Современный правовой режим операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Российской Федерации
В связи с финансово-экономическим кризисом становится все более привлекательным вложение денег в драгоценные металлы. В Российской Федерации такая возможность также существует. Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой международного частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Н.Ю. Ерпылева и старший преподаватель той же кафедры М.Н. Клевченкова подробно разъясняют правовой режим операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями с учетом последних новелл законодательства.
Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями входит в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и Банка России. Важнейшей составляющей рынка драгоценных металлов является макроэкономический показатель величины золотого запаса государства. Золотой запас царской России к 1917 г. составлял 1684 т; к середине 1950-х гг. Советский Союз имел 2049 т золота. К концу 1995 г. золотой запас России был равен 116 т*(1). К началу 2011 г. золотые резервы России увеличились и составили 788,6 т*(2). По данным Всемирного золотого совета (World Gold Council), Россия занимает восьмое место в мире по объему золота, находящегося в государственных золотовалютных резервах, следуя за Швейцарией. По состоянию на январь 2011 г. первое место по объему запасов золота в государственных золотовалютных резервах принадлежит США (8133,6 т), затем следуют Германия (3400,9 т), Международный валютный фонд (2814,0 т), Италия (2451,9 т), Франция (2435,4 т), Китай (1054,1 т), Швейцария (1040,1 т), Япония (765,1 т), Нидерланды (612,4 т), Индия (556,8 т), Европейский центральный банк (501,4 т), Тайвань (423,6 т)*(3).
Существенная перестройка системы управления золотодобывающей и алмазодобывающей отраслями со стороны государства, выразившаяся в ликвидации Роскомдрагмета как самостоятельного государственного органа управления в этой области и в передаче его функций Министерству финансов РФ в лице Гохрана России и Министерству экономического развития РФ, привела к необходимости принятия законодательных мер по либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней России. Принятые в этом направлении нормативные правовые акты, во-первых, расширили круг операций с драгоценными металлами, совершаемых коммерческими банками, по сравнению с ранее существовавшим, а во-вторых, разрешили допуск физических лиц на рынок драгоценных металлов.
Прежде чем рассмотреть данные новеллы более подробно, необходимо оговориться: операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями могут совершать только банки, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая выдается при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (так называемую "металлическую лицензию"). Лицензии выдаются в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" в ред. от 17 мая 2011 г. *(4) (п. 8.2.3, 14.1.2).
Основным документом, регулирующим правовой режим совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выступает Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в ред. от 19 июля 2011 г. *(5) (далее - Закон). Закон регламентирует основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:
- устанавливает область действия государственной монополии;
- устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;
- устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;
- определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации;
- определяет статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации;
- определяет основные виды и основные формы государственного контроля над геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.
Не является предметом регулирования настоящего закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). Наряду с вышеупомянутым законом, который является основным фундаментальным актом правового регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, действует большое число подзаконных нормативных актов, детализирующих отдельные требования Закона и дополняющих его содержание.
Согласно Закону драгоценные металлы - это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Драгоценные камни - это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде (ст. 1 Закона). К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8 "Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням"*(6). В соответствии с данным постановлением основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:
- масса - свыше 1000 г;
- форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;
- целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80%), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;
- включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;
- цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю (п. 2 Порядка).
Под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями Закон понимает:
- действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;
- изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;
- перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;
- ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории России (ст. 1 Закона).
Институционный механизм правового регулирования операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Институционный механизм правового регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями можно представить в виде следующей таблицы:
N п/п | Орган, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями | Правовая основа функционирования такого органа |
1 | Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней | Статья 5 Закона N 41-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) |
2 | Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонд России) | Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2003 г. N 127*(7) |
3 | Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ (Гохран России) | Положение о Государственном учреждении по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов РФ, утв. приказом Минфина России от 26 декабря 2005 г. N 353 (в ред. от 23 октября 2006 г.)*(8) |
4 | Алмазный фонд РФ | Положение об Алмазном фонде РФ, утв. Указом Президента РФ от 15 ноября 1999 г. N 1524 (в ред. от 26 мая 2008 г.)*(9) |
5 | Золотой запас РФ | Статья 8 Закона N 41-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) |
6 | Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации (Фонды субъектов Федерации) | Статья 9 Закона N 41-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) |
7 | Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ (Пробирная палата) | Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ, утв. приказом Министерства финансов РФ от 12 декабря 2005 г. N 327*(10) |
Правовой статус Федерального фонда резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней
Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней формируется в целях регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в драгоценных металлах и драгоценных камнях. В Фонд включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования. Решение о включении отдельных разведанных месторождений в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимается Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов Федерации. Распоряжение федеральным фондом резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Правительством РФ. Условия использования разведанных месторождений, включенных в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых располагаются указанные месторождения (ст. 5 Закона).
Правовой статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонд России) составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность драгоценных металлов (золота, серебра, платины и металлов платиновой группы), драгоценных камней (природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, природного жемчуга в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальных янтарных образований, приравненных к драгоценным камням, изделий из указанных драгоценных металлов и драгоценных камней), а также их лома и отходов (далее - ценности). Госфонд России предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Составными частями Госфонда России являются:
- ценности Алмазного фонда РФ;
- ценности золотого запаса Российской Федерации;
- прочие ценности Госфонда России (п. 1-3 Положения о Госфонде России).
