Минимальные обороты по каждой из 50 фирм составляли 1 миллиард рублей
Полиция задержала организатора межрегиональной группы, подозреваемого в незаконной банковской деятельности и обналичивании в том числе через Фондсервисбанк 70 миллиардов рублей, сообщил "РИА Новости" начальник оперативно-розыскной части N 2 (по борьбе с наиболее опасными преступлениями экономической направленности) ГУ МВД России по ЦФО Андрей Мелешко.
"В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий организатор преступной схемы - Артем Сисаакян - задержан, он подозревается в незаконной банковской деятельности. В отношении Сисаакяна избрана мера пресечения арест", - сказал собеседник агентства.
По словам Мелешко, Сисаакян также проходит обвиняемым по делу о незаконной банковской деятельности В составе организованной группы из пяти человек, которое было ранее возбуждено следственной частью ГУ МВД России по ЦФО.
"В результате проведенного обыска в ОАО "Фондсервисбанк" обнаружены и изъяты предметы и документы, свидетельствующие о незаконной деятельности злоумышленников, использующих открытые в коммерческом банке расчетные счета фирм-однодневок, - сообщил представитель главка".
Предварительный анализ документов, изъятых в ходе следственных действий в Фондсервисбанке, показал, что минимальные обороты по каждой из 50 фирм составляли 1 миллиард рублей.
"Обналичка" денежных средств существует как устойчивый спутник ведения предпринимательской деятельности, притом что в последнее время государство усиливает борьбу с "обналичкой", поскольку она является незаконной. Обычно необходимость получения наличных денежных средств в результате "обналички" вызвана желанием уклониться от уплаты налогов либо необходимостью выплаты взяток или "откатов". Достаточно редко добросовестные компании являются фигурантами расследования по делам о незаконной банковской деятельности и обналичиванию денежных средств. Фактически речь идет о случаях, когда компания не подозревает о совершении противозаконных операций. Как правило, в таких случаях в отношении компании совершаются какие-либо мошеннические действия.
Подавляющее большинство компаний, использующих незаконные возможности "обналички", в том числе с использованием фирм-однодневок, сознательно нарушают закон. В большинстве случаев речь идет о заключении мнимого договора, по которому поставляются несуществующие товары, или "на бумаге" оказываются какие-либо услуги, также распространенными действиями является использование денежных чеков, векселей, банковских карт. В случае выявления совершения компанией действий по "обналичке" компания привлекается к ответственности по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за преступления, которые ей сопутствуют. Самостоятельная ответственность за "обналичку" не предусмотрена, поскольку в законе этот термин отсутствует. Наказание может быть вынесено по таким статьям УК РФ, как ст. 159 (мошенничество), ст. 198, 199 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов), ст. 174, 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств). Наказание по соответствующим статьям УК РФ может предусматривать штраф в сумме до 1 млн. рублей или лишение свободы на срок до 7 лет.
Компании, использующие "обналичку", достаточно поверхностно страхуются от неблагоприятных последствий.
Зачастую отсутствие таких последствий вызвано недостаточным профессионализмом и усердием уполномоченных органов. Непривлечение к налоговой и уголовной ответственности является не результатом каких-либо продуманных действий со стороны недобросовестных компаний, а некомпетентностью, бюрократизмом деятельности власти или результатом коррупционного фактора. В основном все действия компаний направлены на преодоление очевидной "фиктивности" совершаемых операций, будь то хозяйственная сделка или получение денег в результате иных действий. Причем большинство компаний довольствуется теми документами, которые им представляют посредники, не проявляя собственной инициативы. Мало кто проверяет полномочия лиц, комплектность документов, информацию о соответствующем лице и т.п.
Результатом такого поверхностного отношения к документам является позиция судов, налоговых органов и полиции, которые рассматривают документы как фиктивные, операции как мнимые, а компании как совершившие незаконные действия. Можно выделить ряд обстоятельств, которые не позволят компании рассчитывать на благополучное завершение судебных споров и расследований по уголовным делам. Это:
наличие документов, которые отражают лишь часть необходимых в схожих случаях операций при отсутствии иных доказательств реальности операций;
наличие документов, подписанных неуполномоченными лицами;
явная неосмотрительность компаний в виде оформления взаимоотношений с "несуществующими" лицами;
невозможность обоснования реальности операций, существования потребности в них и наличия результата;
противоречия в имеющихся документах, нехарактерность операции для деятельности компаний.
Помимо этого, большим значением обладают сведения, полученные в результате опросов работников компаний. Создать реальную картину происходящего в компании, операций, осуществляемых в ходе ее деятельности, а также получить доказательства проведения "обналички" можно из информации от сотрудников и руководства компании.
На наш взгляд, практика "обналичивания" является, безусловно, отрицательной. Политика государства направлена на предотвращение пагубного влияния последствий "обналички" на финансовую систему страны. Инициатива власти предусматривает сокращение наличного денежного оборота, в том числе законодательным путем. Перевод получения заработной платы совершения дорогостоящих покупок на безналичный расчет, ограничения наличных расчетов между гражданами, предприятиями - меры, направленные на борьбу с теневым сектором экономики, и, как следствие, повышение собираемости налогов. Складывающиеся тенденции должны заставить компании вести бизнес в соответствии с действующим законодательством, более тщательно использовать законные механизмы оптимизации налогообложения, постепенно исключая использование денежных средств, полученных от "обналички".
К. Саськов,
руководитель корпоративной и арбитражной практики
юридической компании "Качкин и Партнеры"
"Административное право", N 2, II квартал 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минимальные обороты по каждой из 50 фирм составляли 1 миллиард рублей
Автор
К. Саськов - руководитель корпоративной и арбитражной практики юридической компании "Качкин и Партнеры"
"Административное право", 2012, N 2