Обеспечение доступности и открытости информации о Государственном (муниципальном) учреждении
В соответствии с п. 3.5 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ*(1) и п. 14 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ*(2) с 1 января 2012 года государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать открытость и доступность целого ряда документов. Информация будет представляться ими путем размещения на официальном сайте в Интернете в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н (далее - Порядок представления информации)*(3). Об этом и пойдет речь в статье.
Государственное (муниципальное) учреждение (далее - учреждение) обеспечивает открытость и доступность следующих документов (п. 6 Порядка представления информации):
1) решения учредителя о создании учреждения;
2) учредительных документов учреждения (в том числе внесенных в них изменений);
3) свидетельства о государственной регистрации учреждения;
4) решения учредителя о назначении руководителя учреждения;
5) положений о филиалах, представительствах учреждения (при их наличии);
6) сведений о составе наблюдательного совета (для автономного учреждения);
7) государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ), которое формируется и утверждается учредителем:
- для бюджетного учреждения - в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ), в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671;
- для автономного учреждения - в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ), в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182;
8) плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (для автономных и бюджетных учреждений здравоохранения), утверждаемого учредителем в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н, и в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.08.2010 N 765н;
9) годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной:
- получателями бюджетных средств - в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н;
- получателями субсидий - в порядке, утвержденном Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н;
10) отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества (далее - отчет о результатах деятельности). Общие требования к порядку его составления и утверждения установлены Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 N 114н. Согласно п. 2 данных требований отчет о результатах деятельности составляют автономные, бюджетные и казенные учреждения (их обособленные подразделения, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета) в порядке, утвержденном для них учредителями. Соответствующий порядок для своих подведомственных учреждений установлен, в частности:
- Минздравсоцразвития - Приказом от 27.12.2010 N 1193н;
- ФМБА - Приказом от 04.07.2011 N 282;
- Минэкономразвития - Приказом от 28.10.2010 N 525;
11) сведений о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.
Примечание. Функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных и автономных учреждений осуществляют органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, а в отношении казенных учреждений - главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения.
На основании перечисленных документов учреждение формирует и представляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде (далее - структурированная информация об учреждении), в которую включаются показатели, сгруппированные по восьми разделам (п. 7 Порядка представления информации). Рассмотрим их.
В разделе I "Общая информация об учреждении" указываются следующие сведения:
1) на основании учредительных документов (положения о филиале, представительстве):
- полное и сокращенное наименования учреждения (обособленного подразделения);
- наименование публично-правового образования, создавшего учреждение (обособленное подразделение), и его коды по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и (или) Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО)*(4);
- коды и наименования основных видов деятельности (иных видов, не являющихся основными) по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(4);
- наименование органа государственной власти (органа местного самоуправления), осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее - учредитель);
- тип учреждения, а также его вид (при наличии);
- сокращенное наименование обособленного подразделения (показатель формируется учреждением, создавшим данное подразделение);
- наименование учреждения, создавшего обособленное подразделение (показатель формируется обособленным подразделением на основании положения о филиале (представительстве));
- сведения о фактическом адресе учреждения (обособленного подразделения) и код по Классификатору адресов Российской Федерации (КЛАДР);
2) в соответствии с информационным письмом органа государственной статистики:
- код и наименование административно-территориального образования по месту регистрации учреждения (по ОКАТО);
- код и наименование муниципального образования по месту регистрации учреждения (по ОКТМО);
- код и наименование формы собственности по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС);
- код и наименование организационно-правовой формы по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ);
- код учреждения по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
3) на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе:
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- код причины постановки на учет (КПП);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
4) согласно правовому акту главного распорядителя бюджетных средств (далее - главный распорядитель) о формировании перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств (далее - распорядители и получатели) - наименования главного распорядителя и (или) распорядителя;
5) в соответствии с законом (решением) о бюджете - код главы главного распорядителя по бюджетной классификации;
6) на основании правового акта учредителя о назначении членов наблюдательного совета - реквизиты правового акта (вид, наименование издавшего данный акт учредителя, дата, номер и наименование правового акта);
7) согласно решению учредителя о назначении руководителя учреждения (обособленного подразделения) - сведения о руководителе (Ф.И.О. и наименование должности).