Алмазный фонд РФ представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Зачисление ценностей Госфонда России в Алмазный фонд РФ производится по решению Правительства РФ (п. 4 Положения о Госфонде России). Аффинированное золото в слитках, хранящееся в Госфонде России, составляет часть золотого запаса Российской Федерации. Ценности золотого запаса учитываются на счетах Министерства финансов РФ (п. 5). Ценности, не указанные в пунктах 4 и 5, составляют прочие ценности Госфонда России. Ценности, зачисленные в Госфонд России, являются федеральной собственностью (п. 7) и подлежат предварительной экспертизе, которая проводится в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2004 г. N 38н "Об утверждении порядка проведения предварительной экспертизы ценностей, зачисляемых в Госфонд России"*(11).
Порядок пополнения Госфонда России. Приобретение ценностей для пополнения Госфонда России осуществляется Минфином России. При выполнении заданий по закупке ценностей для пополнения Госфонда России в первую очередь осуществляются закупки ценностей для пополнения золотого запаса Российской Федерации и Алмазного фонда РФ, а также восполнения запасов других аффинированных драгоценных металлов (п. 13 и 14). В приоритетном порядке в Госфонд России приобретаются:
- аффинированные природные металлы, прежде всего золото в слитках;
- необработанные природные алмазы, пригодные для изготовления бриллиантов;
- уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни;
- высокохудожественные, имеющие историческую ценность ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с предварительной экспертизой предполагается зачислять в Алмазный фонд РФ.
Госфонд России пополняется за счет:
- драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета;
- уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета;
- драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, принудительно изъятых в установленном законом порядке;
- изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у организаций, осуществляющих скупку;
- драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, скупленных у граждан;
- лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- кладов драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
- бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
- драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения;
- изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней государственных наград бывшего СССР, предназначенных для выдачи награжденным лицам или подлежащих сдаче на государственное хранение;
- изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней подарков, полученных гражданами Российской Федерации в связи с государственной деятельностью;
- драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, зачисляемых в Госфонд России по иным основаниям (п. 17 Положения).
Ценности, переходящие (обращаемые) в федеральную собственность в порядке правопреемства, наследования, дарения, на основании вступившего в законную силу решения суда, а также на иных основаниях, после предварительной экспертизы и оценки подлежат зачислению в Госфонд России. При покупке ценностей для пополнения Госфонда России оплата драгоценных металлов производится по рыночным ценам, формируемым с учетом цен мирового рынка (биржевых цен), а оплата драгоценных камней - по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день покупки. Цена уникальных самородка драгоценных металлов не может быть ниже стоимости содержащихся в указанных самородках драгоценных металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи этих самородков (п. 18, 21).
Отпуск ценностей Госфонда России. Отпуск ценностей Алмазного фонда РФ осуществляется только на определенный срок, по истечении которого они подлежат возврату (временный отпуск). Решение о временном отпуске ценностей Алмазного фонда РФ принимается Правительством РФ исключительно в целях их реставрации, экспонирования или научного изучения в Российской Федерации или за ее пределами. Отпуск ценностей золотого запаса для осуществления операций на внешнем и внутреннем рынках производится исключительно в целях проведения государственной финансовой политики и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях. Отпуск ценностей золотого запаса осуществляется по решению Президента РФ, принимаемому на основании мотивированного представления Председателя Правительства РФ (п. 22-25).
Для реализации на внутреннем рынке ценности Госфонда России отпускаются организациям и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, поставленным на специальный учет в органах федерального пробирного надзора и подавшим соответствующие заявки на покупку ценностей. Отпуск ценностей Госфонда России для реализации на внутреннем рынке осуществляется в следующем порядке:
- драгоценные металлы в аффинированном виде реализуются по рыночным ценам, определяемым с учетом цен на мировом рынке, складывающихся на международных биржах драгоценных металлов, организациям, представившим соответствующие заявки на приобретение аффинированных драгоценных металлов, или на открытых аукционах;
- природные алмазы (в необработанном виде), за исключением алмазов массой 10,8 карата и более, реализуются партиями (стандартными лотами), по ценам, определяемым экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день реализации;
- природные алмазы массой 10,8 карата и более, а также уникальные природные алмазы в обработанном и необработанном виде реализуются на открытых аукционах*(12);
- природные алмазы (в обработанном виде), за исключением алмазов массой 10,8 карата и более, а также иные природные драгоценные камни (в обработанном и необработанном виде) реализуются партиями по ценам, определяемым экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день реализации, в установленном порядке или на открытых аукционах;
- изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (или с их содержанием), а также самородки после прохождения экспертизы могут реализовываться на открытых аукционах по ценам не ниже цен, определенных экспертным путем;
- изделия, которые в соответствии с заключением экспертизы имеют историческую, научную или художественную ценность или являются культурными ценностями, могут реализовываться по решению Президента РФ или Правительства РФ (п. 31, 32).
Отпуск ценностей Госфонда России при их реализации на внутреннем рынке осуществляется после предварительной оплаты (п. 33).
Правовой статус Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней
Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - Гохран России) создано в структуре Министерства финансов РФ. Гохран России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, и иные счета. Гохран России от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.6. Положения о Гохране России).
Основными задачами Гохрана России являются:
- формирование Госфонда России драгоценными металлами (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), драгоценными камнями (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные янтарные образования, приравненные в установленном порядке к драгоценным камням), изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их ломом и отходами и отпуск ценностей Госфонда России;
- обеспечение учета и сохранности ценностей Госфонда России (п. 2 Положения о Гохране России).
