Пособие по беременности и родам
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система принимаемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Перечень пособий, которые выплачиваются гражданам в рамках обязательного социального страхования в связи с материнством, приведен в ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), среди них:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, который проходит военную службу по призыву.
В рамках статьи мы поговорим об исчислении пособия по беременности и родам.
Основным нормативным актом, устанавливающим порядок исчисления пособий по беременности и родам, является Федеральный закон 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). В него были внесены изменения следующими федеральными законами:
- от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ);
- от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 21-ФЗ).
В результате корректировки положений Закона N 255-ФЗ в расчете пособия по беременности и родам с 1 января 2011 года произошли существенные изменения. При этом законодатель устанавливает, что если страховой случай наступил в 2011 году, то при расчете любых пособий (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком) бухгалтер руководствуется новыми правилами расчета. Однако в случае если сумма пособия, рассчитанная по правилам, применявшимся в 2010 году, больше, чем сумма пособия, рассчитанная по правилам 2011 года, бухгалтер по заявлению застрахованного лица может назначить, исчислить и выплатить пособие по нормам, действовавшим в 2010 году (ст. 3 Закона N 21-ФЗ). Если страховой случай наступил в 2010 году, назначение, исчисление и выплата пособия в 2011 году осуществляются по правилам, действовавшим в 2010 году. Иными словами, сначала Закон N 343-ФЗ, а затем Закон N 21-ФЗ установили некий переходный период в части расчета пособия.
Документы, являющиеся основанием для назначения пособия
Пособие назначается на основании представленных работником следующих документов:
- заявления на отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ);
- листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (п. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
До 1 июля 2011 года применялась форма листка нетрудоспособности, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2007 N 172. С 1 июля 2011 года используется форма листка нетрудоспособности, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н. Листки нетрудоспособности старого образца, выданные по 30 июня 2011 года включительно, являются действительными до окончания указанного в них периода нетрудоспособности (Информация ФСС РФ от 01.07.2011 "О порядке применения листков нетрудоспособности, выданных по 30 июня 2011 года включительно на бланках старого образца"), затем они закрываются. Переоформления на больничный лист нового образца не требуется. Все листки нетрудоспособности, выданные до 1 июля на бланках прежнего образца и закрытые надлежащим образом, являются законным основанием для назначения пособия, расходы на выплату которого подлежат возмещению во всех территориальных органах ФСС.
Порядок выдачи листка нетрудоспособности нового образца утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н и разъяснен в Письме ФСС РФ от 05.08.2011 N 14-03-11/05-8545.
В результате внесения в Закон N 255-ФЗ Законом N 343-ФЗ изменений, которые вступили в силу 28.02.2011, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, то пособие по беременности и родам назначается и выплачивается страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) (п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Для реализации данного правила Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 N 4н была утверждена форма справки о сумме (суммах) заработка, из которой (которых) должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Порядок выдачи этой справки также утвержден данным приказом. Выдача справки производится в день прекращения работы (службы, иной деятельности), при осуществлении которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством у данного страхователя. При невозможности вручить справку непосредственно в день прекращения работы (службы, иной деятельности) страхователь направляет застрахованному лицу уведомление о необходимости явиться за справкой либо дать согласие на ее отправку по почте. После прекращения работы (службы, иной деятельности) справка выдается по письменному заявлению застрахованного лица (его законного представителя либо доверенного лица) не позднее трех рабочих дней со дня получения (регистрации) заявления. Заявление может быть подано застрахованным лицом лично либо через законного представителя (доверенное лицо) или отправлено по почте. При обращении с заявлением доверенного лица им представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия. Справку о сумме заработка в бухгалтерию учреждения, назначающего пособие, приносит застрахованное лицо - работник учреждения.
Согласно положениям п. 7.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия, может представляться ее копия, заверенная в установленном порядке.
В свою очередь, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 20н утверждена форма запроса в территориальный орган страховщика о проверке сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Такой запрос формируется и направляется в соответствующий орган Пенсионного фонда, в случае если у страхователя, производящего начисление пособия застрахованному лицу, возникли сомнения относительно подлинности представленной справки о сумме заработка, начисленного другим страхователем (другими страхователями) застрахованному работнику в расчетный период, и (или) достоверности содержащихся в справке сведений.
