Акционерное общество, имеющее структурное подразделение (ясли-сад), осуществляет деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, не получив лицензию на ведение образовательной деятельности. До внесения Федеральным законом от 18.07.11 г. N 235-ФЗ изменений в главу 21 НК РФ реализация таких услуг освобождалась от НДС на основании п.п. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ. Вправе ли организация продолжать применение льготы после вступления в силу указанного Закона и, если да, то какими документами она должна подтверждаться?
Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
Федеральным законом от 18.07.11 г. N 235-ФЗ (вступает в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС) данная норма в части описания услуг изложена в следующей редакции: не подлежит налогообложению реализация услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
Что касается услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях, то в этой части формулировка осталась неизменной, следовательно, порядок применения льготы в отношении указанных услуг не изменился.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) общеобразовательные программы реализуются, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях. Учреждения являются некоммерческой организацией, что соотносится с п. 1 ст. 11.1 указанного Закона, согласно которому государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Между тем акционерные общества относятся к коммерческим организациям и, следовательно, не могут признаваться образовательной организацией.
В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В области лицензирования образовательной деятельности за последнее время произошли изменения.
Согласно п. 3 ст. 33.1 Закона N 3266-1 Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. До 1 апреля 2011 г. действовало Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.09 г. N 277, которое распространялось на лицензирование деятельности организаций, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки. Ныне действующее Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.11 г. N 174, устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. Это означает, что сфера лицензируемой деятельности резко сузилась. Поскольку общеобразовательные программы (к ним, в частности, относится дошкольное образование) и образовательные программы профессиональной подготовки являются различными видами образовательных программ (п. 1 ст. 9 Закона N 3266-1), можно заключить, что деятельность организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, лицензированию не подлежит.
Таким образом, отказ в применении льготы по НДС в настоящее время не должен ставиться в зависимость от того, имеет ли налогоплательщик лицензию на ведение образовательной деятельности. Однако акционерное общество (как и любая другая коммерческая организация), подразделение которого оказывает услуги в сфере дошкольного образования, не вправе освобождать такие услуги от налогообложения согласно п.п. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Добавим, что к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в силу п. 6.2 ст. 9 Закона N 3266-1 устанавливаются Федеральные государственные требования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.09 г. N 655 и являющиеся с 1 января 2011 г. обязательными при реализации такой образовательной программы.
Для подтверждения льготы требуются документы, подтверждающие, что налогоплательщик является образовательной организацией (учреждением) и реализует в установленном законодательством порядке основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
С. Ларин,
консультант ООО "КОСМОС-АУДИТ"
27 октября 2011 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71