Перечислим основные функции Гохрана России:
- участие в подготовке проектов планов формирования Госфонда России и отпуска ценностей Госфонда России, а также отчета о пополнении и расходовании ценностей Госфонда России;
- приобретение ценностей для пополнения Госфонда России на основании приказов Минфина России, принятых во исполнение решений Правительства РФ;
- отпуск ценностей Госфонда России на основании приказов Минфина России, принятых во исполнение решений Президента РФ и Правительства РФ;
- зачисление в Госфонд России ценностей, приобретенных для его пополнения, а также ценностей, перешедших (обращенных) в собственность государства по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- обеспечение преимущественного права покупки ценностей для пополнения Госфонда России;
- прием, хранение и обеспечение сохранности ценностей;
- организация и проведение в установленном порядке экспертных работ по отнесению ювелирных изделий, самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных;
- транспортировка ценностей;
- осуществление государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней;
- учет сделок с необработанными драгоценными камнями;
- обеспечение государственного контроля за соблюдением требований международной схемы сертификации необработанных природных алмазов;
- информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности России в Кимберлийском процессе;
- сортировка, обработка, оценка, экспертиза драгоценных металлов и драгоценных камней, участие в процессе сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней;
- реставрация уникальных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, зачисленных в Госфонд России или приобретаемых для его пополнения;
- бухгалтерский учет ценностей Госфонда России и забалансовый учет ценностей, которые находятся в музеях и других культурно-просветительских учреждениях;
- разработка и представление на утверждение в Минфин России проектов прейскурантов цен на драгоценные камни, закупаемые в Госфонд России и реализуемые из него;
- определение в порядке, установленном Минфином России, цен на драгоценные металлы, а также цен на изделия из них, закупаемые в Госфонд России и реализуемые из него;
- организация и проведение в установленном порядке на территории России и за рубежом выставок ценностей Госфонда России, в том числе Алмазного фонда РФ, включая постоянно действующие выставки на территории России, организуемые по решениям Правительства РФ;
- иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 3 Положения о Гохране России).
Правовой статус Алмазного фонда РФ
Алмазный фонд РФ является составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонда России) и представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Алмазный фонд неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду. Ответственность за сохранность Алмазного фонда возлагается на Министерство финансов РФ. Алмазный фонд пополняется ценностями из Госфонда России. Отбор и оценка ценностей, отнесенных к уникальным и подлежащих зачислению в Алмазный фонд, а также их описание производятся экспертной комиссией Министерства финансов РФ (п. 1-4 Положения об Алмазном фонде РФ).
Зачислению в Алмазный фонд подлежат:
- алмазы массой 50 каратов и более, а также алмазы, обладающие уникальными характеристиками по одному признаку или по совокупности признаков (форма, редкий уникальный цвет в сочетании с высокой чистотой, характер включений и кристаллографические очертания);
- бриллианты массой 20 каратов и более, а также уникальные по цвету, форме и качеству;
- природные драгоценные камни - изумруды, рубины, сапфиры и александриты массой 30 каратов и более и ограненные камни массой 20 каратов и более, а также камни, уникальные по цвету, форме и качеству;
- уникальный природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде;
- уникальные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням;
- самородки драгоценных металлов, обладающие редко встречающимися в природе характеристиками;
- уникальные ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе созданные ювелирами Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ, высокохудожественные уникальные ювелирные изделия и воссозданные ими исторические ценности (п. 5 Положения об Алмазном фонде РФ).
Зачисление ценностей в Алмазный фонд производится по решению Правительства РФ. Исключение ценностей из Алмазного фонда производится по представлению Правительства РФ на основании решения Президента РФ. Ценности Алмазного фонда могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в России и за ее пределами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Право на воспроизведение ценностей Алмазного фонда с использованием полиграфических, кинематографических, телевизионных и других средств предоставляется исключительно по разрешению Минфина России. Проверка состояния Алмазного фонда осуществляется одновременно с проверкой состояния Госфонда России, а также по решению Правительства РФ (п. 6-12 Положения).
Согласно постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 614 "Об утверждении Правил отбора и оценки ценностей, отнесенных к уникальным и подлежащих зачислению в Алмазный фонд РФ"*(13) (далее - Правила) зачислению в Алмазный фонд подлежат:
1) самородки драгоценных металлов:
а) редко встречающиеся в природе самородки, обладающие исключительными минералогическими, морфологическими, размерно-весовыми характеристиками или их сочетаниями, с учетом их коллекционной значимости;
б) самородки особой исторической значимости:
- связанные с какими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль в истории, науке и культуре;
- связанные с историей развития добычи драгоценных металлов в стране;
- поступившие в Госфонд России из коллекций, собраний, музеев;
в) самородки высокой эстетической ценности, имеющие необычную, причудливую, напоминающую какие-либо предметы форму;
2) природные драгоценные камни:
а) алмазы массой 50 каратов и более, а также уникальные по цвету, форме и качеству (стоимостью, эквивалентной 3000 долл. США и более за 1 карат);
б) бриллианты массой 20 каратов и более, а также массой 6 каратов и более, уникальные по цвету, форме и качеству (стоимостью, эквивалентной 10 000 долл. США и более за 1 карат);
в) природные драгоценные камни - изумруды, рубины, сапфиры и александриты массой 30 каратов и более и ограненные камни массой 20 каратов и более, а также камни, уникальные по цвету, форме и качеству;
г) уникальный природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде;
д) уникальные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням;
3) уникальные ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней:
а) изделия, выполненные придворными ювелирами для членов императорской фамилии или представителей аристократии Российской империи;
б) изделия, принадлежность которых выдающимся историческим личностям Российской империи имеет документальное подтверждение;
в) изделия, связь которых со значительными событиями в истории России имеет документальное подтверждение;
г) изделия, соответствующие высочайшему уровню художественного исполнения, отличающиеся оригинальностью замысла и совершенным техническим исполнением, в том числе уникальные ювелирные изделия, созданные ювелирами Гохрана России, и воссозданные ими исторические ценности;
д) изделия, включающие уникальные природные образования драгоценных металлов и (или) уникальных драгоценных камней (п. 3 Правил).
