Принять своевременно меры реагирования прокурору, как правило, не представляется возможным, поскольку эти факты выявляются на стадии направления дела в суд либо при прекращении уголовного дела, то есть спустя длительное время.
Прокуратура Хабаровского края проблеме разумности сроков уголовного судопроизводства постоянно уделяет внимание. В целях повышения эффективности совместной работы по исполнению органами предварительного расследования требований закона об осуществлении уголовного судопроизводства в разумный срок прокуратура края в июне 2011 г. провела координационное совещание руководителей правоохранительных органов края. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края подготовило и направило городским и районным прокурорам информационное письмо, посвящённое этой проблеме.
Вместе с тем полагаем целесообразным на законодательном уровне закрепить право прокурора при подготовке к судебному заседанию по рассмотрению ходатайства следователя о продлении срока содержания обвиняемого под стражей знакомиться со всеми материалами уголовного дела и принимать меры реагирования на нарушения разумных сроков при производстве предварительного следствия.
Кроме этого, на наш взгляд, необходимо внести дополнение в ч. 8 ст. 162 УПК с тем, чтобы обязать следователя уведомлять прокурора о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу наряду с обвиняемым, его защитником, потерпевшим и его представителем. Это позволит прокурору как осуществлять надзор за законностью и целесообразностью продления срока предварительного следствия, интенсивностью производства запланированных следственных действий, так и своевременно реагировать на допускаемые нарушения разумности сроков, пресекать волокиту при расследовании. Одновременно это обстоятельство будет способствовать повышению ответственности следователя и руководителя следственного органа за соблюдением сроков предварительного следствия.
Л. Дьяконова,
заместитель прокурора Хабаровского края
"Законность", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.