Запрос по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 21н, направляется страхователем в Пенсионный фонд в случае отсутствия сведения о сумме заработка, полученного застрахованным лицом у другого страхователя (других страхователей) в расчетный период (п. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ):
а) в связи с прекращением деятельности этого страхователя (этих страхователей);
б) по иным причинам.
Продолжительность выплаты пособия
В соответствии с нормами ст. 10 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается:
- застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух детей и более - 110) календарных дней после родов;
- застрахованному лицу при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев со дня усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух детей и более - 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
Последовательность действий бухгалтера при расчете пособия по новым правилам
Порядок исчисления пособия по беременности и родам установлен ст. 14 Закона N 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Постановление Правительства РФ N 375). Заметим, что Решением ВС РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462 с 1 января 2011 года признаны недействующими п. 8 и абз. 2 п. 15 данного постановления. В пункте 8 указаны периоды, а также начисленные на эти периоды суммы, которые исключаются из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособий, а в пункте 15 установлены правила расчета среднего заработка. Принимая решение, ВАС исходил из того, что с 1 января 2011 года согласно новой редакции ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий определяется по-новому (путем деления суммы начисленного за период заработка на 730), то есть законодательство по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматривает периодов, исключаемых из расчетного периода.
Для исчисления пособия бухгалтеру необходимо произвести следующие действия:
1. Собрать документы, на основании которых исчисляется пособие (листок нетрудоспособности, справки, заявление и др.).
2. Определить расчетный период для исчисления пособия. Согласно новой редакции п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ с 1 января 2011 года пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествовавших году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Пример 1
Ивановой А.И. 13.10.2011 были представлены в бухгалтерию учреждения листок нетрудоспособности и заявление на предоставление ей отпуска по беременности и родам.
Для исчисления пособия бухгалтер берет период 2009 и 2010 годов.
3. Определить страховой стаж сотрудницы. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
4. Рассчитать средний заработок, исходя из которого определяется размер пособия. Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Сумма выплат, произведенных работнику за расчетный период (два года), делится на 730. Получается среднедневной заработок работника. В соответствии с нормами п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную нормами Закона N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. В случае если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам осуществляются несколькими страхователями согласно ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ эта величина в 2010 году составляла 415 000 руб. Данный размер предельной величины, исходя из которой исчисляются пособия, применяется до 1 января 2011 года (п. 2 ст. 2 Закона N 343-ФЗ). С 2011 года предельная величина проиндексирована - она не должна будет превышать 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).
Пример 2
Расчетный период для начисления пособия по временной нетрудоспособности - 2009 и 2010 гг. Сумму выплат, произведенных работнику, с которых начислялись страховые взносы, за 2009 и 2010 гг. представим в виде таблицы.
Наименование страхователя | Сумма выплат, произведенных работнику и включаемых в расчет среднего заработка в 2009 году, руб. | Сумма выплат, произведенных работнику и включаемых в расчет среднего заработка в 2010 году, руб. |
ДОУ N 135 | 350 000 | 400 000 |
ООО "Ромашка" | 50 000 | 100 000 |
Итого | 400 000 | 500 000 |
Сравниваем сумму среднего заработка с предельной величиной, установленной для расчета пособия, следующим образом:
400 000 < 415 000 (руб.)
500 000 > 415 000 (руб.)
Средний дневной заработок для расчета пособия будет равен 1 232,88 руб. ((400 000 + 500 000) руб. / 730).
Обратите внимание! Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается при расчете пособия в случаях, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей. Пособия по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия (п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
5. Рассчитать пособие. Для этого среднедневной заработок нужно умножить на размер пособия и число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности.
Согласно нормам ст. 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.
Напомним, что до 1 июня 2011 года МРОТ был равен 4 330 руб. (Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ). С 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4 611 руб. (Федеральный закон 01.06.2011 N 106-ФЗ (далее - Закон N 106-ФЗ)).
Особенности исчисления пособия по беременности и родам
Порядок исчисления пособий по беременности и родам определен в ст. 14 Закона N 255-ФЗ. В свою очередь, правила исчисления пособий установлены ст. 13 Закона N 255-ФЗ. Руководствуясь нормами этой статьи, предлагаем на примерах рассмотреть особенности исчисления пособия.