Правовой статус золотого запаса Российской Федерации
Золотой запас Российской Федерации, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося частью золотовалютных резервов Российской Федерации, предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребности Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях. Часть золотого запаса, хранящаяся в Банке России, учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса принимается Банком России в порядке, согласованном с Правительством РФ. Отчет о состоянии учитываемой на счетах Банка России части золотого запаса представляется Банком России Государственной Думе как составная часть доклада Председателя Банка России о деятельности Банка России. Часть золотого запаса, находящаяся в Госфонде России, учитывается на счетах Министерства финансов РФ. Решение о расходовании находящейся в Госфонде России части золотого запаса принимается Президентом РФ на основании мотивированного представления Председателя Правительства РФ (ст. 8, 23 Закона).
Правовой статус Государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации
Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации (далее - фонды субъектов Федерации) могут создаваться по согласованию с Правительством РФ. Фонды субъектов Федерации используются в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов и являются их собственностью. Фонды субъектов Федерации формируются за счет средств бюджетов субъектов посредством приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом цен мирового рынка и учитываются отдельной строкой в бюджетах субъектов Федерации. Средства, полученные субъектами Федерации из федерального бюджета в виде трансфертов и дотаций, не могут являться источником формирования их фондов. Отчет о состоянии фондов субъектов Федерации органами их исполнительной власти ежегодно представляется в Правительство РФ. Состояние фондов субъектов Федерации может быть проверено специальной комиссией, создаваемой Минфином России по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Федерации и с участием представителей этих органов (ст. 9 Закона).
Процедура проведения проверки состояния Госфонда России и фондов субъектов Федерации с целью обеспечения контроля за соблюдением порядка зачисления, учета, хранения и целевого использования драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, находящихся на учете в указанных фондах, и использования полученных сведений для ведения реестра федерального имущества, определена в постановлении Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 705 "Об утверждении Правил проверки состояния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации".*(14) Проверка состояния Госфонда России осуществляется не реже одного раза в пять лет, а фондов субъектов Федерации - не реже одного раза в три года (п. 3 Правил).
Правовой статус Российской государственной пробирной палаты
Пробирная палата осуществляет федеральный пробирный надзор, в том числе государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, государственный контроль при вывозе из России и ввозе в Россию драгоценных металлов и контроль в рамках своей компетенции за исполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории России. Пробирная палата является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления. Пробирная палата от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде. Пробирная палата отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Пробирной палаты несет собственник соответствующего имущества (п. 4-6 Положения о Пробирной палате).
Основными задачами Пробирной палаты являются:
- защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства, извлечения, переработки, использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- обеспечение и совершенствование организационного и методического единства деятельности филиалов.
Пробирная палата в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
- опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию России для продажи;
- проведение экспертизы оттисков государственных пробирных клейм, контрольных анализов и технической экспертизы драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов, экспертизы и диагностики драгоценных камней, экспертизы по постановлениям органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда;
- проведение государственной сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;
- обеспечение постоянного государственного контроля над производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством РФ;
- проведение периодического государственного контроля над производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, независимо от организационно-правовых форм, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- проведение экспертизы музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроля над обесценением сохранности указанных предметов;
- осуществление специального учета организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- расчет размеров государственной пошлины за опробование, анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов, проведение экспертизы, сертификацию продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней и другие работы на основании размеров, утвержденных соответствующими актами Правительства РФ. Представление Минфину России предложения об изменении размеров государственной пошлины;
- осуществление руководства филиалами Пробирной палаты и контроля над их деятельностью;
- организация и проведение специальной подготовки и повышения квалификации работников Пробирной палаты и ее филиалов;
- разработка и внедрение методической базы деятельности филиалов Пробирной палаты и новых технологий опробования, анализа, клеймения и экспертизы;
- внедрение современных технологий обработки информации;
- организация развития производства нестандартного оборудования, приборов и инструмента, применяемого филиалами Пробирной палаты, повышения их технического уровня;
- обеспечение филиалов Пробирной палаты специальным инструментом (государственные пробирные клейма, стандартные образцы драгоценных металлов, их сплавов и другие инструменты), а также бланками квитанций строгой отчетности;
- осуществление контроля над исполнением организациями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации, а также организацией внутреннего контроля;
- осуществление государственного контроля при вывозе из России и ввозе в Россию драгоценных металлов;
- осуществление справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- обеспечение мобилизационной подготовки Пробирной палаты;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- осуществление работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Пробирной палаты (п. 12 и 13 Положения о Пробирной палате).
