Физическое лицо является собственником жилого помещения в многоквартирном доме. Под окнами принадлежащей ему квартиры, на примыкающем газоне, вплотную к жилому дому осуществляется парковка автомобилей. Официальной стоянки там нет.
В каком порядке данное физическое лицо может требовать устранения стоянки автомобилей и нарушения его прав, связанного с повышенным шумом, загазованностью и загрязнением данной территории? На каком расстоянии от дома может находиться парковка?
1. Новым Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, на придомовую территорию устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 части 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома.
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, изложенным в письме от 07.12.2011, понятия "двор жилого здания", "дворовая территория" следует рассматривать, как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
При этом, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме даже в этом случае вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 ст. 36 ЖК РФ (п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", далее - Постановление N 10/22).
В силу п. 2 части 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников квартир может принять решение, в том числе и об устройстве автостоянки на определённом участке или запрете стоянки автотранспорта (смотрите, например, кассационное определение Пермского краевого суда от 05.09.2011 по делу N 33-8950, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 N 09АП-34725/11 и N 09АП-54/12). Отметим здесь, что решение такого вопроса осуществляется с участием собственников всех помещений дома, независимо от расположения таких помещений.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подробно регламентирован в ст. 45 ЖК РФ. Решение по вопросу обустройства автомобильной стоянки принимается большинством не менее двух третей голосов (квалифицированным большинством) от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме и оформляется протоколом в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (часть 1 ст. 46 ЖК РФ).
Принятое решение и итоги голосования в 10-дневный срок должны быть доведены до сведения всех собственников помещений в этом доме. При этом любой домовладелец вправе в судебном порядке обжаловать решение общего собрания, если посчитает, что оно принято с нарушением требований законодательства (часть 6 ст. 46 ЖК РФ).
Часть 1 ст. 47 ЖК РФ допускает возможность проведения общего собрания домовладельцев в форме заочного голосования, если при проведении общего собрания путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело кворума. В этом случае решения собственников в письменной форме передаются ими в определенное место или по определенному адресу. Извещение (сообщение) о проведении такого собрания направляется всем собственникам по правилам ст. 45 ЖК РФ.
Таким образом, решение об организации парковки для автотранспорта на придомовой территории многоквартирного дома должно быть принято собственниками помещений этого дома в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
2. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 12 указанного закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В частности, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, нормативно установлен разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки. Например, от фасадов жилых домов и торцов с окнами открытые автостоянки и паркинги вместимостью 10 и менее машино-мест должны располагаться на расстоянии не менее 10 м, вместимостью 11-50 машино-мест - на расстоянии не менее 15 м, вместимостью 51-100 машино-мест - на расстоянии не менее 25 м, вместимостью 101-300 машино-мест - на расстоянии не менее 35 м, вместимостью свыше 300 машино-мест - на расстоянии не менее 50 м. Парковка автомобилей вплотную к жилому дому нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства и может быть расценена как административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Кроме того, согласно п.п. 17.2, 17.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка*(1) с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест; подобный запрет распространяется также и на дворовые территории. Водители, допускающие стоянку автомобиля с работающим двигателем на придомовой территории, подлежат административной ответственности по части 1 ст. 12.19 КоАП РФ.
Как разъяснили высшие судебные инстанции в п. 67 Постановления N 10/22, собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Поэтому собственник помещения в многоквартирном жилом доме, около которого стоянка автотранспортных средств осуществляется с нарушением установленных норм, вправе защитить свои права посредством обращения в контролирующие органы (например в Роспотребнадзор) или в суд.
В связи с изложенным рекомендуем ознакомиться с судебной практикой: решением Дмитровского городского суда Московской области от 29.08.2011 по делу N 2-2231/11; кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22.10.2010 по делу N 33-2215; решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 18.10.2011 по делу N 2-965/11.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
25 июня 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу п. 1.2 ПДД стоянкой является преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.