Застрахованное лицо в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком
Пример 3
Сотрудница учреждения Сидорова А.Ю. представила в бухгалтерию листок нетрудоспособности от 12.10.2011 и заявление на отпуск по беременности и родам. В 2009 г. сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком. 2010 г. ею тоже отработан не полностью, поскольку только в мае у Сидоровой А.Ю. закончился отпуск по уходу за ребенком и она приступила к выполнению своих обязанностей.
Согласно правилам, установленным ст. 13 Закона N 255-ФЗ, по заявлению Сидоровой А.Ю. периоды 2009 и 2010 годов в целях расчета среднего заработка могут быть заменены предшествующими календарными годами (календарным годом) (то есть заменены на 2007 и 2008 годы) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка либо средний заработок, исчисленный за этот период, в расчете за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая
Пример 4
В феврале 2011 г. в учреждение устроилась сотрудница. В сентябре 2011 г. ею были представлены в бухгалтерию учреждения листок нетрудоспособности и заявление на отпуск по беременности и родам. В расчетном периоде 2009 и 2010 гг. сотрудница не имела заработка. Ее страховой стаж начинает исчисляться с 2011 г. и превышает 6 мес. Листок нетрудоспособности был предоставлен на 140 кал. дн.
В такой ситуации согласно нормам п. 1.1 ст. 14 Закона N 225-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. В сентябре 2011 года согласно нормам Закона N 106-ФЗ МРОТ составил 4 611 руб.
Исходя из этого размер пособия по беременности и родам составит:
4 611 руб. x 24 мес. / 730 кал. дн. = 151,59 руб. (среднедневной заработок)
151,90 руб. х 140 дн. = 21 222,60 руб.
В случае если средний заработок застрахованного лица за расчетные периоды (расчетный период) за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает в режиме неполного рабочего времени
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Законом N 81-ФЗ.
Пример 5
Сотруднице, имеющей маленького ребенка, учреждением в 2011 г. установлен сокращенный рабочий день. Фактически в неделю она отрабатывает 36 ч при 40-часовой рабочей неделе, установленной в учреждении. Средний заработок сотрудницы за 2009 г. составил 144 000 руб., за 2010 г. - 180 000 руб. 19.09.2011 в бухгалтерию учреждения ею были предоставлены листок нетрудоспособности от 14.09.2011 и заявление на отпуск по беременности и родам. Продолжительность отпуска по беременности и родам согласно сведениям, указанным в листке нетрудоспособности, - 140 кал. дн.
Среднедневной заработок сотрудницы будет равен 399,45 руб. ((144 000 + 180 000) руб. / 730 дн. / 40 ч x 36 ч).
Размер пособия составит 55 923 руб. (399,45 руб. х 140 дн.).
Застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя)
Предположим, что у застрахованного лица Сидоровой О.М. страховой случай наступил 18.10.2011 (дата выдачи листка нетрудоспособности в связи с беременностью и предстоящими родами). Расчетным периодом признаются 2009 и 2010 годы. В 2011 году Сидорова О.М. работает у страхователей ДОУ N 3 и ДОУ N 15. В 2009 и 2010 годах Сидорова О.М. работала в ДОУ N 18 и ДОУ N 173. То есть на момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей. Согласно правилам, установленным в п. 2.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, в такой ситуации пособия назначаются и выплачиваются страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В нашем случае пособие Сидоровой О.М. может быть назначено и выплачено либо ДОУ N 3, либо ДОУ N 15.
В случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности), либо у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Сроки обращения за пособием
В статье 12 Закона N 255-ФЗ установлены сроки обращения за пособием по временной нетрудоспособности. Согласно п. 2 данной статьи пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по беременности и родам по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74. В нем поименованы:
1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).
2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (продолжительностью более шести месяцев).
3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.
4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.
5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.
6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке (при обращении застрахованных лиц в суд).
Другие причины необращения за пособием уважительными не являются.
