Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488 "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
Опубликованный приказ вступает в силу 4 октября 2011 года. Именно с этого момента можно и нужно будет применять утвержденные в нем формы.
О том, как и зачем использовать формы утвержденных документов, рассмотрим в данном комментарии.
Учет в налоговых органах
Желая приступить к ведению предпринимательской деятельности, компании и индивидуальные предприниматели должны встать в обязательном порядке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, по месту расположения недвижимого имущества и транспортных средств или по месту проживания физического лица, если речь идет об ИП. Таковы требования пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Сразу же оговоримся, что ведение бизнеса без постановки на учет чревато привлечением к административной ответственности и наложением штрафных санкций. Согласно пункту 1 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Разумеется, если налоговым органам удастся доказать, что бизнес реально осуществляется.
В частности, данная проблема поднималась Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Служители фемиды указали, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. А вот неполучение прибыли само по себе вообще не является доказательством того, что предпринимательская деятельность не ведется. Таким образом, штрафные санкции могут последовать в случае неполучения какой-либо выгоды от осуществления операций, если таковые были признаны ведением предпринимательской деятельности.
Стоит также обратить внимание на еще один вывод, сделанный Пленумом Верховного Суда РФ. В указанном постановлении отмечается, что штрафные санкции за ведение бизнеса - далеко не единственное наказание, за которое может быть привлечен хозяйствующий субъект, не вставший на учет в налоговом органе. Так, например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по части первой статьи 14.1 КоАП РФ и части второй статьи 15.12 КоАП РФ; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по части первой статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.2 КоАП РФ; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица необходимо квалифицировать по части первой статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.4 КоАП РФ; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по части первой статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.15 КоАП РФ.
Одним выстрелом - несколько "зайцев"
Напомним, что до вступления в силу опубликованного документа для постановки на учет и снятия с учета следовало применять формы, утвержденные приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826. В отдельных случаях, например, при уведомлении инспекторов о выборе ответственного подразделения следовало применять форму, рекомендованную письмом ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623, а при применении предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента - форму, утвержденную приказом ФНС России от 31.12.2008 N ММ-3-6/700. Теперь эти формы документа утверждены единым актом ФНС России.
Порядок заполнения установлен в отношении каждой из утвержденной форм. Однако можно выделить общие для всех документов особенности заполнения. Они сводятся к следующему.
Заполняя тот или иной документ от руки, следует использовать чернила синего или черного цвета. Если же представляются документы, распечатанные на принтере, они должны иметь одностороннюю печать; использовать двустороннюю печать документа запрещено.
В случае неправильного заполнения документов нельзя использовать корректирующие средства.
Эта информация будет полезна тем налогоплательщикам, которые представляют соответствующие документы в бумажном варианте. Однако законодательство позволяет организовать взаимодействие с налоговыми органами в электронном формате, представляя документацию посредством телекоммуникационных каналов связи.
Электронный формат
При публикации документа намеренно не были представлены электронный формат и описание файлов обмена утвержденных заявлений, свидетельств и уведомлений. Тем не менее, нужно иметь в виду, что опубликованные приказом соответствующие сведения установлены.
Так, утверждены форматы следующих документов, предназначенные для направления в территориальный налоговый орган посредством телекоммуникационных каналов связи:
- формат уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях;
- формат заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе;
- формат заявления индивидуального предпринимателя о постановке на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента;
- формат запроса организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, о направлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде.
Отдельно хотелось бы сказать о правилах направления в налоговые органы свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе). Эти документы представляются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в форматах PDF.
О.В. Мичугина,
юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.