Госбанки: благо или беда?
Кризис 2008 года стимулировал существенный рост доли госбанков в совокупных показателях российского банковского сектора. В настоящее время такой рост стабилизировался. Сложившаяся конкурентная среда создает риски для устойчивости банковской системы, поэтому приватизация государственных банков является благом как для нее, так и для экономики в целом. Вместе с тем доля госбанков может еще существенно возрасти за счет наращивания операций ипотечного кредитования.
Рост веса госбанков - неизбежное следствие кризиса
Одним из следствий мирового финансового кризиса 2008 года стало существенное увеличение доли банков с государственным участием в финансовых показателях российской банковской системы. Усиление госбанков связано с действием пяти основных факторов.
Во-первых, государственные банки имеют одни из самых высоких кредитных рейтингов среди российских банков, что спровоцировало клиентов многих частных банков, обеспокоенных сохранностью денежных средств, перевести счета в госбанки.
Во-вторых, такой переток клиентов был простимулирован чиновниками, имеющими возможность влиять на деятельность государственных компаний, которые в приказном порядке были вынуждены перейти на обслуживание из частных банков в государственные.
В-третьих, государство активно предоставляло средства для поддержки российских банков, которые в большей части попали в пассивы госбанков, тем самым сформировав необходимую ресурсную базу для наращивания кредитных портфелей. При этом многие частные банки испытывали трудности с поддержанием ликвидности и были вынуждены придерживать "подушку ликвидности" в противовес наращиванию объемов кредитных операций.
В-четвертых, стоимость получаемых от государства ресурсов госбанками была значительно ниже стоимости депозитов частных банков - в результате банки с государственным участием получили возможность предлагать кредиты экономике под более выгодные, нежели частные банки, ставки. В итоге - спрос на кредиты перераспределился в пользу госбанков.
И наконец, в-пятых, государство в ситуации кризиса существенно докапитализировало подконтрольные банки, что увеличило их потенциал роста, выраженный в показателях достаточности капитала.
Необходимо отметить, что рост доли госбанков наблюдался в период 2008-2009 годов, а в 2010-м произошла стабилизация роста, после чего доля госбанков в различных совокупных показателях банковского сектора остается фактически неизменной (график 1). Так, чистые активы госбанков выросли за период с конца 2007-го по начало 2012 года с 47 до 57%. Исключение составляет динамика доли госбанков на рынке вкладов физических лиц, которая несколько возросла в кризисном 2008-м, после чего последовательно сокращается - вследствие жесткой ценовой конкуренции с частными российскими банками.
На конец I квартала нынешнего года около половины активов российских государственных банков приходится на долю Сбербанка и около 30% - на долю банков, входящих в группу ВТБ (график 2).
Доминирование госбанков в потенциале дестабилизирует банковскую систему
Естественным позитивным следствием увеличения веса госбанков в банковском секторе стало общее поддержание его устойчивости во время кризиса. Такой результат можно считать вполне естественным и желанным в кризисной ситуации, но он не гарантирует обеспечения устойчивости банковской системы в долгосрочной перспективе. суть данного парадокса заключается в обострении конкуренции между частными и государственными банками.
Действительно, самые лучшие клиенты (а это, как правило, крупные компании с высоким уровнем кредитоспособности) были вынуждены в кризисной ситуации по тем или иным причинам перейти на обслуживание в госбанки. Надежные заемщики не хотят кредитоваться в частных банках. С другой стороны, частные банки сами не хотят кредитовать надежных заемщиков, поскольку процентные ставки по кредитам таким клиентам не способны обеспечить положительную маржу из-за высокой стоимости ресурсов, которые частные банки в большей степени формируют за счет дорогих депозитов физических лиц. Зато государственные банки имеют возможность формировать ресурсную базу за счет существенных объемов расчетных счетов компаний или выпуска относительно дешевых облигаций.
Так что частные банки вынуждены решать задачу наращивания кредитных портфелей, кредитуя менее надежных заемщиков. Рост кредитного портфеля за счет рискованного кредитования требует адекватного роста капитала, что является сдерживающим фактором увеличения веса частных банков в банковской системе.
Следствием реализации такого сценария развития банковской системы может стать нарастание кредитных рисков в банках с отечественным капиталом. Примерно таким образом на протяжении последних 10 лет вызревал кризис в банковской системе Украины. В результате мы можем прийти к ситуации, когда при очередном финансовом кризисе на грани банкротства окажется большинство частных российских банков, на долю которых приходится примерно 30% от совокупных активов банковской системы (график 3). И это станет прямым следствием произошедшего усиления госбанков.
Поэтому усиление госбанков - благо лишь в кризисную пору, а в ситуации стабилизации экономики способно спровоцировать банковский кризис, для нивелирования которого потребуется колоссальная денежная поддержка за счет госбюджета.
