Электронные денежные средства организации и индивидуального предпринимателя
29.09.2011 вступили в силу законы (за исключением отдельных положений), которые ввели в финансовый оборот электронные деньги:
- Закон о национальной платежной системе*(1);
- Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ, внесший соответствующие изменения в различные законы.
Новшествами затронута сфера применения электронных денег: введено понятие электронных денежных средств (ЭДС), установлен порядок осуществления операций с ними, а также предусмотрена возможность взыскания налогов за счет ЭДС и приостановления операций с ними.
Комитет по финансовому рынку в Заключении от 18.01.2011 N 143/1 по проекту Федерального закона N 455940-5 (это проект Федерального закона N 162-ФЗ) разъяснил, что ЭДС представляют собой не разновидность безналичных денежных средств, а совершенно иную правовую сущность. Она характеризуется тем, что совмещает:
- признаки наличных денежных средств - возможность передаваться от лица к лицу, минуя банковский счет;
- признаки безналичных денежных средств - возможность обращаться посредством передачи информации технологическими устройствами.
По существу, безналичные и электронные денежные средства - это два различных вида "неналичных" денежных средств.
Электронные деньги не являются деньгами в прямом смысле слова, поскольку они эмитируются не государством, а частноправовыми институтами.
Порядок осуществления операций с электронными деньгами
Порядок осуществления операций с ЭДС в настоящее время прописан только в Законе о национальной платежной системе.
Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). То есть электронные деньги организаций и индивидуальных предпринимателей - это денежные средства, которые внесены ими в кредитные организации и учитываются без открытия банковских счетов. Такие деньги могут находиться как в рублях, так и в иностранной валюте.
Использование электронных денег осуществляется на основании договора об использовании электронных денежных средств, заключенного организацией (индивидуальным предпринимателем) с оператором электронных денежных средств (п. 1 ст. 9 Закона о национальной платежной системе).
Операторами ЭДС могут являться как банки, так и небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п. 1 ст. 12 Закона о национальной платежной системе).
В статью 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" введено понятие небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Эта организация имеет право:
- открывать и вести банковские счета юридическим лицам, а также осуществлять переводы денежных средств по данным счетам (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В данном определении обращает на себя внимание то, что небанковской кредитной организации разрешено открывать банковские счета (в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) только юридическим лицам, следовательно, индивидуальным предпринимателям такие счета она открывать не вправе.
Отметим, что организации и индивидуальные предприниматели изначально должны иметь банковский счет, на который может быть переведен остаток электронных денег. Этот счет может быть открыт как у оператора ЭДС (банка или небанковской кредитной организации), так и у иной кредитной организации (не являющейся оператором ЭДС). В последнем случае организация обязана предоставить оператору ЭДС информацию об этом счете (п. 23 ст. 7 Закона о национальной платежной системе).
Законом о национальной платежной системе (п. 4, 5 ст. 7) предусмотрены ограничения деятельности оператора ЭДС. Он не вправе:
- предоставлять клиенту денежные средств для пополнения остатка его ЭДС;
- начислять проценты на остаток ЭДС клиента;
- выплачивать вознаграждение клиенту.
Операции, осуществляемые организацией или индивидуальным предпринимателем с электронными деньгами, можно объединить в три группы:
- пополнение электронных денег со своего банковского счета;
- перевод электронных денег другому лицу (получателю);
- перевод электронных денег на свой банковский счет.
Перевод ЭДС от клиента (организации и ИП) получателю осуществляется на основании одного из следующих документов (п. 7 ст. 7 Закона о национальной платежной системе):
- распоряжения клиента о переводе ЭДС в пользу получателя;
- требования получателя, если такая возможность предусмотрена договорами, заключенными между клиентом и оператором ЭДС, а также между клиентом и получателем средств.
