Организация ведомственного контроля качества медицинской помощи в республике Бурятия
Под системой ведомственного контроля качества медицинской помощи понимается контроль, осуществляемый должностными лицами и специалистами органов управления здравоохранением, руководителями лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их структурных подразделений, врачебными (клинико-экспертными) комиссиями ЛПУ и органов управления здравоохранением. Система оценки качества и эффективности медицинской помощи должна функционировать непрерывно, что позволяет оперативно получать необходимую для управления информацию.
Виды ведомственного контроля:
1) Плановый контроль осуществляется согласно плану-графику, на основании действующих отраслевых, территориальных нормативных документов и приказов руководителя учреждения по вопросам:
- оказания медицинской помощи населению;
- выполнения требований санитарно-противоэпидемического режима;
- организации лечебного питания;
- исполнения распорядительных документов вышестоящих органов управления здравоохранением, руководителя учреждения и т.д.
- организация социологических исследований среди населения.
2) Целевой контроль предусматривает реализацию определенной цели, которая выявляет причину отклонения от стандартов:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;
- анализ летальности;
- анализ ятрогенных осложнений;
- анализ послеоперационных осложнений;
- анализ эффективности реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения республики, программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан;
- анализ реализации плана перехода лечебно-профилактических учреждений на одноканальное финансирование и частичное фондодержание амбулаторно-поликлинических учреждений;
- анализ жалоб пациентов и т.д.
3) Предупредительный контроль оценивает:
- уровень безопасности лечебно-диагностического процесса для пациента, степень удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи;
- осуществление мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, эффективность работы комиссии по профилактике внутрибольничных инфекций;
- рациональное использование лекарственных средств;
- организацию лечебного питания;
- результаты эпидемиологического мониторинга;
- результаты анкетирования больных на удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи.
4) Контроль результата - заключительная экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретному пациенту.
Технология контроля качества в медицинском учреждении
Уровни медицинской помощи:
- медсестра (фельдшер)-больной;
- врач-больной;
- структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения (кабинет, отделение);
- лечебно-профилактическое учреждение;
- система здравоохранения (город, район, республика).
Уровни ведомственного контроля:
- самоконтроль (лечащий врач, медицинская сестра);
- первый (заведующий отделением, главный врач участковой больницы, врачебной амбулатории, старшая медицинская сестра отделения, заведующий ФАП);
- второй (заместители главного врача: по клинико-экспертной, лечебной, поликлинической работе, заместитель главного врача по хозяйственной части и экономическим вопросам, главная медицинская сестра больницы);
- третий врачебная (клинико-экспертная) комиссия лечебно-профилактического учреждения;
- четвертый (клинико-экспертная комиссия органа управлением здравоохранения муниципального образования);
- пятый (клинико-экспертная комиссия Министерства здравоохранения Республики Бурятия).
Самоконтроль
Контроль КМП осуществляется лечащими врачами ЛПУ независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности.
Лечащий врач в соответствии с нормативными документами обеспечивает контроль КМП на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Это определяет его особую роль в экспертном процессе. От лечащего врача зависит проведение лечебно-диагностического процесса надлежащего качества.
Самоконтроль процесса и его результата осуществляется на основе имеющихся стандартов оказания медицинской помощи, алгоритмов действия, протоколов ведения больных, клинико-статистических групп и т.п.
Лечащий врач с согласия больного или его законного представителя организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента согласно технологии лечебно-диагностического процесса, при этом применяются только разрешенные Министерством здравоохранения и социального развития РФ методы диагностики, лечения и лекарственные средства.
Обязанности по контролю КМП в лечебно-профилактическом учреждении возлагаются на заведующих отделениями, заместителей главного врача по лечебной и клинико-экспертной работе, главную медицинскую сестру.
Первый уровень ведомственного контроля осуществляют заведующие отделениями, главные врачи участковых больниц, врачебных амбулаторий, главные (старшие) медицинские сестры, заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами.
