Как оформить ДТП без полиции
Система прямого возмещения убытков в России введена уже почти три года назад. Она предусматривает право потерпевшего в ДТП обратиться за возмещением потерь к своему страховщику, то есть к тому, с кем у него заключен договор ОСАГО. Плюс ко всему, в данном случае речь идет о значительной экономии времени - участникам аварии не нужно ждать сотрудников ГИБДД для составления справок, протоколов; ездить в группу разбора и т.п. По статистике, почти 70% выплат в ОСАГО приходится на суммы менее 25 тыс. руб. И тем не менее большинство мелких аварий на сегодняшний день все же оформляется с участием полиции. Так в чем же дело? Неужели в данном случае имеется ложка дегтя и она столь велика?
Упрощенное оформление ДТП предусматривает право участников аварии оформить документы по незначительным происшествиям без привлечения сотрудников ГИБДД. При этом за возмещением убытков потерпевший будет обращаться непосредственно в ту страховую компанию, которая выдала ему полис. Пойти таким путем можно только в строго определенных случаях. Статьей 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) определено, что это возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- в результате ДТП вред причинен только имуществу;
- в аварии участвовало только два транспортных средства;
- ответственность обоих участников ДТП застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.
Практически один в один данный перечень приведен и в п. 48.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263). При этом в пункте 41.1 данных Правил содержится весьма значительное дополнение. У участников ДТП, помимо всего прочего, не должны вызывать разногласий обстоятельства ДТП. Проще говоря, не должно быть спора о том, кто виноват в аварии, а также о характере и количестве видимых повреждений транспортных средств. Кроме того, стоит четко осознавать, что в рамках упрощенного урегулирования споров при ДТП страховщики возместят не более 25 тыс. руб. Так что если очевидно, что устранение неисправностей, возникших при аварии, обойдется дороже, все же придется вызвать представителей ГИБДД.
Таким образом, реальный перечень условий, при соблюдении которых ДТП можно оформить без участия полиции, несколько шире, чем тот, что приведен в Законе об ОСАГО. ДТП может быть оформлено в упрощенном порядке, если:
- в аварии участвовало только два ТС;
- оба владельца автомобилей имеют полисы ОСАГО;
- в результате аварии пострадало только имущество, и нанесенный ему ущерб составляет не более 25 тыс. руб.;
- участники аварии не имеют разногласий ни в определении виновника аварии, ни в обстоятельствах произошедшего ДТП, ни в характере повреждений ТС.
Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то про упрощенное оформление ДТП нужно забыть и на место происшествия необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Другое дело, что они могут потребоваться и в случае, если все показания к "упрощенке", на первый взгляд, имеются.
Попробуем разобраться в ситуации, используя с этой целью Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции, которые утверждены постановлением Президиума Российского союза автостраховщиков от 15.02.2012 (без номера, далее - Методические рекомендации РСА).
Аварийная остановка
Сложно представить, чтобы ДТП происходило по какому-либо заранее определенному сценарию с уже известными "актерами", последствиями и т.п. Законодательством РФ предусмотрены различные варианты действия водителей на месте аварии. Однако в любом случае при столкновении транспортных средств необходимо вести себя в строгом соответствии с Правилами дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Согласно документу водитель в случае ДТП обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, категорически запрещено (п. 2.5 Правил). В соответствии с пунктом 7.2 Правил дорожного движения аварийный знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне таковых. При этом следует сохранить максимально возможное количество следов ДТП. Если знака аварийной остановки не достаточно для ограждения места, где расположены предметы, имеющие отношение к происшествию (осколки стекол, обломки бампера и т.п.), то для ограждения этой территории рекомендуется использовать подручные предметы - ведро, пакет, огнетушитель и пр.
Правила дорожного движения позволяют оставить место ДТП только в двух случаях.
Во-первых, речь идет об авариях, в результате которых никто не пострадал. В такой ситуации водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления происшествия (п. 2.6 Правил дорожного движения).
Во-вторых, покинуть место аварии можно, если ее участники при соблюдении всех необходимых условий приняли решение оформить ДТП самостоятельно, то есть в упрощенном порядке, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (п. 2.6.1 Правил дорожного движения).
К сведению. Водитель, оставивший место ДТП в нарушение Правил дорожного движения, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. За подобное правонарушение можно лишиться прав на срок от одного года до полутора лет или провести под арестом до 15 суток. Поэтому в Методических рекомендациях РСА особо отмечается, что спешить покидать место даже пустяковой аварии не стоит. Для начала необходимо успокоиться и трезво оценить обстановку на месте ДТП, понять размеры причиненного вреда, проанализировать поведение других участников. Рекомендуется дать возможность участникам ДТП высказаться и только после этого излагать свою позицию, в том числе по возможности упрощенного оформления документов о ДТП. При попытках запугивания, наличии агрессивного или неадекватного поведения других участников следует прекратить переговоры и вызвать сотрудников ГИБДД (тел. 02, 112, 911).
Очевидное и вероятное
Есть несколько моментов, на которые нужно обратить особое внимание. Дело в том, что даже при взаимном согласии сторон далеко не всегда можно исключить из процесса оформления аварии полицейских.