Схема взаимоотношений сторон при переводе электронных денег
по распоряжению клиента получателю
/------\ Товары (работы, услуги) /----------\
| |------------------------------------------| |
| | /-------------------\ |Получатель|
|Клиент| Распоряжение | | | |
| |--------------------| Оператор ЭДС | | |
| | на перевод ЭДС |(банк, небанковская| \----------/
| | | кредитная |
| | Договор | организация) |-------/
| |-------------------| |
\------/об использовании ЭДС \-------------------/
Способы и средства, позволяющие лицу управлять своими электронными деньгами (осуществлять их переводы), называются электронными средствами платежа (ЭСП). Переводы осуществляются путем проведения безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрено использование только одного вида электронных средств платежей - корпоративного.
Корпоративное ЭСП характеризуется следующими особенностями (п. 7 ст. 10 Закона о национальной платежной системе):
- перевод электронных денег обязательно должен быть идентифицирован оператором ЭДС. Идентификация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- остаток электронных денег на конец дня не должен превышать 100 000 руб. Если остаток электронных денег - в иностранной валюте, то он не должен превышать сумму, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу ЦБР на конец рабочего дня оператора ЭДС. Если остаток средств превысил вышеуказанное ограничение, то сумму превышения оператор ЭДС автоматически перечисляет на банковский счет клиента без его распоряжения. Превышение суммы остатка над величиной ограничения допускается только в случае, когда оно вызвано изменением официального курса иностранной валюты (п. 8, 9 Закона о национальной платежной системе).
Чтобы перевести электронные денежные средства в наличные деньги, организация и индивидуальный предприниматель могут воспользоваться только одним способом - перевести ЭДС на банковский счет, а затем снять их со счета в банке, что следует из п. 22 ст. 7 Закона о национальной платежной системе.
Налоговое администрирование
Уведомление налогового органа о возникновении (прекращении) права использования ЭСП
Организация и индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в налоговый орган о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные ЭСП для перевода ЭДС в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) такого права (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Поскольку в норме не уточнено, исчисляется данный срок в календарных либо рабочих днях, в соответствии с положениями ст. 6.1 НК РФ он исчисляется в рабочих днях.
Налоговый кодекс не содержит специальной нормы, предусматривающей ответственность за нарушение срока уведомления, следовательно, применяется общая норма. По нашему мнению, такой нормой может быть ст. 129.1 НК РФ, согласно которой неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
Примечание. Момент возникновения (прекращения) права на использование корпоративных ЭСП, а соответственно, и начало течения срока уведомления организация определяет согласно условиям договора об использовании ЭСП.
Платежи в бюджет электронными деньгами
С вступлением в силу новшеств, касающихся электронных денег, возникает вопрос о возможности уплаты субъектами предпринимательской деятельности в бюджет налогов, а также иных платежей ЭДС. Это бы значительно упростило и ускорило исполнение данных обязанностей.
В статью 45 "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора" НК РФ внесено дополнение, но оно позволяет уплачивать налог электронными деньгами лишь физическому лицу (пп. 1.1). Так как аналогичного положения в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей не предусмотрено, по нашему мнению, из буквального прочтения ст. 45 НК РФ следует, что данные лица не вправе уплачивать налоги, сборы, штрафы и пени в бюджет электронными денежным средствами.
Отметим, в Решении Комитета по бюджету и налогам от 15.12.2010 по проекту Федерального закона N 455940-5 обращено внимание на то, что данная ситуация создает правовую неопределенность в вопросе, что считать моментом исполнения обязанности по уплате налога для организаций, использующих электронные деньги.
Взыскание налогов и пеней за счет электронных денег
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации и индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог и пени за счет их электронных денег (п. 6.1 и 9 ст. 46 НК РФ). Взыскание производится путем направления налоговым органом в банк поручения на перевод ЭДС на счет должника. Данное поручение должно содержать:
- реквизиты корпоративного ЭСП;
- сумму, подлежащую переводу;
- реквизиты счета организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание производится за счет остатков электронных денег в рублях, а при их недостаточности - за счет остатков в иностранной валюте.
Таким образом, прежде чем взыскать недоимку за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, налоговому органу необходимо будет удостовериться, что у них не хватает как денег на счетах, так и электронных денег.