Основными задачами первого уровня контроля являются:
- оценка уровня качества оказания медицинской помощи, соблюдение стандартов;
- соблюдение требований к качеству оформления и ведению медицинской документации;
- контроль качества выполнения диагностических технологий в соответствии с требованиями;
- анализ и оценка деятельности врачей, среднего медицинского персонала отделения;
- выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению.
Заведующий стационарным подразделением осуществляет текущую экспертизу всех законченных случаев госпитализации (100%) в течение месяца, в амбулаторно-поликлиническом учреждении не менее 100 экспертиз (плановая и целевая) в течение месяца. По данным экспертизы определяется ежемесячно УКЛ по каждому врачу и в целом по отделению. УКЛ рассчитывается согласно утвержденной методике.
Обязательному контролю подлежат все случаи:
- летальных исходов;
- внутрибольничного инфицирования;
- осложнения, в т.ч. лекарственной терапии, поствакцинальные;
- расхождения диагнозов 3 категории в случае летального исхода;
- первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- жалоб пациентов на качество оказания медицинской помощи;
- повторных госпитализаций по поводу одного и того же заболевания в течение 1 месяца;
- удлиненных и укороченных сроков лечения на 30% и более;
- запущенных форм заболеваний (онкологических заболеваний, туберкулеза, острого инфаркта миокарда, инсультов и т.д.);
- умерших на дому от острого инфаркта миокарда, инсульта, пневмонии;
- несвоевременного представления больных на врачебную (клинико-экспертную) комиссию, медико-социальную экспертизу.
Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.
Старшая медицинская сестра отделения оценивает:
- ведение медицинской документации средним медицинским персоналом;
- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
- соблюдение лечебно-охранительного режима;
- соблюдение технологии сестринских манипуляций;
- соблюдение технологии подготовки пациентов к исследованиям;
- соблюдение технологии забора материала для лабораторных исследований;
- проведение обучения среднего и младшего медицинского персонала в отделениях;
- уровень знаний среднего медицинского персонала по вопросам инфекционной безопасности;
- проведение дезинфекционных мероприятий и стерилизацию;
- организацию работы младшего медицинского персонала.
Второй уровень ведомственного контроля осуществляют заместители главного врача.
Заместители главного врача проводят:
- оценку качества оказания медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами;
- соблюдение требований к качеству оформления и ведению медицинской документации;
- контроль качества выполнения диагностических технологий в соответствии с требованиями;
- выявление и анализ выявленных дефектов;
- принятие мер по их устранению и предупреждению;
- оценку организации лечебного питания, противоэпидемического режима;
- оценку обеспечения и использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения подразделений и учреждения в целом;
- оценку удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи;
- организуют экспертизу сложных клинико-экспертных случаев и случаев, подлежащих обязательному экспертному контролю;
- анализ работы структурных подразделений по качественным и количественным показателям.
Совместно с руководителями подразделений, заместители главного врача проводят анализ работы каждого подразделения с отработкой мероприятий по улучшению КМП, что оформляется протоколом и является второй ступенью контроля качества.
Заместитель главного врача в стационаре осуществляет экспертизу не менее 30% законченных случаев госпитализации в течение месяца, в амбулаторно-поликлиническом учреждении не менее 50 экспертиз (плановая и целевая) в течение месяца.
По данным экспертизы определяется ежемесячно УКЛ по каждому врачу, отделению и в целом по курируемому подразделению (поликлиника, стационар).
Третий уровень ведомственного контроля осуществляет врачебная (клинико-экспертная) комиссия лечебно-профилактического учреждения. Типовое Положение о врачебной (клинико-экспертной) комиссии утверждается приказом министра здравоохранения Республики Бурятия. Врачебная (клинико-экспертная) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным руководителем лечебно-профилактического учреждения.
