Комментарий к Письму Минфина РФ от 07.09.2011 N 03-04-06/4-209
Как известно, имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, может быть предоставлен сотруднику до окончания года при его обращении к работодателю при условии подтверждения права гражданина на такой вычет налоговой инспекцией по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.
Данной формой уведомления предусмотрено, что оно выдается физическому лицу для представления работодателю (налоговому агенту) и в нем в обязательном порядке указываются наименование организации, а также ИНН и КПП юридического лица.
Согласно ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Обособленные подразделения компаний юридическими лицами не являются.
Исходя из этого, чиновники Минфина в Письме от 07.09.2011 N 03-04-06/4-209 сделали вывод: уведомление о подтверждении права физического лица на получение имущественного вычета может быть использовано в течение налогового периода независимо от конкретного места его трудовой деятельности (головная организация или любое из ее обособленных подразделений).
Ранее такой вывод был сделан в Письме ФНС России от 30.10.2008 N 3-5-04/657@.
Учитывая согласованную позицию двух контролирующих ведомств (причем благоприятную для работодателей - налоговых агентов), полагаем, что в ситуации, когда имущественный вычет предоставлен физическому лицу головным предприятием по уведомлению, в котором указан КПП обособленного подразделения, работодателям - налоговым агентам не следует опасаться претензий проверяющих.
В отношении порядка хранения подобных уведомлений, которым также интересовался налогоплательщик в обращении, финансисты в комментируемом письме пояснили следующее. Работодатели обязаны хранить уведомления о подтверждении права на получение имущественного вычета в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Добавим: аналогичная норма для налоговых агентов предусмотрена пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ. А вот порядок хранения подобных документов налоговый агент должен определить самостоятельно.
При этом Минфин подчеркнул, что налоговый орган вправе истребовать данные документы для проведения мероприятий налогового контроля. Значит, работодателю необходимо уделить должное внимание данному вопросу. Ведь если организация не представит контролирующим органам необходимые сведения, ей грозит штраф в размере 200 руб. за каждый непредъявленный документ (ст. 126 НК РФ).
Кроме того, в подобной ситуации налоговая инспекция за отсутствие первичных документов может привлечь налогового агента к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, предусмотренное ст. 120 НК РФ. Размер штрафа - от 10 000 до 40 000 руб.
Также следует напомнить о том, что за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, могут быть оштрафованы должностные лица (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер штрафа составляет от 300 до 500 руб.
В связи с этим обращаем внимание на то, что Решением ВАС РФ от 06.09.2011 N 7889/11 признан не вступившим в силу (так как не был официально опубликован полностью) Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Приказ N 558), которым, в частности, были утверждены перечень и сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности коммерческих организаций.
Напомним, что нормами упомянутого приказа установлены, например, сроки хранения документов, связанных с ценообразованием, оплатой труда и кадрами предприятия. Документы об оплате труда и стаже работников организации согласно Приказу N 558 должны храниться 75 лет. Годовые бухгалтерские балансы и отчеты подлежат постоянному сохранению, квартальные - хранению в течение пяти лет, а месячные - в течение одного года.
Впоследствии выводы высших арбитров из Решения N 7889/11 были учтены, и 19 сентября 2011 года Приказ N 558 все же был опубликован в полном объеме, соответственно, его положения применяются с 30.09.2011. Иными словами, именно с указанной даты коммерческие организации для хранения документов, образующихся в хозяйственной деятельности, должны устанавливать сроки согласно Приказу N 558.
А до этого момента, чтобы определить, как долго нужно обеспечивать сохранность документов, организациям, полагаем, следовало учитывать сроки, утвержденные федеральными законами.
Так, ст. 17 Закона о бухгалтерском учете*(1) установлено, что первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности нужно хранить как минимум пять лет.
Кроме того, Налоговым кодексом, помимо четырехлетнего срока, оговоренного в пп. 8 п. 1 ст. 23, определен ряд случаев, когда налогоплательщик должен хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, еще дольше (см., например, п. 4 ст. 283, абз. 7 п. 7 ст. 346.18, абз. 7 п. 5 ст. 346.6, абз. 9 п. 16 ст. 214.1 НК РФ).
Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет (пп. 6 п. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах*(2)).
Помимо этого, организациям нужно соблюдать нормы Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 21, ноябрь 2011 г.
-----------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"