Просим разъяснить порядок использования Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" применение общероссийских классификаторов при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией является обязательным.
Согласно постановлению Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение ОКАТО и ОКТМО, является Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
При этом принятие и введение в действие изменений в ОКАТО и ОКТМО, проекты которых разработаны и представлены Росстатом, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.
Объектами ОКАТО являются субъекты РФ и входящие в их состав административные районы, города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения, поселки городского типа, сельские округа (сельсоветы, волости и другое), а также сельские населенные пункты (поселки сельского типа, села, станицы, деревни, хутора и другое), предназначенные для организации деятельности органов государственной власти в субъектах РФ, состав которых регламентирован "Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 г., продолжающим действовать в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (с изменениями).
Подпунктом "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы установления и изменения административно-территориального устройства субъектов РФ отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Для классификации и кодирования другого типа объектов - муниципальных образований, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и предназначенных для организации деятельности органов местного самоуправления, Росстатом в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.08.2005 N 1301-р разработан Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО).
ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории РФ муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований. Росстатом ОКТМО используется для разработки статистических показателей в разрезе муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, объекты ОКАТО и ОКТМО различаются между собой по своему составу и содержанию и используются в каждом случае для решения определенных для них задач.
В настоящее время в целях обособления различных бюджетов публично-правовых образований РФ применение ОКАТО при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ является обязательным и используется:
- плательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ при формировании платежных (платежно-расчетных) документов;
- органами Федерального казначейства при распределении средств, поступающих от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей между бюджетами бюджетной системы РФ, а также главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов при их администрировании;
- Минфином России, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) при формировании согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетной отчетности по исполнению соответствующего консолидированного бюджета РФ;
- Минфином России, Счетной палатой РФ и соответствующими федеральными государственными органами (государственными органами субъектов РФ) при осуществлении функций по контролю за целевым использованием средств, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов (предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).
При этом действующие нормативные правовые акты, в том числе регулирующие порядок осуществления операций с безналичными средствами в РФ, не предусматривают использование вместо кодов ОКАТО кодов ОКТМО, а также использование двух общероссийских классификаторов (ОКАТО и ОКТМО) одновременно.
Изменения в ОКАТО, вводимые Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в свете разработки ОКТМО (в том числе с датой введения в действие в середине текущего финансового года), на основании законодательных актов субъектов РФ об изменении их административно-территориального устройства не могут учитывать особенностей бюджетного процесса и, как следствие, не могут быть применены участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.
В целях реализации Федерального закона от 25.11.2008 N 222-ФЗ, устанавливающего необходимость перечисления в законах субъектов РФ населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, а также в рамках Федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2006 N 595, в 2011 г. Росстатом осуществляется разработка новой версии ОКТМО, предусматривающей идентификацию населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, кодами ОКТМО, что в дальнейшем позволит использовать эти коды взамен кодов ОКАТО населенных пунктов, в том числе в бюджетном процессе (для целей сбора, распределения налогов и формирования бюджетов муниципальных образований).
Поскольку в основе организации бюджетного процесса положено деление в разрезе публично-правовых образований (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), полагаем наиболее целесообразным при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ применение одного классификатора, наиболее отвечающего требованиям бюджетного процесса, - ОКТМО в актуализированной версии.
Вместе с тем в целях недопущения возникновения невыясненных поступлений по платежам в бюджеты муниципальных образований для перехода участниками бюджетного процесса с применения кодов ОКАТО на коды ОКТМО требуется переходный период, в течение которого необходимо проведение значительной подготовительной работы по внесению изменений в нормативные правовые (правовые) акты Минфина России, Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы, а также других участников бюджетного процесса, предусматривающих применение ОКАТО, а также по разработке (доработке) программного обеспечения, обеспечивающих деятельность участников бюджетного процесса.
В связи со сложившейся ситуацией в течение переходного периода до 1 января 2013 г. (до перехода на применение в бюджетном процессе ОКТМО) в целях обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы РФ целесообразно использовать редакцию ОКАТО, действующую до внесения в нее изменений, связанных с обнулением значимых разрядов кодов, обозначающих сельсоветы (сельские населенные пункты).
Специалисты Минфина России и Федерального казначейства
1 ноября 2011 г.
"Финансы", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414