Врачебная (клинико-экспертная) комиссия:
- организует разработку положения о контроле качества медицинской помощи в учреждении и других методических и руководящих документов в соответствии с отраслевыми требованиями;
- оценивает деятельность подразделений и учреждения в целом путем сравнения достигнутых результатов с утвержденными интегральными показателями деятельности лечебно-профилактических учреждений;
- анализирует результаты вневедомственного и ведомственного контроля КМП с отработкой мероприятий по улучшению системы контроля КМП;
- разрабатывает мероприятия по повышению КМП;
- ежегодно передает сведения о результатах внутриведомственного контроля КМП в вышестоящую организацию (органы управления здравоохранением территории).
Результаты работы врачебной (клинико-экспертной) комиссии оформляются протоколом и представляются руководителю лечебно-профилактического учреждения для принятия управленческих решений (указание, приказ и др.).
Руководителям лечебно-профилактических учреждений необходимо предусматривать развитие системы поощрений при оценке качества работы с учетом внедрения новых технологий.
Результаты внутриведомственного контроля КМП не могут быть использованы для экономических санкций при расчетах со страховыми медицинскими организациями и Бурятским территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Четвертый уровень ведомственного контроля осуществляет клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением муниципального образования. Типовое Положение о комиссии утверждается приказом министра здравоохранения Республики Бурятия. Клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением муниципального образования создается приказом руководителя органа управления здравоохранением муниципального образования.
Источником информации являются материалы третьего уровня контроля качества медицинской помощи, результаты проверок учреждений здравоохранения, заявления и жалобы граждан, данные социологических опросов.
Клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением муниципального образования:
- осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных учреждений здравоохранения в части организации контроля КМП;
- обеспечивает коллегиальное обсуждение и принятие решений по наиболее значимым вопросам контроля качества организации, оказания и финансирования медицинской помощи подведомственными учреждениями здравоохранения;
- проводит комиссионные экспертизы КМП при спорных ситуациях, жалобах (обращениях) пациентов и иных лиц;
- анализирует деятельность подведомственных учреждений здравоохранения по контролю КМП (по данным отчетов клинико-экспертных комиссий учреждений здравоохранения);
- формирует информационную базу по результатам КМП;
- ежегодно предоставляет в министерство здравоохранения Республики Бурятия отчет о результатах деятельности по контролю КМП.
Пятый уровень ведомственного контроля осуществляет клинико-экспертная комиссия Министерства здравоохранения Республики Бурятия. Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет организационно-правовое и инструктивно-методическое регулирование деятельности по экспертизе КМП в подведомственных ему лечебно-профилактических учреждениях Республики Бурятия. Положение о клинико-экспертной комиссии, состав комиссии утверждается приказом министра здравоохранения Республики Бурятия.
Источником информации являются материалы третьего и четвертого уровней контроля качества медицинской помощи, результаты проверок лечебно-профилактических учреждений Республики Бурятия, заявления и жалобы граждан, поступившие в Министерство здравоохранения Республики Бурятия, данные социологических опросов.
Клинико-экспертная комиссия Министерства здравоохранения Республики Бурятия:
- обеспечивает коллегиальное обсуждение и принятие решений по наиболее значимым вопросам контроля КМП;
- проводит при спорных ситуациях, жалобах пациентов и иных лиц комиссионные экспертизы КМП;
- анализирует деятельность подведомственных лечебно-профилактических учреждений по контролю КМП (по данным отчетов клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений);
- готовит экспертные заключения и управленческие решения по устранению системных для здравоохранения республики причин ненадлежащего состояния КМП;
- планирует, организует и координирует работу по улучшению КМП и обеспечению права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества;
- планирует проведение подготовки и переподготовки специалистов по экспертизе КМП для ЛПУ республики;
- формирует регистр экспертов КМП.