Правовой режим операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории России: источники и основные виды
Правовое регулирование порядка совершения операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, входящее в компетенцию Правительства РФ и Банка России, нашло выражение в следующих документах нормативно-правового характера:
- Инструкции по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями, утвержденной приказом Минфина России от 4 октября 2001 г. N 81н в ред. от 22 июля 2003 г. *(15) (далее - Инструкция);
- Положении "О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 в ред. от 24 августа 2004 г. *(16) (далее - Положение от 30 июня 1994 г.);
- Положении "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами", утвержденном письмом ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. N 50 в ред. от 11 апреля 2000 г. *(17) (далее - Положение от 1 ноября 1996 г.);
- Указании ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 376-У "О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации" в ред. от 30 ноября 2000 г. *(18) (далее - Указание N 376-У).
Правовой режим операций и сделок с драгоценными камнями на территории России
Инструкция по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями, прошедшими сортировку на территории России, между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями - резидентами Российской Федерации, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями разработана в целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением необработанных драгоценных камней на территории Российской Федерации, а также за происхождением необработанных драгоценных камней, использованных для изготовления обработанных драгоценных камней и технических изделий с содержанием драгоценных камней. Инструкция устанавливает порядок учета сделок, связанных с переходом права собственности на необработанные драгоценные камни, совершаемых на территории Российской Федерации (п. 1.1 и 1.2 Инструкции).
При совершении сделок с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями, оформляются следующие документы:
- акт сделки, совершенной с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями;
- договор (контракт) о купле-продаже необработанных драгоценных камней, к которому прилагаются ведомости на необработанные драгоценные камни, оформленные в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов, классификаторов и прейскурантов, отражающие каждую позицию классификационных признаков формы, качества, цвета и размерности драгоценных камней.
Государственные контролеры Министерства финансов РФ проверяют правильность оформления документов, присваивают сделке номер и уведомляют об этом участников сделки в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов (п. 2.1-2.3 Инструкции).
Российские перерабатывающие организации могут реализовывать необработанные драгоценные камни, не использованные на собственном производстве, другим российским перерабатывающим организациям. При реализации части необработанных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи, у других поставщиков необработанных драгоценных камней или у российских перерабатывающих организаций, указанные необработанные драгоценные камни разъединяются на партии. Разъединение необработанных драгоценных камней осуществляется специальной комиссией, созданной российской перерабатывающей организацией, являющейся собственником необработанных драгоценных камней.
При совершении сделок с необработанными драгоценными камнями между российскими перерабатывающими организациями оформляются следующие документы:
- акт сделки, совершенной с необработанными драгоценными камнями между российскими перерабатывающими организациями;
- договор (контракт) о купле-продаже необработанных драгоценных камней, к которому должны прилагаться ведомости на реализованные необработанные драгоценные камни, составленные по укрупненной номенклатуре, а также первоначальные ведомости, полученные российскими перерабатывающими организациями от субъектов добычи или других поставщиков необработанных драгоценных камней при приобретении данных камней на первичном рынке, и отражающие каждую позицию классификационных признаков их формы, качества, цвета и размерности;
- акт разъединения необработанных драгоценных камней, если реализованная партия является частью необработанных драгоценных камней, приобретенной у субъектов добычи, у других поставщиков или у российских перерабатывающих организаций.
Государственные контролеры Министерства финансов РФ проверяют правильность оформления документов, присваивают сделке номер и уведомляют об этом участников сделки в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов (п. 3.1-3.5 Инструкции).
Правовой режим операций и сделок с драгоценными металлами на территории России
Положение от 30 июня 1994 г. устанавливает порядок совершения на территории Российской Федерации сделок с золотом и серебром:
- в стандартных и мерных слитках;
- с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро;
- с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям;
- с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия) (п. 1 Положения от 30 июня 1994 г.).
Сделки с золотом и серебром могут совершать в зависимости от специфики их деятельности следующие субъекты, являющиеся резидентами Российской Федерации:
- Гохран России;
- Банк России;
- коммерческие банки, специально уполномоченные Банком России по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами;
- пользователи недр - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, которым выданы лицензии и квоты на добычу минерального сырья;
- скупочные предприятия - предприятия, осуществляющие покупку у физических лиц золота и серебра в виде ювелирных и других бытовых изделий и в виде лома*(19);
- предприятия-заготовители, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие сбор и первичную обработку вторичного сырья;
- предприятия-переработчики, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков*(20);
- аффинажные заводы - государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%*(21);
- промышленные потребители, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);
- инвесторы - предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным категориям, вкладывающие свои средства в приобретении слитков золота и серебра, а также монеты (п. 2 Положения от 30 июня 1994 г.).
Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации (п. 3 Положения от 30 июня 1994 г.).
Порядок совершения сделок, связанных с добычей и переработкой минерального и вторичного сырья, содержащего золото и серебро. В зависимости от способа получения сырье, содержащее золото и серебро, подразделяется на минеральное сырье, добываемое из недр и попутно извлекаемое из руд других металлов (далее - минеральное сырье), а также на лом и отходы, содержащие золото и серебро (далее - вторичное сырье). Совершение сделок с минеральным сырьем не допускается. Не допускается передача полученного минерального сырья предприятием - пользователем недр его участникам (акционерам), а также между участниками (акционерами) предприятия - пользователя недр.
