Обновленный порядок администрирования доходов бюджетов
Порядок осуществления главными администраторами бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджетной системы РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 995 и Порядок). В марте 2012 года в указанный порядок Постановлением Правительства РФ N 266*(1) внесены изменения, которые начали действовать с 17 апреля 2012 года. В данной статье мы расскажем об этих изменениях, а также о формировании кода классификации доходов бюджетов.
Прежде чем приступить к обзору внесенных в Порядок изменений, отметим, что согласно Постановлению Правительства РФ N 266 федеральные органы государственной власти в двухмесячный срок должны утвердить:
- перечень территориальных органов (подразделений), осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов для каждого субъекта РФ, территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального образования, с указанием закрепляемых за ними соответствующих источников доходов бюджетов, предусмотренных приложением к Постановлению Правительства РФ N 995. Данный перечень доводится до финансовых органов субъектов РФ, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами и финансовых органов муниципальных образований в течение 2 рабочих дней после утверждения (п. 3 и 4);
- разработать и утвердить порядок осуществления территориальными органами (подразделениями) полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов. Указанный порядок доводится до соответствующих территориальных органов (подразделений) в течение 3 рабочих дней (п. 5).
Понятийный аппарат
Понятия главных администраторов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ приведены в ст. 6 БК РФ. Озвучим их.
Главный администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов
В обязанности главных администраторов доходов согласно п. 1 Порядка до внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ N 266 входило:
а) формирование и утверждение перечня подведомственных администраторов доходов бюджетов;
б) формирование и представление в финансовый орган прогноза поступления доходов, аналитических материалов по исполнению бюджета в части доходов соответствующего бюджета, сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта соответствующего бюджета, а также сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана;
в) формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов;
г) исполнение в случае необходимости полномочий администратора доходов бюджетов.
Постановлением Правительства РФ N 266 полномочия и обязанности главных администраторов доходов расширены. Пункт 1 Порядка дополнен следующими подпунктами, в соответствии с которыми главные администраторы доходов принимают по согласованию с Минфином:
д) правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов федерального бюджета (акты доводятся до соответствующих администраторов доходов не позднее 5 рабочих дней после их принятия);
е) правовые акты, устанавливающие перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, и закрепляющие за ними источники доходов соответствующих бюджетов (акты доводятся до соответствующих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений не позднее 5 рабочих дней после их принятия);
ж) правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и об установлении порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) (акты доводятся до соответствующих администраторов доходов бюджетов не позднее 5 рабочих дней после их принятия);
з) правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия РФ, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов - в случае передачи в соответствии с законодательством РФ отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ (акты доводятся до соответствующих органов государственной власти субъектов РФ до начала очередного финансового года).
При этом правовые акты о наделении полномочиями (указанные в пп. "д" и "ж" п. 1 Порядка) должны содержать следующие положения:
а) закрепление за подведомственными администраторами доходов источников доходов бюджетов, полномочия по администрированию которых они осуществляют, с указанием нормативных правовых актов РФ, являющихся основанием для администрирования данного вида платежа. При формировании перечня источников доходов необходимо отразить особенности, связанные с их детализацией, если такое право предоставлено главному администратору доходов;
б) наделение администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов следующими бюджетными полномочиями:
- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в ОФК поручений (сообщений) для осуществления возврата;
- принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление соответствующего уведомления в ОФК;
в) определение порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам или указание нормативных правовых актов, регулирующих данные вопросы;
г) определение порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджетов;
д) определение порядка действий администраторов доходов при уточнении невыясненных поступлений;
е) определение порядка действий администраторов доходов при принудительном взыскании с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством РФ (в том числе определение перечня необходимой для заполнения платежного документа информации, которую нужно довести до суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя);
ж) установление порядка обмена информацией между структурными подразделениями соответствующих территориальных органов (подразделений) федеральных органов государственной власти (государственных органов), связанной с осуществлением ими бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов;
з) определение порядка, форм и сроков представления администратором доходов главному администратору сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий главного администратора доходов бюджетов;
и) определение порядка и сроков представления бюджетной отчетности в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, бюджет территориального государственного внебюджетного фонда и местный бюджет;
к) иные положения, необходимые для реализации полномочий администратора доходов бюджетов.
Также Порядок дополнен п. 2(1), который определяет дополнительные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов. В соответствии с данным пунктом указанные главные администраторы:
а) осуществляют бюджетные полномочия, установленные пп. "а"-"в" и "ж" п. 1 Порядка;
б) исполняют в случае необходимости полномочия администратора доходов бюджетов в соответствии с принятыми ими правовыми актами об осуществлении полномочий администратора доходов;
в) доводят правовые акты, указанные в пп. "е" п. 1 Порядка, до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), не позднее 8 рабочих дней после их принятия.
