Надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе
Прокуратура Чукотского автономного округа постоянно осуществляет надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе. Анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на этом направлении надзора на территории Чукотского автономного округа в 2011 г. показали, что в настоящее время наблюдается рост числа всех актов прокурорского реагирования.
Одна из причин указанного роста - результаты проведённой прокуратурой округа по заданию Генеральной прокуратуры РФ в соответствии с поручением Президента РФ проверки исполнения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе в части соблюдения установленной федеральным законодательством обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах).
Проверкой были охвачены федеральные государственные гражданские служащие, лица, замещающие государственные должности округа, государственные гражданские служащие округа, лица, замещающие должности глав муниципальных образований, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления.
Безусловно, эта проверка была одним из этапов противодействия коррупции, которая выступает серьёзным препятствием при реализации прав граждан. В настоящее время все органы власти проводят определённые антикоррупционные мероприятия, которые, как показывает практика, дают свои положительные результаты.
Так, при осуществлении прокуратурой округа проверочных мероприятий установлено, что в целом федеральные государственные гражданские служащие и государственные служащие округа требования законодательства в части исполнения обязанности представлять сведения о доходах соблюдают.
В то же время выявлены нарушения, допущенные некоторыми служащими в части неуказания всех достоверных сведений о доходах, в связи с чем прокуратура округа вносила акты прокурорского реагирования и направляла соответствующие информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Чаще всего чиновники округа не указывали сведения об объектах недвижимости, находящихся в собственности или пользовании, либо скрывали полученные доходы.
Так, прокуратурой округа проведена проверка в управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧАО, в ходе которой помимо прочего установлены факты неуказания служащими сведений о зарегистрированных на их имя автомобиле и маломерном судне. Также выявлен факт получения одним из служащих доходов от трудовой деятельности в коммерческой организации; при этом в сведениях о доходах полученные от этой работы доходы не отражались.
По выявленным нарушениям прокурор округа внёс в адрес руководителя управления представление об устранении нарушений и их недопущении в дальнейшем, которое было рассмотрено, а виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Также государственные гражданские служащие привлекались к ответственности по информациям о несоблюдении ими указанных обязанностей, направляемым в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов соответствующих органов государственной власти. Например, по результатам рассмотрения информации, направленной в управление по недропользованию ЧАО, два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В основном, как показал анализ, нарушения касались муниципальных служащих, которые не раскрывали все сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ходе проверочных мероприятий гор- райпрокуроры выявляли нарушения в этой сфере, допускаемые муниципальными служащими. Например, помимо указанных, устанавливались факты вхождения муниципального служащего в число учредителей коммерческой организации, наличия доли в её уставном капитале и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Органы прокуратуры округа выявили нарушения, допущенные главами муниципальных образований: шесть глав муниципальных образований округа представили сведения о доходах в неполном объёме, не указали сведения о недвижимом имуществе, находящемся в пользовании.
Кроме того, зафиксированы факты, когда должностные лица вообще не утруждали себя заполнением сведений о доходах. Например, глава муниципального образования "Сельское поселение Лаврентия" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2009 г. не представила, к материалам личного дела обозначенные сведения не приобщила.
И вот здесь в ходе проверки выявлен проблемный вопрос, который, как полагаем, требует вмешательства Генеральной прокуратуры РФ, касающийся отсутствия в законодательстве о муниципальной службе порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими выборные должности в органах местного самоуправления (главы муниципальных образований, председатели представительных органов и председатели избирательных комиссий), а также порядка привлечения их к дисциплинарной ответственности в связи с невыполнением обязанностей по представлению указанных сведений.
Также органы прокуратуры округа при проведении обозначенной проверки столкнулись с ещё некоторыми проблемами.
Как уже неоднократно озвучивалось Генеральным прокурором РФ, действительно, практика прокурорского надзора показала, в том числе и при проведении проверки по поручению Президента РФ, прокурорам не хватает такого законодательного инструмента, как возможность получения информации о банковских счетах*(1). Безусловно, наделение прокурора такими полномочиями будет способствовать более эффективному и тщательному осуществлению надзора на этом направлении.
Определённые сложности вызывает отсутствие единой базы об объектах недвижимости, находящихся в собственности граждан на территории разных субъектов РФ, что не позволяет в полном объёме проверить достоверность представляемых служащими сведений о недвижимом имуществе.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" для муниципального служащего и кандидата на должность муниципальной службы установлена обязанность представлять представителю работодателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и супруга и несовершеннолетних детей.
В то же время ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлена обязанность по представлению указанных сведений только в отношении самого муниципального служащего. В связи с этим есть основания для приведения этого ФЗ в соответствие с положениями законодательства о противодействии коррупции.
Определённое количество нарушений, в том числе и в предыдущие годы, было выявлено в части непринятия некоторыми органами местного самоуправления нормативных правовых актов, устанавливающих перечень служащих, обязанных представлять сведения о доходах, и устанавливающих правовое регулирование порядка проверок достоверности и полноты сведений.
Так, горрайпрокуроры установили, что в нарушение требований федерального законодательства положения, регламентирующие порядок проведения проверок, не разработаны и не утверждены.
В этой части проблемным моментом остаётся то, что нормативные правовые акты, например федеральные законы, указы Президента, такие как N 557 и 559 от 18 мая 2009 г., N 1065 от 21 сентября 2009 г., определяющие перечень должностей государственной гражданской службы, по которым необходимо представлять сведения о доходах, порядок проверки их достоверности, носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер. Это положение должностными лицами органов местного самоуправления воспринимается как необязательное к исполнению, вследствие чего принятие указанных актов затягивается и при внесении актов прокурорского реагирования они уклоняются от их принятия.
В настоящее время с учётом того, что органы местного самоуправления наделены довольно широкими полномочиями, затягивание принятия правовых актов и неурегулирование важных вопросов могут приводить к злоупотреблениям со стороны муниципальных служащих.
Таким образом, полагаем, что устранение выявляемых проблем путём совершенствования действующего законодательства о противодействии коррупции только будет способствовать ещё более эффективному осуществлению прокурорского надзора.
П. Талаев,
старший помощник прокурора Чукотского автономного округа
"Законность", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://genproc.gov.ru/management/appearences/document-71822/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.