Минеральное сырье подлежит переработке (включая аффинаж) только на предприятиях-переработчиках и аффинажных заводах на основании договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья, заключаемого между предприятием-переработчиком либо аффинажным заводом, с одной стороны, и пользователем недр - с другой. Минеральное сырье подлежит транспортировке предприятиям-переработчикам и аффинажным заводам только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для перевозки драгоценных металлов (п. 4-6 Положения от 30 июня 1994 г.).
Вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Гохрану России, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Гохрану России, а также заключают договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья. Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается. Аффинажные заводы могут заключать договоры на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с предприятиями-переработчиками. Заключение предприятиями-переработчиками договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с другими субъектами не допускается. Вторичное сырье, поставляемое предприятиям-заготовителям, предприятиям-переработчикам и аффинажным заводам, подлежит транспортировке только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для перевозки такого сырья (п. 7-9 Положения от 30 июня 1994 г.).
Не допускается использование минерального и вторичного сырья в качестве предмета залога (заклада), в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также внесение (принятие) его в уставные фонды предприятий, организаций и учреждений (п. 10 Положения от 30 июня 1994 г.).
Порядок совершения сделок со слитками золота и серебра. Пользователи недр имеют право продавать слитки золота и серебра, полученные из добываемого ими минерального сырья на основании выданной лицензии в пределах установленной квоты, после проведения сделок с минеральным сырьем по его переработке. Для обеспечения реализации преимущественного права покупки слитков золота и серебра у пользователей недр Гохран России ежегодно размещает свои заказы на приобретение слитков и сообщает Банку России объемы поставок в Госфонд России с указанием пользователей недр, а также региональные годовые квоты по добыче золота и серебра. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение по вине пользователя недр условий поставки (продажи) слитков золота и серебра государству, предусмотренных лицензиями на право пользования недрами, является основанием для отзыва лицензии (п. 11-13 Положения от 30 июня 1994 г.).
Банк России и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр. Аффинажные заводы могут оказывать услуги по изготовлению слитков из ювелирных и других бытовых изделий, содержащих золото и серебро, по договорам на оказание услуг (выполнение работ) с владельцами этих изделий. Аффинажные заводы могут оказывать услуги по изготовлению слитков золота и серебра из монеты.
Услуги по изготовлению слитков из монеты с содержанием драгоценных металлов, находящейся в обращении и являющейся законным платежным средством (в том числе изъятой или изымаемой из обращения, но подлежащей обмену) как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах, а также из монеты, котируемой на мировых рынках, оказывается аффинажными заводами при наличии у заказчика специального разрешения Банка России. Услуги по изготовлению слитков из любой иной монеты с содержанием драгоценных металлов (в том числе изъятой из обращения в Российской Федерации, но не подлежащей обмену, а также изъятой из обращения в иностранных государствах) оказываются аффинажными заводами при наличии специального разрешения Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Гохрана России (п. 14-16 Положения от 30 июня 1994 г.).
Инвесторы и промышленные потребители имеют право покупать (продавать) слитки золота и серебра только у Банка России и специально уполномоченных банков, заключать со специально уполномоченными банками договоры комиссии или поручения по их приобретению или отчуждению, а также совершать операции со слитками по специальным счетам, открываемым в специально уполномоченных банках. Инвесторы и промышленные потребители могут закладывать, принимать в качестве залога (заклада) слитки золота и серебра с условием реализации предмета залога через специально уполномоченные банки. Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации слитков, являющихся предметом залога, через специально уполномоченный банк (п. 17 и 18 Положения от 30 июня 1994 г.).
Банк России может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра. Специально уполномоченные банки с учетом требований Банка России могут:
- совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Банком России, промышленными потребителями, инвесторами;
- совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой;
- совершать залоговые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета залога через специально уполномоченные банки (п. 19 и 20 Положения от 30 июня 1994 г.).
Хранение (за исключением хранения в уполномоченных банках) и транспортировка слитков и монеты осуществляются только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для их хранения и перевозки. Не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям (п. 22 и 23 Положения от 30 июня 1994 г.).
Порядок совершения сделок с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям, а также с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия). Промышленные потребители могут совершать друг с другом сделки купли-продажи изделий, содержащих золото и серебро и не относящихся к ювелирным и иным бытовым изделиям, а также полуфабрикатов, содержащих золото и серебро и используемых для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и иные бытовые изделия). Изделия, содержащие золото и серебро и не относящиеся к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также полуфабрикаты, содержащие золото и серебро и используемые для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия), не могут быть использованы в качестве предмета залога (заклада), в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также не могут быть внесены (приняты) в уставные фонды предприятий, организаций, учреждений (п. 24 и 25 Положения от 30 июня 1994 г.).
Порядок совершения сделок с монетой, содержащей драгоценные металлы. Монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращение Банком России, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во все виды платежей без ограничений, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Не допускается использование в качестве средства платежа, а также путем зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода монеты Российской Федерации, вышедшей из обращения на момент совершения платежа, а также монеты иностранных государств. Владельцы монеты могут распоряжаться ею без ограничений. Сделки с монетой при продаже ее скупочным предприятиям и передаче на аффинажные заводы в качестве вторичного сырья регулируются настоящим Положением (п. 27-29 Положения от 30 июня 1994 г.).