Во-первых, необходимо убедиться, что в результате аварии не было пострадавших людей. И в данном случае речь идет не только о водителях автомобилей. Пострадавших не должно быть также среди пассажиров и пешеходов.
Во-вторых, на практике довольно часто участники аварии допускают ошибку в подсчете автомобилей, которые были задеты в ДТП. Происходит это в том случае, когда в аварию попадает ТС с прицепом. Иначе эту конструкцию называют автопоездом. А он рассматривается как два отдельных ТС. Поэтому если транспортное средство (не важно, легковое или грузовое), ехавшее с прицепом, столкнулось с другим ТС, то документы по данному случаю не могут быть оформлены в упрощенном порядке. Ведь выходит, что в этом случае в аварии участвует уже более двух автомобилей. Так что, как ни крути, придется вызывать ГИБДД.
В-третьих, без участия полиции можно задокументировать аварию лишь в том случае, если ответственность каждого из водителей - участников ДТП застрахована по договору ОСАГО, заключенному в отношении ТС, которое участвовало в аварии.
Еще раз подчеркнем, полис должен быть не только у виновника ДТП, но и у пострадавшего. В принципе, это более чем логично. Дело в том, что прямое возмещение убытков позволяет пострадавшему в аварии обращаться за компенсацией в страховую компанию, в которой он сам приобретал полис. А далее уже страховщики сами между собой разберутся.
На этом этапе участникам аварии необходимо проверить друг у друга вообще все имеющиеся в наличии документы: паспорт ТС, права, сведения о договоре обязательного автострахования, в том числе номер страхового полиса, его срок действия, а также наименование, адрес и телефон страховщика. Если есть сомнения в том, что полис достоверный, можно позвонить в страховую компанию. Если же сомнения вызывают документы на сам автомобиль (свидетельство о регистрации, паспорт ТС, доверенность и т.п.) или права водителя, то представляется целесообразным все же не рисковать, а вызвать на место аварии ГИБДД.
В Методических рекомендациях РСА отмечены еще два важных момента, которые связаны с полисом ОСАГО:
- отсутствие водителя в числе лиц, указанных в полисе ОСАГО, не означает, что его ответственность не застрахована;
- если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой "Зеленая карта", то данный случай не попадает под критерии упрощенного оформления ДТП и участники должны вызвать сотрудника полиции.
В-четвертых, прежде чем "подписаться" на прямое возмещение убытков, нужно внимательно осмотреть автомобили. Ведь в данном случае необходимо полное согласие и в вопросе перечня повреждений, полученных ТС в аварии. Основная трудность заключается в оценке причиненного автомобилю ущерба. Верно провести оценку, не будучи в этой сфере профессионалом, достаточно сложно. К примеру, водитель точно знает, что замена бампера стоит менее 25 тыс. руб. и дает "добро" на упрощенное оформление ДТП. Однако не исключено, что автомобиль получил скрытые повреждения. Что тогда? В соответствии с п. 11 ст. 11 Закона об ОСАГО потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу в результате такого ДТП. Весь "излишек" он вправе взыскать непосредственно с виновника аварии, причем через суд. Получается, что если бы стороны вызвали на оформление ДТП "гаишника", выплаты по "автогражданке" могли бы полностью покрыть ущерб потерпевшего. То есть заявленная при упрощенном оформлении происшествия экономия времени в итоге может оказаться весьма сомнительной. Поэтому имеет смысл, как говорится, "прощупать почву" на предмет того, как виновник аварии отнесется к тому, что ему, возможно, потребуется за свой счет компенсировать те или иные убытки потерпевшего. К слову, и виновнику аварии не лишним будет выяснить, как его "жертва" относится к тому, что величина ущерба в итоге превысит сумму, о которой они договорились.
К сведению. Страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к ДТП транспортных средств. Он может его реализовать в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений ТС и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате аварии. Очевидно, что после такой экспертизы все договоренности могут попросту сойти на нет.
Съемка обстоятельств ДТП
Если все указанные выше условия выполняются, то можно приступить к оформлению ДТП без участия уполномоченных сотрудников ГИБДД. С этой целью нужно зафиксировать обстоятельства происшествия. В Методических рекомендациях РСА содержится также очень полезный совет, которым стоит воспользоваться. Нужно сфотографировать место ДТП и поврежденные автомобили с помощью фотоаппарата или камеры мобильного телефона следующим образом:
- снять общий план места происшествия так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС (например, проезжая часть в городе, во дворе дома, пригородная дорога, парковка);
- сфотографировать на проезжей части следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);
- сфотографировать оба автомобиля крупным планом спереди, сзади и с боковых сторон (в случае их повреждения). На фотографиях должны просматриваться номера машин;
- сфотографировать все поврежденные детали ТС так, чтобы был виден характер повреждения.
Если имеются свидетели ДТП, следует записать их Ф.И.О., контактные телефоны и адреса. А если они готовы дать письменные показания о произошедшем, то затем они должны их подписать. При этом необходимо указать место, дату и время аварии, свидетелем которой они стали.
