К вопросу о необходимости применения аксиологического подхода в гражданском процессуальном праве
Статья посвящена недостаточно изученной в современной науке гражданского процессуального права проблеме ценностей отрасли права. Автор характеризует различные аспекты понимания гражданских процессуально-правовых ценностей, дает определение этому явлению, а также освещает его особенности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Не вызывает сомнения, что такое положение должно найти отражение во всех сферах государственной политики. Однако без обеспечения защиты данная норма носит лишь декларативный характер и может не соблюдаться на практике. Наибольший вред при этом возникает в сфере судебной защиты, поскольку согласно отечественному законодательству именно суды выступают последней (а иногда и единственной) инстанцией для защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права.
Тем не менее социологические исследования показывают совершенно иное отношение людей к судебной системе, а следовательно, и к государству в целом. Например, социолог В.В. Ковалев по результатам опросов, проведенных в рамках подготовки докторской диссертации, выявил: с одной стороны, неуважительное отношение к правовым нормам, недоверие государственным правоприменительным органам, готовность решать спорные правовые ситуации внеправовыми способами и т.п., а с другой - позитивное отношение к идее равноправия, демократическим ценностям, концепции правового государства и т.д.*(1)
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ цель гражданского судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Вместе с тем, по результатам социологических опросов, проведенных фондом "ИНДЕМ" в 2007-2009 гг., чаще всего при обращении в суд люди ожидают восстановления справедливости (90%), в то время как защиты нарушенных прав и свобод ждут 76%*(2). Вместе с тем в ГПК РФ ни разу не упоминается такая ценность, как справедливость: ни в числе целей или задач гражданского судопроизводства, ни среди требований к судебным актам. Поэтому представляется невозможным соответствие отечественной системы судебной защиты по гражданским делам требованиям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающей право каждого на справедливое судебное разбирательство.
Сложившееся положение можно объяснить, на наш взгляд, низкой аксиологической составляющей норм гражданского процессуального права и их несоответствием существующей системе правовых ценностей. В связи с этим гражданское судопроизводство должно быть наполнено ценностным содержанием, выражающимся как в нормативном, так и в праксиологическом аспекте.
Центральным вопросом аксиологии права являются правовые ценности. Следовательно, применяя аксиологический подход при изучении и совершенствовании гражданского процессуального права, необходимо говорить о гражданских процессуально-правовых ценностях.
Большинство правовых ценностей установлены Конституцией РФ или вытекают из общего смысла ее норм, т.е. пронизывают все без исключения отрасли права, поскольку характеризуют отечественную правовую систему в целом. То общее содержание, которое выработано аксиологией права для каждой ценности, остается, но в дальнейшем преломляется и обогащается в зависимости от отрасли права. Следует оговориться, что гражданское процессуальное право, как и любая другая отрасль права, не обладает собственно отраслевыми, свойственными именно ей ценностями, которые отсутствовали бы в иных отраслях. Правовые ценности затрагивают все без исключения отрасли права. Однако понимание каждой ценности зависит от специфики той или иной отрасли права, вследствие чего ценность наполняется новым содержанием, особенностями восприятия, реализации и функционирования.
Таким образом, общими остаются лишь термины, которые, по справедливому замечанию Р.М. Нигматдинова, носят межотраслевой характер*(3). Различные отрасли права применительно к ценностям оперируют тождественными терминами (например, "истина" в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве, "равенство" в гражданском и трудовом праве). В зависимости от отрасли конкретным ценностям отводится более или менее значимая роль (наиболее ярко это выражается в различном функционировании ценности "свобода" в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве). Следовательно, правовые ценности в области гражданского процессуального права имеют специфику. Это связано с тем, что правовые ценности приобретают смысл лишь в конкретной системе правового регулирования, именно в ней они наполняются особенным содержанием.
Поэтому можно говорить о гражданских процессуально-правовых ценностях как системе, которая представляет собой сложившуюся на данном этапе исторического развития совокупность правовых ценностей, определяющих предмет и метод гражданского процессуального права, а также деятельность судов в названной сфере.