Правовой режим операций и сделок кредитных организаций с драгоценными металлами на территории России
Положение от 1 ноября 1996 г. имеет более узкую сферу применения и регулирует лишь операции специально уполномоченных коммерческих банков с драгоценными металлами*(22). Особенности совершения операций с монетой из драгоценных металлов установлены в Указании ЦБ РФ от 19 сентября 2005 г. N 1614-У "О порядке выдачи Банком России памятных и инвестиционных монет кредитным организациям-резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России" (в ред. от 30 марта 2011 г.)*(23)
Банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:
- покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);
- привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;
- размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;
- предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;
- оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища (п. 7 Положения от 1 ноября 1996 г.).
Сделки купли-продажи драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам. Сделки купли-продажи драгоценных металлов могут осуществляться на следующих условиях:
- сделки купли-продажи с немедленной поставкой (наличные сделки), когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки;
- срочные сделки купли-продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки.
Банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и др.) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международной банковской практикой. Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами РФ, должны быть выражены и оплачены в российской валюте (п. 8 Положения от 1 ноября 1996 г.).
Банки Российской Федерации проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки. Для хранения драгоценных металлов банки открывают металлические счета ответственного хранения. Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет. Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета. Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет - количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.
В договоре обезличенного металлического счета определяются операции, проводимые по данному счету, условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и выдачей со счета в физической форме и отклонением массы металла, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме.
Банки открывают следующие виды обезличенных металлических счетов: счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам. Для осуществления операций, связанных с переводом драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам, банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения с банками. Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов, зачислением на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком. Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перечисления драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов в физической форме, а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.
Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки драгоценных металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока. Погашение суммы займа в драгоценных металлах осуществляется в форме физической поставки драгоценных металлов или путем перечисления драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов заемщика. Проценты, начисляемые на обезличенные металлические счета, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов, исчисляются и выплачиваются в валюте Российской Федерации. Проценты по обезличенным металлическим счетам могут быть выплачены в драгоценных металлах, что должно быть оговорено в соглашении между банком и владельцем счета (п. 9 Положения от 1 ноября 1996 г.).
Операции кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Российской Федерации, проводимые независимо от наличия лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами, регулируются Официальным разъяснением ЦБ РФ от 29 января 2002 г. N 23-ОР "Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации"*(24) (далее - Официальное разъяснение). Согласно позиции Банка России кредитные организации (независимо от наличия лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов) вправе принимать драгоценные металлы (драгоценные камни) в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), а также предоставлять названным лицам следующие услуги:
- хранение драгоценных металлов (драгоценных камней) в хранилищах ценностей кредитных организаций;
- транспортировку драгоценных металлов (драгоценных камней) силами и средствами инкассаторской службы кредитной организации (п. 1 Официального разъяснения).
Кредитные организации (независимо от наличия лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов), помимо операций, указанных выше, вправе использовать принадлежащие им драгоценные металлы (драгоценные камни) для обеспечения своей деятельности в социально-культурных и иных, не связанных с извлечением прибыли, целях, а также осуществлять их реализацию по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т.п.) через уполномоченные организации (индивидуальных предпринимателей) (п. 2 Официального разъяснения).
Указание N 376-У определяет механизм совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов между Банком России и кредитной организацией в соответствии с Генеральным соглашением об общих условиях совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории Российской Федерации. Генеральное соглашение заключается между Банком России и кредитной организацией, которые вправе совершать сделки купли-продажи драгоценных металлов только с момента его подписания. Стороны заключают сделки по ценам покупки и продажи драгоценных металлов, устанавливаемым в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 28 мая 2003 г. N 1283-У "О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы" (в ред. от 9 апреля 2008 г.)*(25).
Дилеры сторон проводят переговоры о существенных условиях сделок по каналам банковской связи и заключают сделки. Сделка считается заключенной в момент получения по каналам банковской связи дилером, направившим оферту, ее акцепта. Стороны признают тексты документов, полученных путем обмена через системы банковской связи, а также исполненные в простой письменной форме. Сделка считается расторгнутой:
- по соглашению сторон, оформленному в письменной форме и подписанному уполномоченными сторонами лицами;
- в случае неисполнения одной из сторон обязательств по заключенной сделке в течение пяти рабочих дней.
В случае расторжения сделки стороны возвращают друг другу все полученное по сделке (п. 3.1-3.8 Указания N 376-У).
Прием-передача драгоценных металлов происходит в хранилище. Драгоценные металлы принимаются (передаются) одной партией по спецификациям и документам о качестве драгоценных металлов путем сплошного визуального контроля слитков, их пересчета, взвешивания каждого слитка и сличения полученных данных с данными сопроводительных документов и требованиями действующих в Российской Федерации государственных и отраслевых стандартов или международных стандартов качества. Если при осуществлении приема-передачи партии драгоценных металлов обнаруживается несоответствие части слитков государственным и отраслевым стандартам Российской Федерации или международным стандартам качества, такие слитки признаются бракованными. На них составляется рекламационный акт, который подписывается лицами, уполномоченными сторонами осуществлять прием-передачу драгоценных металлов. Если при осуществлении приема-передачи драгоценных металлов обнаруживается их несоответствие каким-либо существенным условиям заключенной сделки, эти недостатки фиксируются в рекламационном акте. Покупатель вправе не принимать драгоценные металлы, на которые составлены рекламационные акты.
