Федеральное бюджетное учреждение по результатам проведения конкурса заключило со сторонней организацией договор на поставку канцелярских товаров. Условиями договора была предусмотрена уплата неустойки за каждый день просрочки выполнения исполнителем работ своих обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования, что соответствует ч. 10 и 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственных закупках). Исполнитель нарушил сроки сдачи при выполнении работ, в связи с чем ему была начислена неустойка и направлена претензия. Как отразить в учете нашего учреждения поступление суммы неустойки?
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о государственных закупках государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд. Принимая во внимание положения ст. 125, 126 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреждения. Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(1)).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.
Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке в обязательном порядке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 9 Закона о государственных закупках неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Напомним, что в силу ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало.
Заметим, что согласно ч. 1 ст. 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК РФ. Необходимо отметить, что если государственный или муниципальный контракт предусматривает сроки поставки отдельных товаров и окончательный срок поставки по контракту, то наличие условия о начислении неустойки со следующего дня после истечения срока поставки может быть расценено судом как ответственность продавца за нарушение окончательного срока поставки и не применяться при просрочке поставки отдельной партии товара (Постановление ФАС МО от 07.04.2010 N КА-А40/2072-10).
Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе учреждения должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не являющихся таковыми видов деятельности), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно п. 93 Инструкции N 174н*(2) начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды бюджетного учреждения, отражается по дебету счета 2 205 41 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия" и кредиту счета 2 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".
Операции по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения сумм поступившей неустойки можно представить следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислены штрафные санкции за нарушение условий договоров | 2 205 41 560 | 2 401 10 140 |
Списаны излишне начисленные штрафные санкции за нарушение условий договоров* | 2 401 10 140 | 2 205 41 660 |
Поступили в бюджет штрафные санкции за нарушение условий договоров | 2 201 11 510 | 2 205 41 660 |
Списаны штрафные санкции, нереальные ко взысканию | 2 401 10 173 | 2 205 41 660 |
* Например, при уменьшении судами размера неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ. ** Согласно п. 339 Инструкции N 157н*(3) на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета. |
Аналитический учет расчетов по поступлениям сумм неустойки ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (п. 200 Инструкции N 157н).
С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 июля 2012 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"