Правовое просвещение как средство повышения эффективности прокурорского надзора
Правовое просвещение как функция органов прокуратуры призвано способствовать преодолению правового нигилизма, повышению правовой культуры общества, ликвидации правовой безграмотности граждан. Вместе с тем у этого направления деятельности органов прокуратуры есть ещё одно полезное свойство - правовое просвещение положительно влияет на реализацию других функций прокуратуры, а именно существенно повышает эффективность работы прокуратуры по надзору за исполнением законов.
Зачастую граждане в силу правовой безграмотности, неосведомлённости о полномочиях прокурора по защите их прав, восприятия прокуратуры как карательного органа и по этой причине нежелания контактировать с органами прокуратуры непосредственно в помещениях, в которых они располагаются, а также по некоторым иным субъективным причинам не обращаются непосредственно в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав. Представляется, что такая ситуация не позволяет нам иметь полное представление о реальном состоянии законности в конкретном регионе или муниципальном образовании.
Вместе с тем, получив необходимую информацию с разъяснением норм закона при проведении прокуратурой мероприятий по правовому просвещению, узнав о правовых возможностях органов прокуратуры по устранению нарушений действующего законодательства и проводимой работе в этом направлении да и просто наладив психологический контакт с прокурором при непосредственном общении, граждане нередко сообщают о проблемах, связанных с нарушением их прав. Иногда такие проблемы могут быть настолько серьёзными, что причиной их возникновения являются чьи-то преступные действия, о которых ранее не было известно правоохранительным органам.
Наиболее яркий пример - выявленное в ходе мероприятия по правовому просвещению должностное преступление. Так, прокуратура Чувашской Республики в сентябре 2010 г. провела семинар для граждан, где разъяснялось законодательство о социальной защите инвалидов. В ходе мероприятия по правовому просвещению от представителя инвалида поступила информация о длительном (более одного года) неполучении технических средств реабилитации (тонометра и термометра с речевыми выходами), полагающихся ему по закону за счёт бюджетных средств. По результатам проведённого мероприятия прокуратура республики организовала проверку полученной информации, в ходе которой установлено, что должностное лицо Фонда социального страхования подделало акт приёма-передачи технических средств реабилитации, подтверждающих их выдачу инвалиду, которые впоследствии похитило путём присвоения. По результатам проверки в отношении должностного лица возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 160 УК, технические средства реабилитации инвалиду возвращены. 13 января 2011 г. в отношении специалиста Фонда социального страхования вынесен обвинительный приговор.
В апреле 2011 г. прокуратура республики провела встречу с учащимися одного из профессиональных училищ г. Чебоксары с разъяснением законодательства. От преподавателей образовательного учреждения поступила информация, что вблизи их учреждения расположен киоск, в котором реализуется пиво и табачные изделия несовершеннолетним учащимся. По результатам проверки этой информации, организованной прокуратурой республики, выявлены нарушения законодательства, выразившиеся как в несоблюдении требований к удалённости объекта торговли табачными изделиями от образовательного учреждения, так и в реализации пива несовершеннолетним. Прокуратура района направила исковое заявление о признании торговой деятельности владельца киоска по реализации табачных изделий незаконной. В настоящее время исковое заявление удовлетворено, решением суда установлен запрет на реализацию табачных изделий в указанном киоске.
В мае 2011 г. прокуратура республики приняла участие в отчётно-выборной конференции Чувашской республиканской организации "Всероссийское общество слепых" с разъяснением законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе мероприятия поступило обращение от инвалида по зрению, сообщившей о длительном (более года) непредставлении технического средства реабилитации (флеш-плеера для прослушивания говорящих книг), предусмотренного индивидуальной программой реабилитации инвалида, ей и её мужу, также являющемуся инвалидом по зрению. Инвалиду оказана помощь в написании заявления на имя прокурора республики, которое направлено для проверки Канашскому межрайонному прокурору. В ходе проверки доводы заявительницы подтвердились, Канашский межрайонный прокурор в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики внёс представление, в Ленинский районный суд г. Чебоксары направил заявление об обязании Министерства предоставить техническое средство реабилитации, которое удовлетворено.
Следует отметить, что правовое просвещение населения через средства массовой информации также позволяет выявить нарушения действующего законодательства.
Так, после проведения прокуратурой республики в Национальной библиотеке Чувашской Республики в феврале 2011 г. правового часа "Защита трудовых прав граждан" с приглашением средств массовой информации в газете "Советская Чувашия" опубликована статья "Зарплата - это свято" с разъяснением норм законодательства, в том числе и об ответственности за невыплату заработной платы (номер от 26 февраля 2011 г.). На сайте газеты (ссылка http://sovch.chu-vashia.com/?p=37724) открыто обсуждение этой статьи для читателей, один из которых написал сообщение о невыплате заработной платы за декабрь, январь и февраль 2011 г. в ООО "Волгарь-Транс". В ходе проведённой проверки доводы читателя подтвердились, в отношении руководителя организации возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП (нарушение законодательства о труде), внесено представление. Задолженность в организации погашена.
