Организация является ресурсоснабжающей организацией (отпуск тепловой энергии, отпуск холодной воды и прием сточных вод) для поселка, в котором она располагается. Управляющие компании, обслуживающие поселок, собирая плату от конечных абонентов (населения и юридических лиц), не исполняют обязанности по расчету за отпущенные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией.
Возможно ли заключение агентского договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией по сбору денежных средств с абонентов (населения) непосредственно в кассу ресурсоснабжающей организации? Чем регламентируется агентская деятельность? Какие изменения вступают в силу с 01.09.2012 во взаимоотношениях между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями?
В соответствии с ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Правительством РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией только в том случае, если способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление многоквартирным домом.
Поскольку в рассматриваемой ситуации многоквартирными домами на основании соответствующих договоров с собственниками помещений управляют управляющие компании, то согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, подп. "в" п. 49 Правил N 307 именно они обязаны заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. В частности, в таких договорах должен быть урегулирован порядок оплаты управляющими компаниями поставленных ресурсов. В случае неисполнения ими взятых на себя обязательств ресурсоснабжающая организация не лишена возможности защитить свои нарушенные права в суде, взыскав с управляющих организаций задолженность (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.03.2008 по делу N А28-6111/2007-232/7, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-259/12 и многие другие).
В то же время при желании собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организацией. Однако отметим, что такое право принадлежит лишь собственникам помещений и может реализовываться ими только добровольно; для этого им необходимо на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ); понуждение их к принятию такого решения недопустимо. В случае принятия собственниками решения о непосредственных расчетах с ресурсоснабжающей организацией внесение ими платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации будет признаваться выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Отметим также, что исходя из положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен собственником непосредственно в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном доме. Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленные при использовании общего имущества, должна вноситься собственниками управляющей организации (исполнителю).
Часть 15 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Из содержания данной статьи следует, что возможность взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов предоставлена ресурсоснабжающей организации только в том случае, если собственники помещений вносят данную плату ей непосредственно, то есть если собственники приняли на своем общем собрании соответствующее решение.
Деятельность платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) и осуществляется на основе договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Обращаем Ваше внимание на то, что деятельность платежных агентов носит возмездный характер. Полагаем, что субсидиарно к правоотношениям сторон по такому договору могут применяться нормы гл. 52 ГК РФ.
При этом пункты 3-5 ст. 2 Закона N 103-ФЗ, определяющие понятие платежного агента, по нашему мнению, не устанавливают ограничений на занятие деятельностью по приему платежей физических лиц в качестве платежных агентов такими субъектами, как управляющие компании. При таком положении ресурсоснабжающая организация может получать оплату с собственников помещений напрямую за все или часть коммунальных ресурсов посредством деятельности управляющих компаний, выступающих в качестве платежных агентов, при условии, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме примут решение о непосредственных расчетах с ресурсоснабжающей организацией и той будут заключены договоры с управляющими компаниями об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Если же собственниками помещений не принято на общем собрании решение о непосредственных расчетах с ресурсоснабжающей организацией, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ими в полном объеме управляющим компаниям. Но последние вправе на основании ч. 15 ст. 155 ЖК РФ осуществлять расчеты с собственниками и взимать соответствующую плату при участии платежных агентов. По нашему мнению, ни пункты 3-5 ст. 2 Закона N 103-ФЗ, ни законодательство о снабжении коммунальными ресурсами не запрещают ресурсоснабжающим организациям заниматься деятельностью по приему платежей физических лиц в качестве платежных агентов. Поэтому в том случае, если управляющие компании (поставщики по смыслу п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ) выразят согласие на заключение договоров с ресурсоснабжающей организацией об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, то последняя может выступать в качестве платежного агента; порядок расчетов между ними будет определяться согласованными сторонами условиями договора.
С 01.09.2012 вступают в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), которыми установлены особенности прямых расчетов потребителей с ресурсоснабжающей организацией. Применительно к взаимоотношениям между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями в рассматриваемой ситуации данные правила конкретизировали, что не позднее пяти рабочих дней с даты принятия собранием решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающей организации исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить ей информацию о таком решении. При этом исполнитель коммунальных услуг не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (п. 64 Правил N 354).
К сведению:
В настоящее время уже вступили в силу Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства от 14.02.2012 N 124. Одновременно с Правилами N 354 вступят в силу требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
4 июня 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.