В новой редакции изложен п. 3 Порядка, обязывающий администраторов доходов бюджетов, находящихся в ведении главных администраторов, обеспечить заключение с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ соглашения об обмене электронными документами.
Обратите внимание! В соответствии с вновь введенным п. 3(1) Порядка орган государственной власти субъекта РФ, реализующий переданные полномочия Российской Федерации, осуществляет администрирование доходов в соответствии с правовым актом, предусмотренным пп. "з" п. 1 Порядка.
Формирование кода классификации доходов бюджетов
Перечень главных администраторов доходов бюджетов определяется законом (решением) о федеральном бюджете. В 2012 году такой перечень утвержден приложением 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Аналогичный перечень главных администраторов доходов приведен в приложении 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(2).
Согласно этим двум документам указанный перечень содержит наименование и код главного администратора доходов, а также код классификации доходов бюджетов (КДБ), администрируемых соответствующим главным администратором. Например, главному администратору доходов федерального бюджета "Государственная фельдъегерская служба РФ" присвоен код 089. При этом к числу доходов, администрируемых данным главным администратором, отнесены доходы от оказания им платных услуг с кодом 089 1 13 01090 01 0000 130.
Порядок формирования кода КДБ установлен разд. II Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ. Данный код содержит 20 разрядов и включает в себя код главного администратора дохода (первые три разряда - 089 1 13 01090 01 0000 130), а также код дохода федерального бюджета (с 4-го по 20-й разряд), который представлен:
- кодом вида доходов бюджетов (с 4-го по 13-й разряд) - 089 1 13 01090 01 0000 130;
- кодом подвида доходов бюджетов (с 14-го по 17-й разряд) - 089 1 13 01090 01 0000 130;
- кодом классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), относящихся к доходам бюджетов (с 18-го по 20-й разряд) - 089 1 13 01090 01 0000 130.
Ниже представлена схема структуры кода КДБ.
Код главного администратора доходов бюджетов | Код вида доходов бюджетов | Код подвида доходов бюджетов | Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов | ||||||||||||||||
группа доходов | подгруппа доходов | статья доходов | подстатья доходов | элемент доходов | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
089 | 113 | 01090 | 01 | 0000 | 130 |
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ доходам федерального бюджета, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими казенными учреждениями) в части переданных полномочий Российской Федерации, присваиваются коды КДБ, содержащие код главного администратора доходов федерального бюджета, являющегося федеральным государственным органом, уполномоченным на передачу полномочий Российской Федерации. Доходам бюджета субъекта РФ, администрируемым органами местного самоуправления (созданными ими казенными учреждениями) в части переданных полномочий субъекта РФ, присваиваются коды КДБ, содержащие код главного администратора доходов бюджета субъекта РФ, являющегося органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на передачу полномочий Российской Федерации.
Доходам бюджета муниципального района, администрируемым органами местного самоуправления поселения (созданными ими казенными учреждениями) в части переданных полномочий муниципального района, присваиваются коды КДБ, содержащие код главного администратора доходов бюджета муниципального образования, являющегося органом местного самоуправления, уполномоченным на передачу полномочий муниципального района.
Код вида дохода состоит из 10 разрядов и включает (подразд. 3 разд. II Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ):
- группу доходов - 4-й разряд;
- подгруппу доходов - 5-й и 6-й разряды;
- статью доходов - 7-й и 8-й разряды;
- подстатью доходов - с 9-го по 11-й разряды;
- элемент доходов - 12-й и 13-й разряды.
Группа доходов имеет следующие значения:
- 100 "Налоговые и неналоговые доходы";
- 200 "Безвозмездные поступления";
- 300 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".
Каждая группа, в свою очередь, включает несколько подгрупп. Так, группа 100 содержит 17 подгрупп доходов (в частности подгруппу 113 "Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства"), группа 200 включает 9 подгрупп (одна из них - подгруппа 202 "Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"), в состав группы 300 входят всего 3 подгруппы (в частности подгруппа 301 "Доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности").
Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов в разрезе соответствующих статей и подстатей (разряды с 7-го по 11-й) осуществляется согласно приложению 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ. Например, код 000 1 00 00000 00 0000 000 "Налоговые и неналоговые доходы" (первый уровень кода дохода) детализируется следующим образом:
- второй уровень - код 000 1 06 00000 00 0000 000 "Налоги на имущество";
- третий уровень - код 000 1 06 04000 02 0000 110 "Транспортный налог";
- четвертый уровень - коды 000 1 06 04011 02 0000 110 "Транспортный налог с организаций" и 000 1 06 04012 02 0000 110 "Транспортный налог с физических лиц".
