В результате проведения камеральной налоговой проверки ПФР установил, что учреждение представило в ПФР недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. К такому выводу ПФР пришел, сравнив размеры начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные учреждением в Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ф. АДВ-11), с данными, отраженными учреждением в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ф. РСВ-1 ПФР)*(1). На основании составленного акта ПФР за нарушение норм законодательства хочет привлечь учреждение к ответственности в виде уплаты штрафа за предоставление недостоверных сведений в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей в ПФР. Правомерны ли действия ПФР? Может ли он взыскать с учреждения штраф?
Согласно ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Принимая во внимание нормы пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", государственные (муниципальные) учреждения являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Страхователи представляют в органы ПФР по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ). Срок представления данных сведений - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Сведения представляются по форме РСВ-1 ПФР.
Для справки. Отчетными периодами в 2010 году признавались полугодие и календарный год (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Следовательно, форма РСВ-1 ПФР в прошлом году представлялась страхователями до 1 августа 2010 года - за первый отчетный период, до 1 февраля 2011 года - за второй отчетный период 2010 года (календарный год). В конце отчетного периода страхователи представляют сведения в ПФР по формам, приведенным в инструкции, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР (ст. 17 Закона N 27-ФЗ). Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
В случае внесения изменений в расчет по форме РСВ-1 ПФР он представляется вновь с указанием на его титульном листе номера корректировки.
В соответствии со ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения об уплачиваемых страховых взносах представляются на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Из приведенной нормы следует, что проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона N 27-ФЗ, а не расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Поэтому вывод ПФР о недостоверности сведений, отраженных в ведомости уплаты страховых взносов, который сделан лишь на основании сравнения этих сведений с данными декларации, необоснован. По указанному вопросу имеется и арбитражная практика, которая подтверждает нашу позицию (см., например, Постановление ФАС ПО от 22.06.2010 N А72-20118/2009).
В то же время, как следует из Письма ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, то к нему не применяются финансовые санкции, предусмотренные абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 ноября 2011 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Формы АДВ-11 и РСВ-1 ПФР утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"