В разделе II "Информация о государственном (муниципальном) задании на оказание услуг (выполнение работ) и его исполнении" на основании государственного (муниципального) задания и отчета о результатах деятельности отражаются:
- сведения о финансовом периоде, на который установлено государственное (муниципальное) задание (текущий и очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода);
- сведения о государственных (муниципальных) услугах (порядковые номера разделов, соответствующих услугам, их наименования и категории потребителей);
- показатели качества услуг (при наличии) и показатели объемов услуг (в частности, наименования показателей, единицы измерения, значения показателей за соответствующий финансовый период);
- сведения о работах (порядковые номера разделов и наименования работ).
Раздел III "Информация о плане финансово-хозяйственной деятельности" включает сведения:
1) о финансовом периоде, на который формируется план (текущий и очередной финансовые годы, первый и второй годы планового периода);
2) о нефинансовых активах (общая сумма балансовой стоимости активов, в том числе балансовая стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества);
3) о финансовых активах (общая сумма активов, из нее: сумма дебиторской задолженности по доходам и расходам);
4) об обязательствах (общая сумма обязательств, в том числе сумма просроченной кредиторской задолженности);
5) о планируемых суммах:
- поступлений (из них: субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, поступлений от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности);
- выплат (в том числе выплат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда, на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, внесение арендной платы за пользование имуществом, содержание имущества, приобретение основных средств, нематериальных и материальных запасов);
- выплат по публичным обязательствам.
В разделе IV "Информация об операциях с целевыми средствами из бюджета" отражается информация, взятая из сведений об операциях с целевыми средствами:
- информация об операциях с бюджетными инвестициями (сумма планируемых поступлений, наименования объектов капитального строительства и приобретаемого недвижимого имущества);
- информация об операциях с субсидиями на иные цели (с целевыми субсидиями).
В разделе V "Информация о бюджетных обязательствах и их исполнении" казенные учреждения размещают сведения на основании бюджетной сметы (наименования показателей бюджетной сметы в разрезе кодов бюджетной классификации и соответствующих им сумм).
Раздел VI "Информация о результатах деятельности и об использовании имущества" заполняется на основании сведений, содержащихся в отчете о результатах деятельности. В нем указываются, в частности:
- отчетный год, за который составляется отчет о результатах деятельности;
- количество штатных единиц на начало и конец отчетного периода;
- средняя заработная плата сотрудников;
- сведения об изменении балансовой стоимости нефинансовых активов за отчетный период;
- сумма требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от их порчи;
- изменения дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный период;
- количество жалоб потребителей на оказание услуг (выполнение работ) в разрезе услуг (работ) и принятые меры по результатам рассмотрения этих жалоб;
- сведения об имуществе (о балансовой стоимости, площадях и пр.).
Раздел VII "Сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах" оформляется в соответствии с данными, содержащимися в правовом акте органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, который осуществил контрольное мероприятие, а также в акте о результатах проведенной проверки.
В разделе VIII "Информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения, сформированной в соответствии с требованиями к форматам представления годовой бухгалтерской отчетности в структурированном виде, установленными Федеральным казначейством" отражаются сведения:
1) бюджетными и автономными учреждениями - на основании:
- Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
2) казенными учреждениями - в соответствии:
- с Балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
- с Отчетом о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- с Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
- с Отчетом об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137).
Для размещения информации об учреждениях с 01.01.2012 в Интернете будет функционировать официальный сайт (www.bus.gov.ru), на котором будут размещаться сведения (п. 3, 4 Порядка представления информации):
- о казенных и бюджетных учреждениях всех уровней бюджетов, а также об их обособленных структурных подразделениях;
- об автономных учреждениях, созданных на базе имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, и об их обособленных структурных подразделениях.
Обратите внимание! Если у учреждения отсутствуют технические возможности для доступа к официальному сайту, территориальные органы Федерального казначейства (ОФК) должны предоставить учреждению оборудованные рабочие места (п. 8 Порядка представления информации).
Требования к порядку формирования структурированной информации об учреждении
Требования к порядку формирования структурированной информации об учреждении, ее форматам, а также к файлам, содержащим электронные копии документов (далее - требования), устанавливаются Федеральным казначейством. Причем требования к порядку формирования структурированной информации согласовываются с Минфином (п. 9 Порядка представления информации).