В дальнейшем, если возникнут какие-либо проблемы с получением страхового возмещения, может пригодиться и запись видеорегистратора, на которой зафиксирована картина событий на дороге во время ДТП. Если, конечно, какое-либо ТС оборудовано системой видеорегистрации.
Далее совместно с другим участником аварии необходимо заполнить извещение о ДТП.
Извещение о ДТП
При заключении договора ОСАГО автовладельцам выдается по два комплекта бланков, каждый из которых состоит из двух скрепленных двусторонних извещений.
К сведению. С 1 апреля 2012 года применяется только новая форма бланка извещения, утвержденная приказом МВД РФ от 01.04.2011 N 155.
При отсутствии разногласий в обстоятельствах причинения вреда при ДТП, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств, незначительном ущербе допускается совместное заполнение обоими водителями одного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (п. 41 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). При этом данные вносятся как на лицевой стороне извещения о ДТП, так и на оборотной.
К сведению. Лучше всего бланк извещения заполнять шариковой ручкой. Дело в том, что вся внесенная информация должна четко отпечатываться на нижнем листке. Гелевые и др. ручки могут размазаться, и тогда текст окажется просто нечитаемым.
Лицевая часть извещения содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.
Каждый из водителей должен выбрать для заполнения одну из колонок ("А" или "В") и именно в нее внести данные по своему автомобилю.
Общие рекомендации по заполнению бланка извещения таковы:
- нельзя оставлять графы незаполненными. Если, к примеру, не было свидетелей аварии, то нужно в соответствующую строку вписать слово "нет" или проставить в ней длинный прочерк;
- все исправления или дополнения, вносимые в извещение, должны быть заверены подписями обоих водителей.
В п. 8 извещения нужно отметить ячейку "нет", тем самым указав, что оформление производилось без помощи сотрудника ГИБДД.
В п. 13 стрелкой следует показать место первоначального удара, а не детали, которые были повреждены.
В Методических рекомендациях РСА особое внимание уделяется заполнению п. 14 извещения о ДТП. В нем указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов ТС, полученных в результате аварии. Их следует описать максимально точно и кратко. Характер повреждений автомобиля нужно указать одним из трех вариантов: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).
Следует внимательно следить, чтобы "показания" участников аварии не противоречили друг другу. Иначе правомерность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД может оказаться под вопросом. А расхождения могут возникнуть хотя бы потому, что тот или иной водитель неправильно отразит произведенные его ТС маневры. К примеру, на практике частенько путают стоянку и остановку. А ведь если автомобиль остановился на красный сигнал светофора, это отнюдь не то же самое, как если бы он был на стоянке. Поэтому в такой ситуации "галочкой" следует отметить позицию 22 "Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора". А в случае если имел место обгон, при котором автомобиль перестраивался из одной полосы в другую, то необходимо отметить сразу 2 позиции: 12 "Менял полосу" и 13 "Обгонял". Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого обстоятельства ДТП считаются незафиксированными.
В п. 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение автомобилей, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к аварии.
В п. 15 "Замечания" при необходимости можно дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте 16 "Обстоятельства ДТП".
Далее в п. 18 следует заверить достоверность изложенных сведений и отсутствие разногласий. После того, как оба водителя поставят свои подписи и бланки будут разъединены, никаких изменений вносить в извещение нельзя.
Оборотную сторону извещения о ДТП каждый водитель оформляет самостоятельно. В ней указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах. Если места не хватит, то можно продолжить на чистом листе бумаги, который потом следует приложить к основному бланку. Соответственно, на самом бланке нужно сделать отметку в ячейке "с приложением". Не забудьте при этом, оформляя "продолжение истории", указать, к чему это приложение; когда и кем оно составлено. Графически правильно заполненное извещение должно выглядеть так:
На этом процедуру оформления ДТП можно считать законченной.
Финишная прямая
Заполненный бланк извещения о ДТП в течение 15 дней необходимо передать страховщику. Потерпевший водитель представляет ему свой или единый бланк извещения, заполненный совместно с другим участником аварии, одновременно с подачей заявления о страховой выплате. При этом извещение может быть передано по факсу с одновременным направлением его подлинника заказным письмом по указанному в страховом полисе адресу страховщика.
Стоит иметь в виду, что если в извещении не будет указано каких-либо сведений или они будут написаны неразборчиво, то страховщику придется самостоятельно собирать недостающую информацию. А это, в свою очередь, может повлиять как на срок, в который будет произведена страховая выплата, так и вообще на признание случая страховым. Чтобы исключить подобного рода недоразумения, следует предельно четко описывать все обстоятельства ДТП, причем данные желательно вносить печатными буквами.
Также стоить учитывать, что надлежащим образом оформленное извещение является своего рода гарантом того, что участник аварии не будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Именно этот документ подтвердит, что место аварии водитель покинул правомерно. Если следы ДТП, что называется, налицо, подобного рода вопросы у представителей ГИБДД могут возникнуть уже после того, как подлинник извещения будет отправлен в страховую компанию. Поэтому необходимо заручиться его копией. Причем желательно, чтобы она была заверена страховой организацией.
Н. Романова,
руководитель Центра экономической информации
"Арсенал предпринимателя", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru