При размещении заказа на поставку программы для ЭВМ для государственных нужд посредством проведения открытого аукциона заказчик установил в аукционной документации требование к участникам размещения заказа об обладании исключительным правом на указанную программу, так как он приобретает права на эту программу в связи с ее поставкой. Правомерен ли отказ в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа, которому по лицензионному договору принадлежит право лишь на распространение экземпляров программы?
Отказ в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа, которому по лицензионному договору принадлежит право лишь на распространение экземпляров программы, а не исключительное право на эту программу при наличии в аукционной документации требования к участникам размещения заказа об обладании указанным исключительным правом, является правомерным.
Обоснование ответа. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных ч. 6.1 и 6.2 ст. 37 Закона N 94-ФЗ.
Часть 2 указанной статьи гласит, что аукцион может быть открытым или закрытым.
Как установлено ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Пункт 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ гласит, что при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить такое требование к участнику размещения заказа, как обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Следовательно, включение заказчиком в конкурсную документацию требования к участникам размещения заказа об обладании исключительным правом на программу для ЭВМ правомерно.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ.
На основании п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 1229 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.
Исходя из анализа положений ст. 1270 ГК РФ, следует сделать вывод, что исключительное право на произведение не ограничивается распространением оригинала экземпляров этого произведения.
Согласно п. 1 ст. 1286 ТК РФ по лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
В данном случае исключительное право на программу для ЭВМ принадлежало организации не полностью, а в пределах, установленных лицензионным договором.
Исходя из смысла п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, следует сделать вывод, что требование, установленное данным пунктом, предполагает наличие исключительного права на произведение в полном объеме.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 ноября 2011 г.
"Все для бухгалтера", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).