Структурированная информация об учреждении и электронные копии документов, размещаемые на официальном сайте, должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного представителя учреждения. Сертификаты ключей электронной подписи выдаются ему в ОФК. При этом публикации структурированной информации об учреждении не требуется, если соответствующая информация уже представлялась в ОФК (п. 10, 11 Порядка представления информации).
К сведению. Структурированная информация об учреждении формируется с использованием предусмотренных законодательством РФ общероссийских и иных классификаторов, реестров, а также справочников, ведение которых осуществляется в установленном порядке (далее - справочники) (п. 9 Порядка представления информации).
ОФК осуществляет автоматизированную проверку размещенной структурированной информации об учреждении и электронных копий документов в течение трех рабочих дней, следующих за днем ее представления. Он проверяет указанные документы (п. 13 Порядка представления информации):
- на наличие электронных копий документов;
- на полноту структурированной информации об учреждении, сгруппированной по восьми рассмотренным выше разделам;
- на соответствие показателей структурированной информации об учреждении друг другу и сведениям, имеющимся в информационных системах Федерального казначейства;
- на соответствие формата представленной структурированной информации об учреждении установленному формату, а также на соответствие такой информации сведениям, указанным в справочниках (в случае размещения указанной информации на официальном сайте).
Если по результатам проверки не выявлены нарушения, в указанный для проверки срок структурированная информация об учреждении и электронные копии документов размещаются на официальном сайте.
В случае выявления нарушений Федеральное казначейство в предусмотренный для проверки срок через официальный сайт направляет учреждению протокол в форме электронного документа, содержащий перечень выявленных несоответствий. Данные несоответствия учреждение должно устранить в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения протокола. До момента устранения нарушений структурированная информация об учреждении и электронные копии документов на официальном сайте не размещаются (п. 14 Порядка представления информации).
Обратите внимание! Уточненная структурированная информация об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов представляется учреждением в случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения в них изменений (п. 15 Порядка представления информации).
Порядок ведения официального сайта и требования к информационной системе
Размещение информации об учреждении на официальном сайте и его ведение обеспечивает Федеральное казначейство (п. 3 Порядка представления информации).
Официальный сайт должен работать круглосуточно. Размещаемая на нем информация должна быть доступна пользователям без взимания платы. При ведении указанного сайта Федеральное казначейство должно обеспечивать (п. 16-18 Порядка представления информации):
- бесперебойное функционирование официального сайта;
- оперативное обновление и поддержание в актуальном состоянии сведений об учреждении на основании информации, представленной учреждением;
- применение средств электронной подписи для обеспечения юридической значимости информации об учреждении и соответствующих электронных копий документов;
- ведение и актуализацию справочников;
- защиту сайта от несанкционированного доступа;
- разграничение прав пользователей информационной системы.
Обратите внимание! Ведение официального сайта и размещение на нем сведений об учреждениях осуществляются на русском языке (п. 20 Порядка представления информации).
При этом к информационной системе также предъявляются определенные требования. Согласно п. 19 Порядка представления информации она должна обеспечивать:
- доступность для учреждения информации о нем, содержащейся в справочниках;
- однократный ввод и многократное использование информации об учреждении;
- проведение необходимых контрольных процедур, обеспечивающих полноту, актуальность и достоверность размещаемой информации;
- поиск необходимой информации в соответствии с заданными критериями;
- просмотр структурированной информации об учреждениях;
- группировку размещенной информации по определенным аналитическим признакам, а также ее сравнение и анализ по заданным критериям;
- формирование отчетов о результатах размещения сведений об учреждении для учреждений, учредителей, Минфина и Федерального казначейства;
- сохранение истории изменений по годам размещаемой информации об учреждении в течение трех лет с возможностью их просмотра и сравнения;
- совместимость и взаимодействие системы с иными информационными системами, используемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Н. Гончарова,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Данный порядок не распространяется на информацию об учреждениях и их обособленных подразделениях, составляющую государственную тайну.
*(4) Данная информация содержится также в информационном письме органа государственной статистики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"