По окончании приема-передачи стороны составляют два экземпляра акта приема-передачи на фактически принятые драгоценные металлы. Фактические условия сделки, отраженные в акте приема-передачи и не соответствующие существенным условиям заключенной сделки, могут являться основанием для заключения новой сделки*(26). В этом случае стороны обмениваются подтверждениями сделки (п. 4.1-4.8 Указания N 376-У).
При совершении сделки покупки драгоценных металлов Банком России:
- кредитная организация в течение трех рабочих дней со дня заключения сделки передает драгоценные металлы в хранилище;
- Банк России оплачивает стоимость драгоценных металлов, принятых по акту приема-передачи, в течение трех рабочих дней со дня его подписания путем перечисления денежной суммы на счет кредитной организации.
При совершении сделки продажи драгоценных металлов Банком России:
- кредитная организация оплачивает стоимость драгоценных металлов в течение трех рабочих дней со дня заключения сделки путем перечисления суммы сделки на счет Банка России;
- Банк России в течение трех рабочих дней после зачисления денежной суммы на свой счет передает драгоценные металлы кредитной организации (п. 5.1 и 5.2 Указания N 376-У).
За несвоевременное перечисление денежных средств по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный Соглашением день исполнения обязательств, начисляемую на сумму задолженности за весь период просрочки, но не более 10% суммы задолженности. За несвоевременную поставку драгоценных металлов по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный Соглашением день исполнения обязательств, начисляемую на стоимость непоставленного металла, рассчитанную по цене металла на день заключения сделки, за весь период просрочки, но не более 10% стоимости непоставленного металла, рассчитанной на день заключения сделки. За недопоставку драгоценных металлов виновная сторона уплачивает штраф в размере 10% стоимости недопоставленных драгоценных металлов, рассчитанной по цене металла на день заключения сделки. За поставку некачественных драгоценных металлов по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 10% стоимости некачественных драгоценных металлов, рассчитанной по цене металла на день заключения сделки (п. 6.2-6.5 Указания N 376-У).
Библиография
Нормативные акты по драгоценным металлам и драгоценным камням. - М., 2006. Вып. 4.
Черняк А. Золото России // Российская Федерация. 1996. N 1.
Н.Ю. Ерпылева,
доктор юридических наук, профессор,
зав. кафедрой международного частного права
факультета права Национального исследовательского
университета "Высшая школа экономики"
М.Н. Клевченкова,
старший преподаватель той же кафедры
"Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Черняк А. Золото России // Российская Федерация. 1996. N 1.
*(2) По общим запасам золота Россия занимает третье место в мире после ЮАР и США - 8,6% мирового запаса. По добыче золота Россия находится на пятом месте в мире (6,9%) после ЮАР, США, Австралии и Китая. Россия располагает и значительными прогнозными ресурсами золота - почти 18 000 т, что ставит ее на второе место в мире после ЮАР. Три четверти добываемого в России золота идет на экспорт // Российская газета. 2008. 16 янв.
*(3) См. информацию, размещенную на официальном сайте Всемирного золотого совета: http://www.gold.org.
*(4) Вестник Банка России. 2010. N 23; 2011. N 33. Новая редакция Инструкции вступила в силу с 3 июля 2011 г.
*(5) СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4596. Новая редакция закона вступила в силу с 21 октября 2011 г.
*(6) СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 310.
*(7) СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
*(8) Нормативные акты по драгоценным металлам и драгоценным камням. - М., 2006. Вып. 4.
*(9) СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5683; 2008. N 22. Ст. 2535.
*(10) Официально документ опубликован не был.
*(11) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 20.
*(12) Данная категория драгоценных камней реализуется на внутреннем рынке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 марта 2001 г. N 233 (в ред. от 8 мая 2002 г.), утвердившим Правила реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более // СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1365; 2002. N 20. Ст. 1859.
*(13) СЗ РФ. 2000. N 35. Ст. 3583.
*(14) СЗ РФ. 2000. N 39. Ст. 3878.
*(15) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 44; Российская газета. 2003. 12 сент.
*(16) СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291; 2004. N 35. Ст. 3639.
*(17) Вестник Банка России. 1996. N 61; 2000. N 20.
*(18) Вестник Банка России. 1998. N 72; 2000. N 66-67.
*(19) См. Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444 (в ред. от 8 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2001. N 24. Ст. 2456; 2002. N 20. Ст. 1859.
*(20) См. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1419 (в ред. от 8 мая 2002 г. // СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058; 2002. N 20. Ст. 1859.
*(21) См. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 (в ред. от 17 октября 2009 г.) // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4097; 2009. N 43. Ст. 5077.
*(22) Под специально уполномоченными банками понимаются банки, получившие лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
*(23) Вестник Банка России. 2005. N 57; 2011. N 21.
*(24) Вестник Банка России. 2002. N 9.
*(25) Вестник Банка России. 2003. N 35; 2008. N 19.
*(26) Существенными условиями сделки являются наименование металла, цена за один грамм, общая стоимость, проба, общая масса в лигатуре или общая масса в химической чистоте, количество слитков, дата заключения и исполнения сделки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Современный правовой режим операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Российской Федерации
Авторы
Н.Ю. Ерпылева - доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой международного частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
М.Н. Клевченкова - старший преподаватель той же кафедры
"Законодательство и экономика", 2011, N 10