Комментарий к письму Минфина РФ от 13 сентября 2011 г. N 03-11-11/227
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, регламентируется постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ".
Учет средств
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ часть вторая Налогового кодекса РФ претерпела значительные изменения. Коснулись нововведения и подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ, согласно которому суммы выплат, получаемые из федерального бюджета на содействие самозанятости и стимулирование создания дополнительных рабочих мест учитываются в целях налогообложения в особом порядке. Так, суммы выплат на указанные цели учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением фактически понесенных затрат каждого налогового периода в составе расходов.
Если по окончании третьего налогового периода сумма оставшихся неучтенных доходов, превышает суму расходов, предприниматель должен отразить ее в составе доходов этого налогового периода. Аналогичного мнения придерживаются специалисты ФНС России в письме от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373.
При нарушении условий получения данных выплат их суммы в полном объеме отражаются в составе доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение.
Пример
В 2010 году налогоплательщик получил из бюджета 70 000 рублей. Эти средства учитываются в составе доходов в течение трех лет: 2010, 2011, 2012 годы. Так, в 2010 году плательщик ЕСХН должен учесть доходы и расходы, произведенные в данном налоговом периоде в соответствии с условиями получения указанных выплат. В аналогичном порядке необходимо учесть оставшуюся сумму выплат в 2011 и 2012 годах. Однако, если по окончании третьего налогового периода (т.е. в 2012 г.) останется сумма выплат, которая будет превышать произведенные расходы, то ее необходимо включить в состав доходов 2012 года.
Применение ЕСХН
Напомним, что применять данный спецрежим могут организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а также реализующие ее в последующем. Данное правило применимо при условии, что в общем доходе от реализации (товаров, работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (включая ее первичную переработку) из сырья собственного производства составляет не менее 70 процентов.
В случае если у предпринимателя по итогам налогового периода отсутствует доход от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то он утрачивает право на применение данного спецрежима (в соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
Субсидии на другие цели
Рассмотрим иной случай, к примеру, когда налогоплательщик, состоящий на ЕСХН, получил из бюджета субсидию на возмещение затрат или недополученных доходов. Как в таком случае необходимо отражать суммы, полученные из бюджета?
Отметим, что субсидию отражать в налоговом учете нужно в любом случае. Так, в письме Минфина России от 29.06.2011 N 03-11-06/1/10 сказано, что субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов не являются доходами от реализации товаров (работ, услуг), а являются внереализационными доходами. Ко всему прочему специалисты финансового министерства отмечают, что вышеуказанные субсидии не включаются в доход от реализации товаров (работ, услуг) при определении доли дохода, предоставляющего право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
Напомним, что не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога следующие категории налогоплательщиков:
- занимающиеся производством подакцизных товаров;
- осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Переход на ЕСХН невозможен также при несоблюдении ограничений, установленных статьей 26.1 Налогового кодекса РФ.
Т.А. Демченко,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.