Гражданские процессуально-правовые ценности можно понимать в трех аспектах.
В первом аспекте речь идет о ценностях гражданского процессуального права как отрасли отечественного права. Обусловливая содержание гражданских процессуальных норм, ценности оказывают регулирующее воздействие на правоотношения. В этом аспекте ценности представляют собой явления, которые сформировались в результате научного, профессионального и обыденного представления о наилучшей модели правосудия. При этом общепринято, что гражданское процессуальное право - самостоятельная отрасль права и имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Ценности влияют на оба этих компонента.
Во втором аспекте ценности понимаются применительно к гражданскому процессу как детерминанты деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению и разрешению подведомственных им споров.
В третьем аспекте ценности трактуются как исторически сложившиеся категории, влияющие на законотворчество в рассматриваемой сфере. В этом смысле исследование ценностей позволяет выяснить, какие нормативные предписания закона соответствуют их требованиям и должны быть сохранены в дальнейшем, а от каких необходимо отказаться. Именно посредством признания ценностей законодатель точно устанавливает характер и социальную значимость тех или иных фактов жизни каждого человека и народа, решает, какие общественные отношения следует законодательно закрепить, а какие нет, определяет законодательные и правоприменительные акценты.
Представляется целесообразным выделить основные сферы проявления гражданских процессуально-правовых ценностей. На наш взгляд, к ним относятся гражданская процессуальная норма, гражданские процессуальные правоотношения и правосознание субъектов указанных отношений.
Нормативно гражданские процессуально-правовые ценности могут выражаться в виде принципов, требований, аксиом, а также вытекать из целей гражданского судопроизводства.
В сфере гражданских процессуальных правоотношений гражданские процессуально-правовые ценности воплощаются двояко. С одной стороны, они воздействуют на такие отношения, а с другой - в процессе отношений могут формироваться новые ценности, конечно, в течение длительного времени. Причем ценности могут влиять на само возникновение гражданских процессуальных правоотношений. Так, одной из предпосылок этих отношений выступает юридический состав, в который входят действия лица, например по подаче искового заявления.
В советское время закреплялась иерархия ценностей, при которой государству как субъекту правоотношений отводилось привилегированное положение, что иллюстрируется следующим высказыванием: "Разрушение "буржуазных" юридических институтов сопровождалось в России отрицанием многих традиционных правовых идеалов и, в частности, права на предъявление исков к государству"*(4). Таким образом, система ценностей ограничивала возможность возникновения гражданских процессуальных отношений, не допуская предъявления искового заявления к определенным субъектам. Думается, что, в отличие от норм права, гражданские процессуальные правоотношения представляют собой именно практическую, функциональную сферу проявления ценностей.
В сфере правосознания гражданские процессуально-правовые ценности - идеальные образования, с позиции которых осуществляется обоснование закономерностей формирования и функционирования гражданского судопроизводства с точки зрения суда (профессиональное правосознание) и иных субъектов (обыденное правосознание в случае участия граждан, профессиональное - при участии прокурора, органов государственной власти, профессиональных представителей и т.п.). Сюда относятся требования, модели, идеалы, образцы, нормы, представления о желаемой системе осуществления правосудия по гражданским делам. В этом смысле гражданские процессуально-правовые ценности соответствуют исторически сложившимся в конкретном обществе обычаям, традициям рассмотрения и разрешения гражданских дел. Однако помимо таких объективных закономерностей и факторов есть и субъективная сторона деятельности людей, поскольку ценности, несомненно, включают и субъективный элемент - категорию значимости, т.е. ценность должна быть воспринята большинством для того, чтобы стать таковой.
Гражданские процессуально-правовые ценности имеют особенности.
Во-первых, у них особая сфера реализации - осуществление правосудия по гражданским делам. Данная сфера, с одной стороны, изменяет видение некоторых общеправовых ценностей (например, ценности равенства применительно к делам, возникающим из публичных правоотношений), а с другой - дополняет систему ценностей специфичным содержанием, присущим именно рассмотрению и разрешению гражданских дел.
