Как рассчитываются тарифы на виды медицинской помощи в системе ОМС?
Правилами ОМС предусмотрено, что расчет тарифов на медицинские услуги в системе ОМС может осуществляться по нескольким показателям:
- на единицу объема медицинской помощи (один койко-день в больничных учреждениях, одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения, один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров, один вызов скорой медицинской помощи);
- на конкретную медицинскую услугу;
- за пролеченного больного;
- на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц.
Для каждого из приведенных показателей установлена своя методика расчета, при этом учреждению целесообразно определить тарифы по всем показателям, чтобы потом была возможность выбора нужного тарифа и его включения в реестр счетов, выставленных на оплату оказанной учреждением медицинской помощи. Страховая организация в свою очередь также руководствуется тарифами и оплачивает по ним полученные счета исходя из объема средств, выделенных ей территориальным фондом ОМС.
Далее рассмотрим порядок определения тарифов на медицинскую помощь по разным показателям.
/-----------------\
| Тариф в расчете |
/--------|на единицу объема|---------\
| | медпомощи | |
| \-----------------/ |
| |
/-------------------\ /-------------------\
|Составляющая тарифа| |Составляющая тарифа|
| по базовой | |по территориальной |
| программе ОМС | | программе ОМС |
\-------------------/ \-------------------/
Базовая составляющая установлена Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 N 782. Согласно программе нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
1) на один вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1 710,1 руб.;
2) на одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе за счет средств ОМС - 169,5 руб.;
3) на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе за счет средств ОМС - 470,5 руб.;
4) на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1 380,6 руб., в том числе за счет средств ОМС - 1 167 руб.
Составляющая тарифа по территориальной программе ОМС включает:
- расходы на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда (в части прочих выплат);
- расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг;
- стоимость работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения;
- социальное обеспечение работников медицинских организаций, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 10 000 руб. за единицу.
Отметим важное правило. Территориальная программа ОМС может включать оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу ОМС, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой ОМС (п. 4 ст. 51 и п. 9 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
/-------------------\
|Тариф на конкретную|
/--------|медицинскую услугу |--------\
| \-------------------/ |
| |
/----------------------\ /------------------------\
| По затратам, | | По затратам на |
| непосредственно | |обеспечение деятельности|
| связанным | | медучреждения в целом |
|с оказанием медпомощи| | |
\----------------------/ \------------------------/
Перечень затрат, включаемых в эти группы, приведен в таблице.
Статьи затрат учреждения здравоохранения | |
Затраты, связанные с оказанием медицинской помощи пациентам | Затраты, необходимые для обеспечения деятельности медучреждения |
- затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи; - материальные запасы, потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), по табелю оснащения медицинской организации инструментами, мягким инвентарем, изделиями медназначения для оказания медицинской помощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания*; - затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), согласно табелю оснащения оборудованием | - затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской услуги (медицинской помощи); - хозяйственные расходы; - затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлины и иные обязательные платежи; - затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, не связанных непосредственно с оказанием медицинской услуги |
* Затраты на приобретение материальных запасов рассчитываются как произведение средней стоимости материальных запасов и их объема потребления в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Все перечисленные в таблице затраты (как связанные, так и непосредственно не связанные с оказанием медицинской услуги) относятся на себестоимость медпомощи (медицинской услуги).
Тариф за пролеченного учреждением больного рассчитывается исходя:
- из затрат на оказание медицинских услуг с учетом их перечня, среднего количества, частоты применения и стоимости;
- из затрат на лекарственные препараты с учетом их перечня, доз и стоимости;
- из стоимости применяемых в процессе лечения изделий медицинского назначения;
- из перечня препаратов крови с количеством, частотой предоставления и стоимости;
- из перечня диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества, частоты его предоставления и стоимости.
Данный тариф редко применяется на практике в силу того, что рассчитывать тариф отдельно на каждого больного - трудоемкое занятие, которое оправдывает себя только при небольшом количестве пациентов. Если же количество обратившихся за медпомощью значительно, целесообразно использовать другие показатели для расчета тарифа.
Расчет тарифа на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации осуществляется исходя из данных об объеме средств для подушевого финансирования амбулаторной медицинской помощи и численности прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц. При определении доли средств подушевого финансирования учитывается соотношение объема медицинской помощи, включенного в подушевой норматив, и общего объема оказанной медицинской помощи. В подушевой норматив финансирования медицинской организации могут включаться виды и объемы медицинской помощи, определенные территориальной программой. При этом расчет тарифа на основе подушевого норматива финансирования медицинского учреждения осуществляется с учетом коэффициентов половозрастных затрат на оказание медицинской помощи конкретным учреждением здравоохранения и иных коэффициентов, разработанных в регионе на основе показателей здоровья населения. Остается добавить, что при оплате амбулаторной медпомощи по тарифам на основе подушевого норматива финансирования медицинского учреждения учитываются численность застрахованных лиц, прикрепленных к конкретной медицинской организации (врачу), и объем средств на виды медпомощи по статьям затрат, включенных в территориальную программу ОМС.
С. Булаев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 ноября 2011 г.
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"