Бухгалтерский учет начисления пособия
Порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов для государственных и муниципальных учреждений установлены ст. 15 Закона N 212-ФЗ. Страховые взносы исчисляются и уплачиваются учреждениями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Страховые взносы на обязательное социальное страхование в связи с материнством, подлежащие уплате в ФСС, уменьшаются на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. То есть, если учреждение начислило в текущем месяце пособие по беременности и родам, страховой взнос в части, подлежащей перечислению в ФСС (2,9%), уменьшается на сумму начисленного пособия.
Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления и выплаты пособия.
Пример 6
Исходя из имеющихся сведений, в сентябре 2011 г. бухгалтер начислил Ивановой О.М. пособие по беременности и родам в размере 53 000 руб. Иванова О.М. была занята в деятельности учреждения, связанной с оказанием платных услуг. Она является работником основного персонала. Сумма начисленной в сентябре заработной платы работников основного персонала составила 90 000 руб. С нее были начислены и перечислены в бюджет страховые взносы.
На счетах бухгалтерского учета начисление пособия будет отражаться следующим образом (в соответствии с нормами инструкций N 162н *(1) и 174н *(2)):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена заработная плата за текущий месяц | 2 106 60 211 | 2 302 11 730 | 90 000 |
Начислены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%) | 2 106 60 213 | 2 303 02 730 | 2 610 |
Начислены страховые взносы на ОМС в Федеральный ФОМС (3,1%) | 2 106 60 213 | 2 303 07 730 | 2 790 |
Начислены страховые взносы на ОМС в территориальный ФОМС (2%) | 2 106 60 213 | 2 303 08 730 | 1 800 |
Начислены страховые взносы на ОПС на выплату страховой части трудовой пенсии (20%) | 2 106 60 213 | 2 303 10 730 | 18 000 |
Начислены страховые взносы на ОПС на выплату накопительной части трудовой пенсии (6%) | 2 106 60 213 | 2 303 11 730 | 5 400 |
Перечислены страховые взносы на ОМС в Федеральный ФОМС | 2 303 07 830 | 2 201 11 610 | 2 790 |
Перечислены страховые взносы на ОМС в территориальный ФОМС | 2 303 08 830 | 2 201 11 610 | 1 800 |
Перечислены страховые взносы на ОПС на выплату страховой части трудовой пенсии | 2 303 10 830 | 2 201 11 610 | 18 000 |
Перечислены страховые взносы на ОПС на выплату накопительной части трудовой пенсии | 2 303 11 830 | 2 201 11 610 | 5 400 |
Начислено пособие по беременности и родам | 2 303 02 830 | 2 302 13 730 | 53 000 |
Выдано пособие Ивановой О.М. через кассу учреждения | 2 302 13 830 | 2 201 34 610 | 53 000 |
Реализация пилотного проекта
В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" ФСС в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов осуществляет реализацию в ряде субъектов РФ пилотного проекта, направленного на организацию перехода к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета фонда и предусматривающего особенности финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников территориальными органами фонда.
Пилотный проект запущен 1 июля 2011 года, и в нем принимают участие Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область.
Нормативной базой для реализации пилотного проекта являются следующие документы:
- Положение об особенностях назначения и выплаты в 2011 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294);
- Положение об особенностях назначения и выплаты в 2011 году застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294);
- Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2011 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294);
- Положение об особенностях уплаты страховых взносов в 2011 году в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294);
- Приказ ФСС РФ от 17.06.2011 N 195 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2011 году страхового обеспечения и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Приказ ФСС РФ N 195);
- Приказ ФСС РФ от 17.06.2011 N 196 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения";
- Приказ ФСС РФ от 30.05.2011 N 107 "Об утверждении особенностей заполнения страхователями расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС)".
Суть пилотного проекта заключается в следующем. При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия согласно законодательству РФ. Формы документов утверждены Приказом ФСС РФ N 195.
Страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов представляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Приказом ФСС РФ N 195. В случае если среднесписочная численность работников учреждения превышает 50 человек, в отделение ФСС по месту регистрации учреждения, участвующего в реализации пилотного проекта, представляется еще и реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий. Форма реестра и порядок ее заполнения установлены Приказом ФСС РФ от 17.06.2011 N 196. После получения всех необходимых документов ФСС осуществляет их проверку и принимает решение о назначении и выплате пособий.
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Ю. Некрасова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
*(2) Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"