Во-вторых, гражданские процессуально-правовые ценности требуют обязательного закрепления в гражданских процессуальных нормах, поскольку нуждаются в специальной защите, обеспеченной силой государственного принуждения*(5). В этом смысле справедливо утверждение, что "каждая норма основана, по крайней мере, на одной ценности, обоснованной и преобразованной той нормой"*(6). Применительно к гражданским процессуально-правовым ценностям нормативность может проявляться прямо или опосредованно (когда аксиологические категории логически, лексически или иными способами выводятся из одной (чаще - нескольких) норм). Ценности влияют на все нормы гражданского процессуального права, однако наиболее ярко они выражаются в его основных положениях: аксиомах и принципах. В ГПК РФ отсутствует указание на то, какие из норм считаются аксиологическими, что порождает вопросы относительно количественного и качественного состава ценностей, сущности каждой из них и их влияния на систему права.
В-третьих, легальное толкование собственно гражданских процессуально-правовых ценностей осуществляется Пленумом Верховного Суда РФ и Конституционным Судом РФ. В этих толкованиях содержится указание на понимание явлений именно как ценностей, даются рекомендации по применению конкретных норм гражданского процессуального права при разрешении конкретных споров с учетом аксиологического подхода. Так, отмечая значимость (следовательно, и ценность) дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда РФ особо говорит о необходимости соблюдения сроков их рассмотрения*(7), обращая при этом внимание на высокую социальную ценность названной категории дел. Конституционный Суд РФ для принятия решения о целесообразности конкретных действий при рассмотрении дела предлагает определять их обоснованность с точки зрения защиты правовых ценностей*(8).
В-четвертых, гражданские процессуально-правовые ценности всеобщи, что предполагает их действие (со своей спецификой) в различных видах и на всех стадиях гражданского судопроизводства.
В-пятых, гражданские процессуально-правовые ценности прямо или косвенно отражаются в судебных постановлениях. Все действия судьи при принятии постановления обусловлены сложившимися гражданскими процессуально-правовыми ценностями.
В-шестых, ценности указанной отрасли системны. Термин "система" определяется, в частности, как множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой некоторое целостное образование, единство*(9). Системность свойственна и ценностям в иных отраслях права, однако в каждой отрасли, в том числе в гражданском процессуальном праве, система ценностей обладает спецификой.
Таким образом, под гражданскими процессуально-правовыми ценностями предлагается понимать обусловленные духовными, политическими и социально-экономическими устоями Российского государства явления, отраженные в нормах гражданского процессуального права, концентрированно выражающие представления об идеальной модели осуществления правосудия по гражданским делам, значимые для человека и общества и обеспечивающие преемственность в гражданском процессуальном праве. Эти категории отражают важнейшие качественные особенности данной процессуальной системы, определяют сущность и назначение всех ее основных институтов и правил рассмотрения дел. Гражданские процессуально-правовые ценности - это краеугольный камень, вокруг которого сооружается, формируется вся система гражданско-процессуальных норм. Именно этим обстоятельством объясняется то, что правовые ценности всегда выражают природу права и его основные черты. Они играют упорядочивающую, стабилизирующую роль в развитии гражданского процессуального законодательства.
Исследуемые явления имеют большое значение и в сфере правоприменения. Так, они служат отправными положениями при толковании процессуальных норм, в том числе принципов гражданского процесса, с недостаточно ясным содержанием, которые вызывают разногласия у правоприменителей. В силу своего особого значения ценности подлежат неукоснительному соблюдению при рассмотрении конкретного дела. Всякое отступление от них приводит к нарушению основных норм гражданского процессуального права и воспринимается как существенное нарушение закона.
