Списание недвижимого имущества в учреждениях МЧС
В редакцию поступил вопрос: как правильно списывать недвижимое имущество, числящееся в казенных учреждениях МЧС на праве оперативного управления? Необходимо ли согласовывать списание указанного имущества с главным распорядителем? Как отражаются такие операции в бухгалтерском учете? В статье мы ответим на эти и другие вопросы.
Общие положения о списании недвижимого имущества
Под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Особенности списания федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, определены в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834).
Согласно п. 3 Положения N 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно:
- непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
- выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При этом пп. "б" п. 4 Положения N 834 отмечено, что в отношении недвижимого имущества решение о списании принимается учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Самостоятельно такое решение учреждение принять не может.
В целях подготовки и принятия решения о списании недвижимого имущества учреждением создается постоянно действующая комиссия, которая:
- осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
- принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
- устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания недвижимого имущества;
- подготавливает акт о списании имущества (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.
Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. В состав комиссии, как правило, входят работники данного учреждения, обладающие специальными знаниями, необходимыми для принятия решения о списании. В случае отсутствия таких работников для участия в заседании комиссии могут быть приглашены сторонние эксперты. Если такой эксперт приглашается на возмездной основе, плата за его услуги устанавливается в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федерального казенного учреждения (пп. "а" п. 8 Положения N 834).
Обратите внимание! Экспертом не может быть сотрудник учреждения, на которого возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества (п. 9 Положения N 834).
Решение о списании федерального недвижимого имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании. Оформленный комиссией акт о списании недвижимого имущества утверждается руководителем учреждения только после согласования списания такого имущества с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение (п. 10 Положения N 834).
До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается (п. 11 Положения N 834).
Порядок согласования решения о списании
Как упоминалось выше, решение о списании федерального недвижимого имущества учреждения в обязательном порядке согласовывается с органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, в устанавливаемом им порядке. Для учреждений, находящихся в ведении МЧС, Порядок согласования решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за находящимися в ведении МЧС РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления утвержден Приказом МЧС РФ от 20.09.2011 N 524 (далее - Приказ N 524).
Согласно п. 2 данного порядка согласование решения о списании объектов недвижимости осуществляется в структурном подразделении центрального аппарата МЧС, отвечающем за учет и организацию содержания объектов недвижимости (далее - структурное подразделение). Рассмотрим на схеме порядок согласования:
Учреждение (руководитель учреждения представляет оформленные надлежащим образом документы в структурное подразделение центрального аппарата МЧС, координирующее соответствующее направление деятельности организации (далее - координирующее подразделение). Перечень таких документов приведен в приложении 2 к Приказу N 524) |
Координирующее подразделение (рассматривает в десятидневный срок представленные документы и готовит мотивированную справку о целесообразности согласования либо невозможности согласования (с обоснованием) решения о списании объектов недвижимости, которую вместе с документами направляет в структурное подразделение центрального аппарата МЧС, осуществляющее методическое обеспечение ведения бухгалтерского учета (далее - финансово-экономическое подразделение)) |
Финансово-экономическое подразделение (рассматривает в десятидневный срок представленные документы и готовит мотивированную справку о целесообразности согласования либо невозможности согласования (с обоснованием) решения о списании объектов недвижимости, которую вместе со справкой координирующего подразделения и документами направляет в структурное подразделение) |
Структурное подразделение (рассматривает в десятидневный срок представленные документы и по результатам рассмотрения направляет письмо о согласовании либо несогласовании (с обоснованием) решения о списании объектов недвижимости) |
Учреждение (после получения письма о согласовании решения о списании объектов недвижимости руководитель учреждения утверждает акт о списании. После этого проводятся мероприятия по ликвидации объектов) |
Бюджетный учет
Выбытие объектов недвижимости в связи с принятием решения об их списании необходимо отразить в бюджетном учете согласно инструкциям N 157н *(1), 162н *(2).
В соответствии с п. 9 Инструкции N 162н основанием для списания недвижимого имущества, пришедшего в негодность, является Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).
В бюджетном учете выбытие объектов недвижимости, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании отражается следующими бухгалтерскими проводками:
- на сумму амортизации, начисленной на объект недвижимости:
Дебет аналитических счетов счета 1 104 10 410 "Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества учреждения" (1 104 11 410-1 104 13 410, 1 104 15 410, 1 104 18 410)
Кредит аналитических счетов счета 1 101 10 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества учреждения" (1 101 11 410-1 101 13 410, 1 101 15 410, 1 101 18 410);
- на сумму остаточной стоимости объекта недвижимости:
Дебет счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Кредит аналитических счетов счета 1 101 10 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества учреждения" (1 101 11 410-1 101 13 410, 1 101 15 410, 1 101 18 410).
Пример
Пожарная часть списывает гараж, приобретенный за счет бюджетных средств и закрепленный за учреждением на праве оперативного управления. Комиссия признала данный объект недвижимости не пригодным для дальнейшего использования и не подлежащим восстановлению или ремонту. Балансовая стоимость гаража составляет 25 000 руб. Амортизация на него начислена полностью. Решение о списании гаража согласовано с ГУ МЧС по N-й области. После сноса и разборки гаража оприходован колотый кирпич на сумму 4 500 руб.*(3), используемый впоследствии для заливки фундамента под новый гараж. (Цифры приведены условные.)
В бюджетном учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списан гараж на основании утвержденного акта о списании | 1 104 13 410 | 1 101 13 410 | 25 000 |
Оприходован колотый кирпич | 1 105 34 340 | 1 401 10 172 | 4 500 |
В заключение отметим, что в силу п. 13 Положения N 834 после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представляемые согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются учреждением в месячный срок в Росимущество, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) В соответствии с п. 106 Инструкции N 157н стоимость материальных запасов (кирпичей), полученных учреждением в результате разборки объекта основных средств, определилась исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"