Прокуратура республики на радио Чувашии ведёт программу "Имею право", в которой еженедельно даются ответы на вопросы радиослушателей, поступающие в адрес редакции радио, а также ведёт постоянную рубрику "Прокуратура разъясняет" в газете "Пенсионер Чувашии", в которой читателям еженедельно разъясняется законодательство в том числе посредством размещения ответов на поступившие в адрес редакции газеты вопросы. После каждого выступления читатели и радиослушатели информируются о возможности задать вопрос прокурору через редакции СМИ.
Вместе с тем возникали ситуации, когда вопросы радиослушателей и читателей, поступившие в адрес редакции, содержали сведения о нарушениях закона с указанием, где именно допускаются такие нарушения и в чём они выражаются. И при этом не всегда был адрес и контактные данные обратившихся в редакцию граждан. Поскольку пользователи СМИ предполагали, что направленная ими информация доведена до прокуратуры, бездействовать было нельзя. В таких случаях возникал вопрос: каким образом оформить поступивший сигнал для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования? Выход был найден. Руководство средств массовой информации было ориентировано прокуратурой республики на направление официальных обращений от имени редакции с просьбой провести соответствующую проверку по поступившей информации от пользователя СМИ, содержащей сведения о нарушениях закона.
Представляется, что именно такая форма работы прокуратуры наиболее эффективна, поскольку при наличии в вопросах граждан достаточных данных для проведения проверки ограничиваться лишь одним разъяснением законодательства было бы неправильно.
Что касается оформления поступивших сигналов о нарушениях закона во время мероприятий по правовому просвещению, проводимых непосредственно в ходе встреч с гражданами, органы прокуратуры Чувашской Республики используют два способа фиксации такой информации: либо самому гражданину предлагается написать заявление в прокуратуру, которое затем прокурорским работником, проводящим мероприятия по правовому просвещению, передаётся в канцелярию для регистрации с последующим рассмотрением в порядке, предусмотренном для рассмотрения обращений граждан; либо оформляется рапорт на имя руководителя соответствующей прокуратуры с указанием конкретных сведений о нарушениях закона, поступивших в ходе мероприятия. По указанию прокурора в дальнейшем проводится соответствующая проверка с принятием мер прокурорского реагирования.
Вместе с тем организационно-распорядительных документов и нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы учёта обращений, поступивших в ходе проводимых органами прокуратуры мероприятий по правовому просвещению, и сведений о результатах их рассмотрения, нет, в связи с чем на практике возникли трудности в получении соответствующей информации о такой работе прокуратурой республики.
В целях восполнения указанного пробела и надлежащего учёта работы органов прокуратуры Чувашской Республики по выявлению нарушений закона в рамках проводимых мероприятий по правовому просвещению в сентябре 2011 г. прокурор Чувашской Республики внёс изменения в приказ и указание прокурора республики, регламентирующие вопросы организации и координации работы, а также учёта и отчётности в этом направлении. Согласно изменениям работники прокуратуры обязаны при поступлении информации о нарушениях закона в ходе мероприятий по правовому просвещению организовывать проведение проверок в течение 30 суток с момента её поступления, а также вести учёт этой работы. Для горрайпрокуроров введена дополнительная табличная форма отчёта "Меры прокурорского реагирования, принятые по результатам рассмотрения сообщений о нарушениях закона, полученных в ходе проведенных мероприятий по правовому просвещению", который представляется в прокуратуру республики ежеквартально.
Подобные положения организационно-распорядительных документов прокурора Чувашской Республики согласуются с требованиями ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которой проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Такая информация может поступать от любых источников, не исключая СМИ и граждан.
В соответствии с п. 4 приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации" прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур предписано ежедневно осуществлять мониторинг ведущих средств массовой информации субъекта Федерации в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования, о принятых мерах прокурорского реагирования оперативно информировать управление взаимодействия со средствами массовой информации.
Поскольку опыт работы органов прокуратуры республики показывает, что получаемая в ходе мероприятий по правовому просвещению информация о нарушениях закона используется в надзорной деятельности, представляется, что аналогичный мониторинг необходимо вести и в ходе проводимых мероприятий по правовому просвещению. Нельзя забывать, что ещё в советское время органы милиции активно использовали такую форму работы с населением, как проведение встреч в целях правового воспитания, в ходе которых в порядке "обратной связи" нередко получали от граждан информацию, свидетельствующую о совершении правонарушений и преступлений. С учётом изложенного представляется целесообразным внести соответствующие изменения в приказ Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению", дополнив его положениями о возложении на органы прокуратуры обязанности по ведению мониторинга информации, поступившей от граждан и должностных лиц в ходе мероприятий по правовому просвещению в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования.
Именно такая форма работы органов прокуратуры будет способствовать не только ликвидации правовой безграмотности, но и повышению эффективности прокурорского надзора.
А. Петров,
старший помощник прокурора Чувашской Республики
по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью
"Законность", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.