Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273 "О противодействии коррупции" к коррупционным отнесены такие преступления, как дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и иные преступления, совершаемые из корыстной заинтересованности.
Правоохранительные органы Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями действующего законодательства на постоянной основе проводят работу по выявлению и пресечению фактов совершения преступлений коррупционной направленности.
Прокуратура города в свою очередь принимает меры к активизации этой деятельности и повышению её эффективности. Особое внимание в ходе этой работы уделяется вопросам выявления и пресечения фактов взяточничества как преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.
Обращает на себя внимание, что выявление преступлений коррупционной направленности представляет определённую сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым двусторонним, т.е. таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных, что обусловливает высокую латентность таких преступлений.
Отсутствие определённого алгоритма действий, возникновение спорных вопросов и несогласованность действий оперативных и следственных подразделений, в том числе различное толкование требований действующего законодательства, способны резко снизить эффективность проводимых правоохранительными органами мероприятий.
Следует отметить, что в прошлом году в связи с вступлением в силу ФЗ от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" претерпели изменения нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за взяточничество.
Особого внимания заслуживает то, что законодатель ввёл в УК новую статью 291.1, в соответствии с которой установлена ответственность за посредничество во взяточничестве, практика применения которой на территории Санкт-Петербурга в настоящее время только начинает формироваться.
Например, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлен факт совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291.1 УК, в связи с чем 20 июня 2011 г. следственный отдел по Невскому району главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу возбудил уголовное дело в отношении медицинской сестры государственного учреждения здравоохранения, выступившей посредником в передаче взятки за незаконную выдачу листка нетрудоспособности в сумме 1500 руб. врачу-терапевту, действия которой квалифицированы по ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 290 УК. В июне 2011 г. следственный отдел по Красногвардейскому району главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу возбудил уголовное дело в отношении гражданина, передавшего взятку должностному лицу за ненаправление материала проверки, содержащего сведения о выявленных нарушениях миграционного законодательства, в управление ФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Таким образом, при возбуждении дел и квалификации действий подозреваемых по ст. 291.1 УК в настоящее время проблем правоприменения в основном не возникает.
Однако требует согласованного подхода определение ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 291.1 УК, т.е. за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Представляется обоснованной позиция о формальности этого состава преступления, его так называемой усечённости и необходимости квалификации действий лица по указанной части статьи уголовного закона в случае высказывания предложения передать взятку должностному лицу, обещания сделать это, поскольку и до вступления в силу названной статьи уголовного закона была установлена ответственность за совершение так называемых посреднических действий в случае получения взятки должностным лицом, а именно за совершение пособничества.
В отличие от ранее действовавшего законодательства ч. 5 ст. 291.1 УК устанавливает уголовную ответственность уже за обещание или предложение посредничества во взяточничестве, т.е. без выполнения конкретных действий, направленных на передачу взятки.
В таком случае при тщательном анализе иных собранных доказательств полагается необязательной фиксация в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий наличия предварительной договорённости так называемого посредника с должностным лицом и согласия последнего принять взятку.
А в случае, когда нет реальной возможности передать взятку, о чём в том числе может свидетельствовать то, что у "посредника" нет соответствующего знакомства, а также возможности должностного лица выполнить те или иные действия, за которые планировалась передача денег, можно говорить о совершении в этом случае "посредником" мошеннических действий.
А. Пальцев,
старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства
о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга
"Законность", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.