Приостановление переводов электронных денег
Одним из способов обеспечения исполнения налоговых обязательств налогоплательщика является приостановление его операций. Согласно п. 1 и 3 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке, а также переводов электронных денег организацией (индивидуальным предпринимателем):
- применяется налоговым органом для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа;
- может применяться налоговым органом в случае непредставления этим лицом налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Решение о приостановлении данных операций принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Приостановление переводов для обеспечения взыскания. В соответствии с данным решением банк прекращает операции, влекущие уменьшение остатка электронных денег, в пределах суммы, указанной в решении. Приостановление переводов электронных денег в иностранной валюте означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денег, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу ЦБР, установленному на дату начала действия приостановления перевода ЭДС в иностранной валюте указанного лица (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Решение о приостановлении может быть принято налоговым органом не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денег отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).
Если общая сумма денежных средств организации (индивидуального предпринимателя), находящихся на счетах, а также остатков электронных денег, на которые распространяется решение о приостановлении операций, превышает указанную в этом решении сумму, организация (индивидуальный предприниматель) вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций с указанием счетов, а также остатков ЭДС, которые могут быть использованы для исполнения решения о взыскании налога (п. 9, 9.3 ст. 76 НК РФ).
Изменение наименования организации, реквизитов корпоративных ЭДС. Законодатель обратил внимание на ситуации, когда после принятия налоговым органом решения о приостановлении операций:
- организация изменяет свое наименование;
- организация или ИП изменяет реквизиты корпоративного ЭСП.
В пункте 7 ст. 76 НК РФ теперь прописан порядок действий банка в таких ситуациях, благодаря чему решение о приостановлении будет распространяться на переименованное лицо и его корпоративное ЭСП, реквизиты которого изменились.
Недоработки законодателя
Налоговый кодекс. Несмотря на то что согласно Закону о национальной платежной системе оператором ЭДС может быть как банк, так и небанковская организация, в статьях НК РФ, в которые вносятся изменения, касающиеся ЭДС, речь идет исключительно о банках, например:
- взыскание налоговым органом налога за счет ЭДС организации производится путем направления в банк, в котором находятся ЭДС, поручения налогового органа на перевод ЭДС налогоплательщика в банке (абз. 2 п. 6.1 ст. 46 НК РФ);
- приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств (абз. 4 п. 1 ст. 76 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемых изменениях в НК РФ не упоминаются небанковские организации, осуществляющие операции с ЭДС. На данное противоречие указано и в п. 10.3 Заключения Комитета по финансовому рынку от 18.01.2011 N 143/1.
По нашему мнению, буквальное прочтение положений НК РФ свидетельствует об отсутствии порядка:
- взыскания налоговым органом налогов, сборов, штрафов, пени за счет остатков ЭДС организации, находящихся в небанковской организации;
- приостановления налоговым органом операций с этими средствами.
Данное противоречие порождает риск возникновения спорных ситуаций.
Гражданский кодекс. Законодателем пока не были внесены изменения в Гражданский кодекс, которые планировались в связи с вступлением в силу Закона о национальной платежной системе, в том числе регулирующие взаимоотношения клиента и оператора ЭДС. Дело в том, что в ст. 1 проекта Федерального закона N 455940-5 было предусмотрено внесение изменений в ч. 2 ГК РФ в части "определения условий использования электронных средств платежа с открытием банковского счета (изменения в гл. 45 "Банковский счет") и без открытия банковского счета (изменения в гл. 46 "Расчеты"). Но различными комитетами, анализирующими данный проект закона, было указано на серьезные недостатки, касающиеся положений, вносящих изменения в Гражданский кодекс.
Таким образом, в настоящее время порядок проведения расчетов поручениями о переводе без открытия банковского счета, в частности прием к исполнению и исполнение банком подобного поручения, условия использования ЭСП для передачи поручений о переводе, ответственность банка за ненадлежащее исполнение поручения, законодательно не установлен.
В.В. Никитин,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 21, ноябрь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"