Территориальный орган Роспотребнадзора России (далее - Орган) привлек к ответственности производителя алкогольной продукции - водки к административной ответственности по части 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Основанием послужил тот факт, что в силу своего дизайна бутылка водки не может иметь этикетку, так как всю необходимую информацию производитель указал на пробке, которая является половиной бутылки. Орган обосновал свою позицию тем, что данный факт является нарушением права потребителей на получение информации о производителе и продукции, поскольку при нарушении единства пробки и бутылки получение информации является фактически невозможным в случае утраты пробки. Правомерна ли позиция проверяющего органа?
Как следует из норм части 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти до десяти тысяч рублей.
Таким образом, нарушение права потребителя на получение информации об изготовителе, его местонахождении, режиме его работы образует состав правонарушения, что является основанием для привлечения к административной ответственности.
В силу норм п. 1 ст. 9 Федерального закона от 7.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Таким образом, потребитель продукции должен получить информацию о производителе продукции, его местонахождении и режим его работы.
Исходя из норм абзаца 8 п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1 информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Данной нормой установлено, что производитель обязан указать на продукции свое наименование и адрес местонахождения.
Нормами п. 3 ст. 10 Закона N 2300-1 установлено, что информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 указанного Закона, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Приведенная норма устанавливает, что производитель может указать обязательную для указания информацию в технической документации, на этикетках, при помощи маркировки, а также иными способами, не противоречащими закону.
Ввиду норм абзаца 1 ст. 1 Федерального закона от 2.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Приведенной выше нормой установлено, что алкогольная продукция является продуктом питания, следовательно, на нее распространяются требования, предъявляемые к пищевым продуктам.
Основываясь на норме п. 3.2 "ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт РФ. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51074-2003), информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Следовательно, информация, которая должна быть доведена до потребителя, может быть размещена на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов в виде текста.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что привлечение производителя является неправомерным, так как размещение информации, необходимой для предоставления потребителю, может осуществляться разными способами, среди которых и пробка. Следует отметить, что факт возможности утери пробки при нарушении единства пробки и бутылки не может являться нарушением, так как потребитель изначально не лишен возможности воспринимать необходимую информацию, в том числе при покупке, так как пробка является неотъемлемой частью потребительской тары.
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
10 ноября 2011 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 45, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71