Код вида дохода бюджета имеет также один из следующих кодов элемента доходов (разряды с 12-го по 13-й): 01 - федеральный бюджет, 02 - бюджет субъекта РФ, 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, 04 - бюджет городского округа, 05 - бюджет муниципального района, 06 - бюджет ПФР, 07 - бюджет ФСС, 08 - бюджет ФФОМС, 09 - бюджет ТФОМС и 10 - бюджет поселения.
Код КДБ формируется с соответствующим кодом элемента доходов в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям. Так, для неналоговых доходов коды элементов доходов 01 и 02 применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. При этом для неналоговых доходов коды элементов доходов 03, 04, 05 и 10 применяются в особом порядке, установленном подразд. 3 разд. II Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ.
Обратите внимание! Код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 разд. II Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ).
Код подвида доходов бюджетов, в свою очередь, состоит из 4 разрядов (14-17-й разряды кода КДБ). При этом перечень кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти (государственные органы), ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, утверждает Минфин.
Перечень кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, утверждает финансовый орган субъекта РФ.
Перечень кодов подвидов доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, утверждает финансовый орган муниципального образования.
В частности, администрирование поступлений от сдачи в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными органами и созданными ими учреждениями (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), осуществляется по коду КДБ 000 1 11 05031 01 0000 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений)" по категориям участников бюджетного процесса с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:
- 0100 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, имеющим государственный статус;
- 0300 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, имеющим государственный статус;
- 0400 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения, имеющим государственный статус;
- 0600 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным учреждениям культуры и искусства, имеющим государственный статус;
- 0700 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус;
- 0900 - прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных казенных учреждений;
- 6000 - федеральные государственные органы, ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ.
Обратите внимание! Главные администраторы доходов бюджета закрепляют коды подвида доходов бюджетов исходя из осуществляемых администратором полномочий по начислению поступлений, а также доводят до плательщиков доходов полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов. Данное положение введено в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ Приказом Минфина РФ от 20.03.2012 N 39н.
Следует также обратить внимание на тот факт, что финансовое ведомство в ряде своих писем сообщает об особенностях применения кодов подвидов доходов в 2012 году. Так, администрирование доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, полномочия по администрированию которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), а также подведомственные им федеральные казенные учреждения, должно осуществляться по полным кодам бюджетной классификации доходов, содержащим соответствующие коды подвида доходов бюджетов, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ с учетом приложения к Письму Минфина РФ от 16.01.2012 N 02-04-10/82.
Особенности применения кодов подвидов доходов по видам доходов федерального бюджета, полномочия по администрированию которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), подведомственные им федеральные казенные учреждения, а также органы государственной власти субъектов РФ в части переданных полномочий Российской Федерации, указаны в письмах Минфина РФ от 10.01.2012 N 02-043-08/5, от 12.01.2012 N 02-04-09/23. Администрирование доходов федерального бюджета должно осуществляться по полным кодам бюджетной классификации доходов, содержащим соответствующие коды подвида доходов бюджетов, согласно приложениям к указанным письмам.
Код КОСГУ, относящийся к доходам бюджетов, включает коды статей и подстатей операций сектора государственного управления согласно приложению 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ:
- 110 "Налоговые доходы";
- 120 "Доходы от собственности";
- 130 "Доходы от оказания платных услуг";
- 140 "Суммы принудительного изъятия";
- 150 "Безвозмездные поступления от бюджетов";
- 151 "Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ";
- 152 "Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";
- 153 "Поступления от международных финансовых организаций";
- 160 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование";
- 170 "Доходы от операций с активами";
- 180 "Прочие доходы";
- 410 "Уменьшение стоимости основных средств";
- 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов";
- 430 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов";
- 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов".
В заключение расшифруем код КДБ 089 1 13 01090 01 0000 130 "Доходы от оказания платных услуг органами Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации", где:
- 089 - код главного администратора доходов (Государственная фельдъегерская служба РФ);
- 113 - код группы и подгруппы дохода (группа доходов 100 "Налоговые и неналоговые доходы", подгруппа доходов 113 "Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства");
- 01090 - код статьи и подстатьи доходов (доходы от оказания платных услуг органами Государственной фельдъегерской службы РФ);
- 01 - код элемента дохода 01 (федеральный бюджет);
- 0000 - код подвида дохода;
- 130 - код КОСГУ, относящийся к доходам бюджетов (доходы от оказания платных услуг).
Л. Салина,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 266 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995".
*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"