Защита прав граждан на безопасность дорожного движения
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения становятся всё более актуальными по мере роста количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах России.
Примечательно, что в ходе разработки Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в середине 1990-х гг. необходимость принятия такого закона была продиктована критической обстановкой с аварийностью на автомобильном транспорте. Как отмечено в пояснительной записке Правительства РФ к проекту указанного ФЗ, в 1994 г. число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составило более 225 тыс. человек, из которых свыше 35,5 тыс. погибли.
Во исполнение ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" принято несколько законодательных актов. Однако, как показывает практика прокурорского надзора, именно несоблюдение установленных правил и требований, законодательных запретов и ограничений в значительной мере влияет на ситуацию в сфере безопасности дорожного движения.
В частности, в 2011 г. предметом проверки, проведённой прокуратурой города Иркутска, стали вопросы законности размещения рекламных конструкций в непосредственной близости от проезжей части, на остановках общественного транспорта, разделительных полосах автомобильных дорог. Поводом для проведения проверки послужила аналитическая информация органов местного самоуправления и подразделений органов внутренних дел о количестве размещённых на территории города рекламных конструкций в том числе без необходимых документов (договоров и разрешений на установку рекламной конструкции). Всего на территории города установлено свыше двух тысяч рекламных конструкций.
Проверка организована с привлечением специалиста - инспектора дорожного надзора подразделения управления внутренних дел г. Иркутска. Целью проверки было выявление рекламных конструкций, которые размещены с нарушением ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТа "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утверждённого постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст.
Особое внимание уделено рекламным конструкциям, размещённым вблизи пешеходных переходов, светофоров, над проезжей частью, на разделительных полосах и остановках общественного транспорта. По результатам проверки выявлено свыше 50 нарушений как норм, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, так и правил земельного законодательства и ФЗ от 13 марта 2006 г. "О рекламе".
В ходе проверки установлено, что практически все рекламные конструкции размещены с нарушением требований в сфере безопасности дорожного движения, а именно п. 6.1 ГОСТа Р 52044-2003:
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 50 м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
В ходе проверки возник вопрос, являются ли требования указанного ГОСТа обязательными либо носят рекомендательный характер, поскольку технический регламент в настоящее время в этой сфере не принят.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 ФЗ "О рекламе" рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утверждённого постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. В связи с этим применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы обязательно (этот вывод подтверждён определением Верховного Суда РФ от 14 января 2009 г. N 5-Г08-105).
Учитывая, что в результате несоблюдения требований указанного ГОСТа нарушаются права неопределённого круга лиц на безопасность дорожного движения, прокурор города Иркутска обратился в суд с исковыми заявлениями об освобождении земельных участков (в защиту прав неопределённого круга лиц на безопасность дорожного движения). Требования прокурора удовлетворены судом, на владельцев рекламных конструкций возложена обязанность демонтировать их.
Ю. Ефимова,
заместитель прокурора города Иркутска
"Законность", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.