Наконец, эффективная реализация права (применение, исполнение и соблюдение) невозможна без высокого уровня правосознания как тех, кто использует нормы права (профессиональное правосознание), так и тех, по отношению к кому применяются нормы права (обыденное или массовое правосознание). В этом смысле справедливо высказывание Т.Я. Насыровой о том, что суд своей деятельностью раскрывает правовые ценности, судебное решение в таком случае "будет воспринято не как внешний императив, и раскрытые правовые ценности субъект обратит в свой личный мир"*(10).
Таким образом, гражданские процессуально-правовые ценности играют важную роль в формировании профессионального и массового правосознания, поскольку воздействуют на совокупность представлений и чувств людей, выражающих субъективное отношение к существующему и желаемому праву. Последнее в свою очередь значимо для формирования уважения субъектов гражданских процессуальных правоотношений к судебной системе, поведения лиц, участвующих в деле, и лиц, содействующих правосудию, в судебном заседании, правильности их показаний, добросовестности осуществления своих прав и в итоге - исполнения судебных постановлений.
Итак, гражданские процессуально-правовые ценности выражают правовые взгляды современного общества и государства на цели и задачи, способы и средства деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению ими гражданских дел, определяют цель судопроизводства и методы достижения этой цели, характерные черты, показывающие сущность гражданского процессуального права.
Bibliography
Bojcova V.V., Bojcova L.V. Interpretacija principa otvetstvennosti gosudarstva za ushherb, prichinennyj grazhdanam, v praktike Konstitucionnogo Suda RF // Gosudarstvo i pravo. 1998. N 4.
Calliess Ch. Europe as Transnational Law. The Transnationalization of Values by European Law // German Law Journal. 2009. N 10.
Chechina N.A. Osnovnye napravlenija razvitija nauki sovetskogo grazhdanskogo processual'nogo prava. L., 1987.
Gorbuz A.K., Krasnov M.A., Mishina E.A., Satarov G.A. Transformacija rossijskoj sudebnoj vlasti. Opyt kompleksnogo analiza. SPb., 2010.
Kovalev V.V. Aksiologicheskie stereotipy kak faktor ustojchivosti rossijskogo obshhestva: avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk. Rostov n/D, 2009.
Nasvrova T.Ja. Teleologicheskoe (celevoe) tolkovanie sovetskogo zakona: teorija i praktika. Kazan', 1988.
Nigmatdinov R.M. Problema pravovyh ponjatij i ocenochnyh kategorij v grazhdanskom processual'nom prave: dis. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 2004.
Slovar' inostrannyh slov. 18-e izd., stereotip. M., 1989.
Э.И. Мишутина,
аспирант Саратовской государственной академии права (Саратов)
"Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ковалев В.В. Аксиологические стереотипы как фактор устойчивости российского общества: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 33.
*(2) Горбуз А.К., Краснов М.А., Мишина Е.А., Сатаров Г.А. Трансформация российской судебной власти. Опыт комплексного анализа. СПб., 2010. С. 355.
*(3) Нигматдинов Р.М. Проблема правовых понятий и оценочных категорий в гражданском процессуальном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 28.
*(4) Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам, в практике Конституционного Суда РФ // Государство и право. 1998. N 4. С. 49.
*(5) Чечина Н.А. Основные направления развития науки советского гражданского процессуального права. Л., 1987. С. 83.
*(6) Calliess Ch. Europe as Transnational Law. The Transnationalization of Values by European Law // German Law Journal. 2009. N 10. C. 1367.
*(7) Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией i раж, сапами права на трудовые пенсии" // Рос. газ. 2005. 29 дек.
*(8) Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П по жалобе граждан Лашманкина Александра Владимировича, Шадрина Дениса Петровича и Шимоволоса Сергея Михайловича на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СПС "Гарант".
*(9) Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотип. М., 1989. С. 469.
*(10) Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона: теория и практика. Казань, 1988. С. 123.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу о необходимости применения аксиологического подхода в гражданском процессуальном праве
Автор
Э.И. Мишутина - аспирант Саратовской государственной академии права (Саратов)
"Российский юридический журнал", 2011, N 6