Кратность осуществления ведомственного контроля качества:
N п/п | Элементы контроля | Уровень | Периодичность |
1. | Оценка состояния и использование кадровых и материально-технических ресурсов | 1-3 | 1 раз в год |
2. | Организация и соблюдение санитарно-противоэпидемического режима | 1-2 | 1 раз в месяц |
3 | 1 раз в квартал | ||
3. | Организация лечебного питания | 1-2 | 1 раз в месяц |
3 | 1 раз в квартал | ||
4. | Организация и контроль обеспечения использования лекарственных препаратов | 1-3 | 1 раз в месяц |
5. | Экспертиза временной нетрудоспособности | 1-3 | Ежедневно |
6. | Организация работы параклинических служб | 1-2 | 1 раз в месяц |
3 | 1 раз в квартал | ||
7. | Экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам (соблюдение стандартов) | 1-3 | Постоянно |
8. | Анализ показателей, характеризующих эффективность работы служб (индикативные показатели) | 1-3 | В установленные сроки |
9. | Степень удовлетворенности пациентов оказываемой медицинской помощью (социологический опрос населения) | 2-3 | Не реже 1 раз в 6 мес. |
10. | Принятие, на основе анализа полученной информации, решений, направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи; выбор наиболее рациональных управленческих решений | 3 | Постоянно |
11. | Контроль реализации управленческих решений и проведение в случае необходимости корректировочных мероприятий | 3 | Постоянно |
Перечень документов по организации работы по контролю качества
Лечебно-профилактическое учреждение должно иметь:
- Устав;
- лицензию на право осуществления медицинской деятельности;
- лицензию на право осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ списка II;
- лицензию на право осуществления деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ списка III;
- свидетельство об участии лаборатории в Федеральной системе внешнего контроля качества;
- комплексный годовой план работы и годовой конъюнктурный отчет за предыдущий год;
- должностные инструкции на весь персонал и приказ по лечебно-профилактическому учреждению о курации служб заместителями главного врача;
- план повышения квалификации персонала;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- приказы об организации комиссий и их составе, положение о структурных подразделениях, комиссиях (в том числе: врачебной (КЭК), КИЛИ, по профилактике внутрибольничных инфекций и другие);
- протоколы заседаний комиссий;
- журнал формы 035/у-02 "Журнал учета клинико-экспертной деятельности в лечебно-профилактическом учреждении";
- журнал учета инфекционных заболеваний;
- стандарты (клинико-статистические группы) медицинской помощи;
- журналы совещаний (планерок) главного врача и протоколы конференций;
- графики и протоколы административных обходов руководителей (главного врача и его заместителей);
- графики дежурств ответственных администраторов;
- руководящие документы лечебно-профилактического учреждения (приказы);
- договоры по службам (метрологический контроль и т.д.);
- журнал входящей и исходящей корреспонденции;
- книга учета приема посетителей у руководства лечебно-профилактического учреждения;
- книга учета жалоб и обращений;
- картотека контроля выполнения приказов и распоряжений органов управления здравоохранением и руководства лечебно-профилактического учреждения.
Заведующие лечебными отделениями и службами должны иметь:
- нормативные документы по службе, в т.ч. приказы по учреждению, инструкции, методические рекомендации;
- должностные обязанности на весь персонал (с подписями исполнителей), штаты и кадры отделения (службы), данные о квалификации работающего персонала;
- годовые планы работы отделения (по совершенствованию работы, по повышению квалификации, по оснащению и т.п.);
- графики работы персонала;
- график отпусков;
- конъюнктурные отчеты о работе отделения (службы) за последние три года с анализом деятельности, расхождений диагнозов, осложнений и др.;
- протоколы экспертной оценки, карты оценок КМП;
- журнал учета совещаний, конференций, занятий по повышению квалификации;
- журнал обхода отделений администрацией лечебно-профилактического учреждения и - отдельно - заведующим отделением;
- журнал учета внешних проверок;
- книгу регистрации жалоб и заявлений;
- стандарты медицинской помощи по профилю отделения.
Р.С. Петров,
Центр изучения проблем
здравоохранения и образования
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".