Экономика заинтересована в приватизации госбанков
Ситуация абсолютного доминирования государственных банков не только опасна для банковской системы в целом, но и крайне нежелательна для экономики. Так, для успешного развития экономики необходимо, чтобы все группы заемщиков различных отраслей имели доступ к кредитным ресурсам. Однако в России достаточно много компаний с низким уровнем кредитоспособности, которые не интересны ни госбанкам, ни банкам с иностранным участием в капитале. Такие клиенты не удовлетворяют критериям кредитной политики этих банков, которые должны обеспечить высокое качество кредитных портфелей, соответствующее высоким кредитным рейтингам банков.
Эти заемщики остаются преимущественно клиентурой частных российских банков. Такая клиентура гарантирует частным кредитным учреждениям нишу на рынке банковских услуг, которая обеспечит им приемлемые уровни рентабельности, но неспособна обеспечить им стабильность в кризисных ситуациях - для этого в кредитных портфелях должны присутствовать и крупных надежные заемщики, которые сейчас ушли в госбанки. Российская экономика нуждается в самодостаточном существовании частных российских банков, что возможно лишь при снижении доли государственных банков в секторе.
Помимо ограниченности потенциальной клиентуры, госбанки имеют еще несколько сдерживающих факторов для увеличения их доли на рынке. Так, управление банком, чьи активы составляют десятки процентов от совокупных активов банковской системы, требует существенных операционных затрат, которые непропорционально увеличиваются с ростом масштабов бизнеса. В результате рост банка упирается в проблему обеспечения технологической эффективности управления.
С другой стороны, быстрый рост банковского бизнеса должен сопровождаться эквивалентным увеличением капитала, а в ситуации, когда банк принадлежит государству, дополнительные инвестиции в капитал должны будут производиться за счет казны. Вместе с тем представляется, что нынешнее состояние госбюджета таково, что существуют более приоритетные статьи расходов, нежели финансирование опасного для банковского сектора и экономики в целом роста доли госбанков. В этом контексте кажутся весьма логичными объявленные намерения правительства по приватизации Сбербанка и ВТБ, а также банков, перешедших под госконтроль для обеспечения их стабильности в кризисном 2008 году.
Доля госбанков может вновь вырасти
В настоящее мы наблюдаем стабилизацию доли госбанков в совокупных активах банковской системы на уровне около 57%. Такая стабилизация обусловлена прежде всего завершением перераспределения клиентов банков после кризисных потрясений 2008 года. Вместе с тем нельзя исключить дальнейший рост доли госбанков за счет новых клиентов. Драйвером такого роста может стать розничное, а точнее - ипотечное кредитование. Так, с одной стороны население формирует колоссальный спрос на ипотечные кредиты, с другой - именно госбанки, а также банки с иностранным участием обладают достаточными ресурсами приемлемой срочности и стоимости для развития этого направления. Спецификой ипотечного кредитования, в отличие от других видов розничного кредитования, является предоставление больших по размеру кредитов на долгие сроки, что способно обеспечить взрывной рост совокупных розничных портфелей госбанков.
Более того, государственные и иностранные банки имеют уникальные возможности по рефинансированию ипотечных кредитов за счет их секьюритизации - путем выпуска облигаций, обеспеченных выданными ранее кредитами. Таким образом решается проблема ресурсов для дальнейшего наращивания кредитования.
Еще одним благоприятным фактором для развития розничного направления бизнеса государственных банков является контроль и управление кредитными рисками. Так, практика розничного кредитования предусматривает широкое использование скоринговых методов оценки кредитоспособности заемщиков. Когда заемщики с высоким уровнем кредитоспособности тяготеют к обслуживанию в госбанках и банках с иностранным участием, в потоке кредитных заявок в частных российских банках увеличивается доля заявок с высоким кредитным риском. А это означает, что кредитный скоринг в частных банках начинает ошибаться чаще, чем этого ожидают. В итоге это повлечет рост концентрации "плохих" кредитов в частных банках, замедление роста их кредитных портфелей и, следовательно, сокращение их рыночной доли.
Успех любого банка на рынке розничного кредитования возможен лишь при достаточном технологическом обеспечении банка, но именно госбанкам в силу масштабов их деятельности по карману вкладывать достаточно средств в совершенствование операционных процедур розничного кредитования. Так, в настоящее время Сбербанк активно совершенствует технологии именно ипотечного кредитования.
На начало текущего года достаточность капитала госбанков и иностранных банков находилась на уровне около 16%, что позволяет им продолжить опережающими темпами наращивать кредитование, при этом достаточность капитала частных российских банков в подавляющем большинстве находится на грани регулятивных требований, что сдерживает рост их бизнеса.
А. Буздалин,
главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА",
к.э.н.
"БДМ. Банки и деловой мир", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"